Star Views + Comments Previous Next Search Wonderzine

ВластьМайя Санду: Что мы знаем
о первой президентке Молдовы

Майя Санду: Что мы знаем 
о первой президентке Молдовы — Власть на Wonderzine

Борьба с коррупцией, укрепление экономики, евроинтеграция и не только

Антон Данилов

На прошлых выходных Молдова выбрала первую в истории страны президентку: лидером страны стала Майя Санду, набрав почти пятьдесят восемь процентов голосов. Своего главного конкурента и действующего президента Игоря Додона она обогнала почти на пятнадцать процентов, но неподсчитанные голоса, по словам главы ЦИК Молдовы Владимира Шарбана, уже не изменят текущего расклада. «Осталось подсчитать голоса на избирательном участке в Сакраменто», — сказал чиновник, комментируя результаты выборов.

В отличие от лидера оппозиции Беларуси Светланы Тихановской, Майя Санду долго занималась политикой. Ещё двадцать пять лет назад, получив образование экономистки и дипломатки, Санду устроилась работать в министерство экономики страны. Уже через два года женщина стала консультанткой в главном управлении по сотрудничеству с международными экономическими организациями. Десять лет назад Санду окончила Гарвардский университет, после чего начала работать советницей исполнительного директора Всемирного банка в Вашингтоне. «Работа в банке дала мне повод учиться у других, разных стран. И в Гарварде, и в Мировом банке я поняла, что развитие — это сложный процесс, что не только моя страна движется медленно, как я считала. Что вообще нужно работать и верить, что можно изменить к лучшему жизнь людей в своей стране», — рассказывает она в интервью журналисту Дмитрию Гордону.

В 2012 году Майя Санду вернулась в Кишинёв и возглавила министерство просвещения страны. Санду работала в правительстве Владимира Филата — лидера «Либерально-демократической партии Молдовы», которого позже осудили на девять лет тюрьмы из-за коррупции. Министром образования Санду анонсировала целый список реформ, начиная с нового Кодекса об образовании. Женщина принимала непопулярные меры: например, она сильно ужесточила контроль за сдачей экзаменов. Кроме того, Санду предлагала перейти на буквенную систему оценок и сделала русский язык факультативным. По словам Санду, она лишь хотела предоставить выбор ученикам, какой язык они хотят учить. «Я знаю, что многие родители выразили желание, чтобы их дети продолжали учить русский. В законе мы дали людям выбор, какой язык учить. Я буду поддерживать все программы для родного языка, в том числе румынского», — сказала Санду в одном из недавних интервью.

Владимир Филат лишился должности в 2013 году, а его преемник и коллега по партии Юрий Лянкэ продержался чуть больше полутора лет. Следующим премьером стал Кирилл Габурич, однако и он не смог долго оставаться на этой должности: весной 2015 году против него открыли дело из-за подделки диплома (правда, потом процесс закрыли — истёк срок давности). Тогда же ЛДПМ выдвинула на пост премьера Санду, однако сразу высокий пост женщина не получила: её кандидатуру не поддержали другие партии из правящего «Альянса за европейскую интеграцию». Через год женщина запустила собственную политическую силу — «Сделай шаг с Майей Санду», которая позже преобразилась в партию «Действие и солидарность». В том же 2016 году Санду выдвигалась в президентки Молдовы, однако четыре года назад она с разницей в четыре процента уступила пророссийскому кандидату Игорю Додону.

В 2019 году Санду стала премьер-министром Молдовы, и её назначение стало политическим компромиссом и результатом договорённостей между Россией, США и Евросоюзом. Именно это решение послужило началом конца неограниченной власти олигарха Владимира Плахотнюка, который фактически управлял страной через Демократическую партию. И именно поэтому Санду считается оппозиционной кандидаткой. Например, президентка выступает за вывод российских войск из Приднестровья: непризнанная республика не только нерешённый сепаратистский вопрос, но и источник контрабанды, на которой, по словам Санду, зарабывает сам президент Додон.

Журналист и эксперт во внутренней политике Молдовы Владимир Соловьёв рассказывает, что свою предвыборную кампанию Санду строила на необходимости бескомпромиссной борьбы с коррупцией, быстрого и срочного улучшения уровня жизни. Молдова — беднейшая страна Европы, там не прекращается отток населения, и победа Майи Санду стала возможной во многом благодаря голосам тех людей, что уехали из страны за последние годы. «Диаспора голосовала беспрецедентно: двести пятьдесят тысяч молдаван за границей голосовали впервые за всю историю проведения выборов, и большинство из них — за Санду. За Додона проголосовало порядка восемнадцати тысяч человек. Этот результат говорит сам за себя». Соловьёв считает, что Майя воспринимается, как принципиальный политик, которая намерена бороться с ворами. «Она критиковала Додона как олигарха, а когда отказывалась от дебатов с ним, то говорила, что дебатировать с ним должны судьи и прокуроры», — добавляет он.

Так же жёстко Майя Санду критикует действия российских властей в Украине: если её предшественник Игорь Додон называл Крым «фактически российским», то Санду выступает за территориальную целостность соседней страны. Новый лидер Молдовы говорит, что её стране нужно вступить в ЕС, но сам процесс не обещает быть лёгким. «Процесс — это стандарты, и мы должны внедрять их: как мы руководим государством, как строим дороги, как тратим государственные деньги и как улучшаем жизнь в наших сёлах», — рассказывает она Гордону. В преддверии выборов Додон пугал русофобными настроениями Майи, однако сейчас она уверяет, что новая власть не будет притеснять русскоязычных жителей, которых в Молдове почти девятьсот тысяч. «Я буду делать всё для того, чтобы мы нашли деньги для того, чтобы все этнические группы могли учить родной язык», — рассказывает она.

