Star Views + Comments Previous Next Search Wonderzine

Спецпроекты«Поездка для меня стала вызовом»:
Куда и как отправиться в экспедицию

Камчатские вулканы с медведями и поездка на Бали на «Волге»

«Поездка для меня стала вызовом»:
Куда и как отправиться в экспедицию — Спецпроекты на Wonderzine

Для многих путешествия — это комфортные отели, хорошая погода и туристические места. Однако самые интересные вещи, как правило, за пределами привычных маршрутов. Чтобы расширить горизонты, наши герои отправляются в экспедиции, где зачастую нужно идти по десять часов в день с рюкзаками или неделю страдать от горной болезни на высоте пять тысяч метров. В таких поездках важно увидеть всю красоту мира и ничего не пропустить. Поэтому совместно с брендом контактных линз Acuvue мы поговорили с тремя людьми и записали их истории и советы.

Кристина Бойко

Отправилась на камчатские вулканы и столкнулась там с медведями

В экспедиции я хожу последние два-три года — хочется спокойствия, умиротворения, привести мысли в порядок. Самое яркое, что мне довелось увидеть за последнее время, — это Камчатка. Мы две недели ходили пешком в дикой природе по вулканам. А началось всё с Исландии, где я когда-то увидела вулканический чёрный песок с лавой.

Как-то встаю я утром, собираю палатку
и вижу в кустах что-то большое. Сначала подумала, что собака, а потом поняла: медведица

Что нужно взять с собой в экспедицию? Удобные и разношенные ботинки. Термобельё, дождевик, дождевые штаны, перчатки, шапку, непромокаемую куртку, мощный пауэрбанк, воду. Болит всё сильно — рюкзак весит 12–20 килограммов. Я ещё беру линзы и в условиях, когда рядом с твоей палаткой гуляют медведи, меняю их в темноте, без зеркала, лежа в спальнике.

Экспедиция — это дискомфорт: не всегда есть еда, возможность помыться и постирать вещи. Много вещей с собой тоже не возьмёшь — рюкзаки со снаряжением и так очень тяжёлые. Идти восемь часов в день непросто, особенно с непривычки, сколько бы ты ни тренировался. И возраст не так уж важен, с нами была 60-летняя женщина, которая часто справлялась лучше нас. Ещё бывает страшновато — за две недели нам на пути встретилось восемь медведей. Как-то встаю я утром, собираю палатку и вижу в кустах что-то большое. Сначала подумала, что собака, а потом поняла: медведица. За ней тут же пробежали два медвежонка.

На второй-третий день экспедиции ты уже перестаёшь обращать внимание на проблемы, втягиваешься и просто идёшь

Перед любой серьёзной экспедицией нужно заниматься в зале с весами, бегать, чаще ходить пешком. Можно и нужно тренировать плечи, но это не гарантирует, что они не будут уставать — будут. Ещё важно найти хорошего проводника — мы своего нашли в одном из турклубов. Они знают все медвежьи тропы, у них есть нужный набор электроники, включая навигаторы. Проводник облегчает жизнь, но тащишь рюкзак, поднимаешься и готовишь еду ты всё равно сам. На второй-третий день ты уже перестаёшь обращать внимание на проблемы, втягиваешься и просто идёшь.

Что нужно сделать, чтобы начать этим заниматься? Самый простой вариант — обратиться в турклуб, там всё организуют. А можно просто отправиться куда-нибудь с палаткой на выходные — скажем, на Селигер. За два-три дня станет понятно, твоё это или нет. Ну и ещё один плюс экспедиций — как правило, это недорого. Берёшь свою палатку, сам себе готовишь еду. Но траты в любом случае есть: билеты, проводник, снаряжение. В случае Камчатки и Алтая палатка должна быть крепкой, чтобы выдержать ветер и дождь. Но я всем говорю: бояться не стоит, надо пробовать. Не попробуешь — не узнаешь.

Москва
Петропавловск-Камчатский → Елизово → вулкан Мутновский → вулкан Горелый → Марсово поле → Толбачинский перевал → перевал Толуд → сопка Клешня → Мёртвый лес → конус Звезда → посёлок Эссо → Елизово → Петропавловск-Камчатский →
Москва

Николай Беликов

В составе экспедиции «Восход» отправился из Москвы на Бали на советских «Волгах» и попал в самые экстремальные условия

Года три назад меня пригласили в проект «Восход» и предложили отправиться из Москвы на Бали на «Волгах». Машины 1970-х годов мы купили в разваленном состоянии и вложили деньги в ремонт. Ломались они часто — постоянно приходилось что-то подкручивать. Но азиаты восхищались нашими автомобилями, думали, это космолёт.

Я всегда много путешествовал, но поездка такого масштаба всё равно стала вызовом. Проблем было много: во-первых, мы отдали страшную сумму за то, чтобы заехать в Китай. Как к нам только не придирались пограничники! Переворачивали все вещи, не пропускали. В итоге китайский гид помог решить все вопросы. Ещё в какой-то момент у нас появилась горная болезнь, особенно когда мы десять дней ехали по высоте пять тысяч метров. Кружилась голова, шла кровь из носа. А под самый конец у нас не оказалось нужных документов, чтобы проехать из Малайзии в Индонезию. Мы, конечно, знали, что они нужны, но в Москве их сделать не удалось — документы на две машины стоили миллион рублей.