При этом Майя Санду — политик правого толка, которая, как говорит Владимир Соловьёв, никогда не скрывала этого. «Её партия выступает за Европейский союз, и Россия не в приоритетах. Ни о каком развороте на восток речи не идёт. Во время предвыборной кампании она немало сделала для того, чтобы сместиться в центр политического спектра и получить голоса русскоязычных жителей. Она обращалась к ним на русском языке, говорила о том, что будет защищать права меньшинств. В какой-то мере это сработало», — говорит Соловьёв.

Отдельного упоминания достоин тот факт, что Санду смогла выиграть у кандидата с административным ресурсом. «Додон — не авторитарный руководитель, это не Лукашенко, который может себе нарисовать любую цифру, — говорит Владимир Соловьёв. — В Молдове массовые фальсификации довольно сложно скрыть, поэтому выборы здесь проходят относительно честно. Разумеется, есть нарушения и вбросы, но в общем процент этих нарушений не определяет исход голосования. Благодаря этому в Молдове существует сменяемость власти, правда, она не сильно отражается на уровне жизни людей».

Во время предвыборной кампании Майя Санду столкнулась с сексистскими репликами в свой адрес: например, представительница Демократической партии Зика Иванши решила, что Санду не сможет править страной, потому что у неё нет детей. «Как женщина, которая не смогла стать матерью, сможет направлять целое государство?» — спрашивает она. При этом Санду — как и многие другие женщины в политике — в своей предвыборной кампании обращалась к избирательницам. Накануне выборов она выпустила видео, в котором прочитала вдохновляющую феминистскую речь. «Дорогие женщины, я хочу сказать вам то, что вы слышите слишком редко, но вы знаете это всем сердцем: вы можете! Вы можете стать кем угодно, вы можете делать всё, что угодно. Дорогие женщины, мы можем достойно вести страну и делать это хорошо», — сказала она.

Владимир Соловьёв рассказывает, что в сельской местности Молдовы к женщинам сохраняется очень патриархальное отношение, которое можно описать фразой «твоё место на кухне». Домашнее насилие — это большая проблема в стране. «Но сам факт того, что выиграла женщина, впечатляет, это шаг вперёд. Санду не продвигала женскую повестку — она её олицетворяла», — говорит он. Соловьёв напоминает, что Санду не единственная всенародно избранная руководительница Молдовы. «В этой стране живут гагаузы — православный тюркоязычный народ со своей автономией. Ею правит руководитель башкан, который тоже избирается всенародно. «Так вот башканом там работает женщина Ирина Влах, которая уже дважды избиралась на этот пост. Гагаузы ещё более консервативные, но и там выиграла женщина», — рассказывает Владимир.

Додон же пугал страну, что в случае избрания Майи Санду в Молдове будут проходить прайды — и это притом что массовые акции ЛГБТ-солидарности в Кишинёве уже проводили. В прошлом году кто-то запустил слух, что Санду лесбиянка, а в качестве «доказательства» распространил фотографию двух обнимающихся девушек — в одной из них якобы можно узнать будущую президентку. Женщине пришлось объясняться на пресс-конференции. «Демократы сфабриковали видео, с помощью которого хотят доказать, что я лесбиянка. Но я никогда ею не была, к сожалению троллей и их хозяев. Более того, это враньё плохо сфабриковано. Видео снято в Мюнхене, где я не была никогда», — сказала она.

Сейчас Санду говорит, что не будет запрещать прайды — просто потому, что они нарушают базовое право на свободу собраний. Сама президентка не участвовала в прайдах, хотя представители её партии, как говорит Соловьёв, шли вместе с ЛГБТ-людьми. В поддержку кандидатки высказываются и молдавские представители ЛГБТ-сообщества. «Уважаемые ЛГБТ-люди, я понимаю, что ещё не было политика, достойного нашего голоса, — написала в фейсбуке журналистка и представительница правозащитного центра «Гендердок-М» Анжелика Фролова. — Я думаю, что она теперь политик, которому мы можем доверить. Я не уверена, что ожидания оправдаются, но я думаю, что попробовать стоит. Это наш единственный шанс на свободу».

Теперь Майя Санду должна укрепить своё положение. Сейчас ей в этом мешает парламент, потому что полномочий у Санду там нет. «Большинства у неё тоже там нет: сейчас в парламенте всего четырнадцать лояльных ей депутатов», — говорит Соловьёв. Майя Санду будет добиваться роспуска парламента и организации досрочных выборов, чтобы на волне народной любви попытаться сформировать правящее большинство и своё правительство. «Без этого все её обещания останутся пустым звуком, президент в Молдове не способен всерьёз влиять на принятие решений без парламентского большинства и лояльного правительства. Президент в ином случае будет символической фигурой, потому что по Конституции Молдова — парламентская республика».

ФОТОГРАФИИ: Wikimedia (CC BY 4.0)

Рассказать друзьям
2 комментарияпожаловаться

Комментарии

Подписаться
Комментарии загружаются
чтобы можно было оставлять комментарии.