На Бали поехали вшестером, во вторую экспедицию, по Европе, — уже всемером. Поехать с нами может любой желающий, но это активная экспедиция, у каждого члена команды есть задачи, которые нужно выполнять. Это одновременно и самый сложный проект моей жизни, и самый интересный — помимо бытовых сложностей экспедиции, приходилось одновременно решать целый ряд вопросов: например, где заработать денег на дальнейшую дорогу. Часто было непонятно, где ты будешь спать ближайшей ночью. В Тибете — на высоте 4 700 метров в ночлежках с буржуйками в минус 15 градусов, а в Таиланде — бесплатно в пятизвёздочном отеле.

Мы не делаем ничего сверхъестественного
— и в этом вся красота этих поездок. Просто взяли и осуществили мечту многих
— сели в машину и поехали

Сейчас мы монтируем документальный фильм об экспедиции, он выйдет в конце года. Жалею ли я, что ввязался в эту авантюру? Ещё перед началом у меня были сомнения — какие «Волги», какое Бали, зачем? Было несколько моментов, когда всё могло закончиться на полпути. Пройдут ли у нас машины границу или нет, смогут ли они проехать по горам? И так с десятками вопросов. Но та красота, которую я увидел, и опыт, который испытал в экспедициях, стоили того.

Мы не стоим на месте — следующая экспедиция будет через Южную Америку, сверху вниз. И я уверен, это снова будет поразительно. Но в то же время мы не делаем ничего сверхъестественного — и в этом вся красота этих поездок. Мы просто взяли и осуществили мечту многих — сели в машину и поехали.

Вероника Кузнецова

Была в экспедиции в Кармадонском ущелье, где когда-то погиб Сергей Бодров, в дикий холод и с летней палаткой

Самые крутые мои экспедиции всегда получаются в горы. Я работаю в Институте географии РАН, поэтому почти все они носят научный характер: то мы бурим озера, то едем исследовать равнины. А несколько лет назад отправились в Северную Осетию, в Кармадонское ущелье, где когда-то пропал Бодров. На тот самый ледник Колка, который сошёл в 2002-м. Туда мы поехали на пять дней, чтобы измерить температуру тающего льда и оценить, насколько она меняется.

Это было в октябре, уже холодно и снежно. Мы прилетели во Владикавказ, а вот потом начались приключения — оттуда до Кармадонского ущелья часов шесть мы ехали на старой, забитой людьми «газели», с огромными рюкзаками. Одна женщина разрешила переночевать у неё — мы обрадовались, потому что было уже холодно. Потом та женщина нас ещё и накормила, дала с собой яблок и ещё каких-то фруктов. Ради таких моментов и хочется отправляться в опасные экспедиции. С этой точки зрения такие поездки не забываются.

От мороза спасали только природные радоновые ванны. Но нам никто не сказал, что если ты проводишь в них больше 20 минут, то начинает кружиться голова

На следующее утро мы отправились в путь — идти нужно было часов восемь по горной тропе с рюкзаками. Тропа была очень узкая, её сильно размыло, туда еле-еле вставала одна нога. Днём температура около нуля, а по ночам минус пять, поэтому главная наша ошибка — мы взяли с собой летнюю палатку. Тенты у неё не доходят до основания, она полностью не закрывается, поэтому туда засыпал снег. Спасали нас только природные радоновые ванны, они были совсем рядом — когда мы мёрзли, отогревались там. Но нам никто не сказал, что если ты проводишь в них больше 20 минут, то начинает кружиться голова. Ещё у нас была одна бутылка дагестанского коньяка на троих — согревались им.

Если это автономная экспедиция, вдали от цивилизации, брать с собой нужно всё: еду, газ, палатки, спальники. Обязательно нужна тёплая и водонепроницаемая одежда. Если поездка в горы, то верёвки, специальные горные ботинки. С удобствами там, конечно, никак — мало того, что холод, иногда нам и мыться приходилось в ледяном озере, температура в котором вряд ли была больше плюс пяти. Но дело, конечно, не в удобствах и не в температурах — в первую очередь это было приключение, которое невозможно забыть. Абсолютно незабываемое, во время которого я увидела куда больше, чем во время обычного туристического отдыха.

Москва → Владикавказ → Алагир → Кармадон → Алагир → Владикавказ → Москва

Читайте другие истории

Увидеть всё: Девушки об экстремальных путешествиях

Путешествие по Африке с собакой, Амазонка с пираньями и горный Таджикистан

22 раза в Стамбуле и 50 — в Париже: Путешественники, которые ездят в одни и те же места

Что точно стоит увидеть в городах Турции, Франции и Андорры

Своими глазами: 15 необычных мероприятий в Европе, которые нельзя пропустить

Танцы на винограде, помидорное побоище и битва лодок

Рассказать друзьям
1 комментарийпожаловаться