Star Views + Comments Previous Next Search Wonderzine

Фотопроект«Exactitudes»: Стиль габберов, топшоперов, бабуль и не только

Фотодуэт из Роттердама изучает стремление разных людей одеваться похоже

«Exactitudes»: Стиль габберов, топшоперов, бабуль и не только — Фотопроект на Wonderzine

КАЖДЫЙ ДЕНЬ ФОТОГРАФЫ ПО ВСЕМУ МИРУ ищут новые способы рассказать истории или поймать в кадр то, чего мы раньше не замечали. Мы выбираем интересные фотопроекты и расспрашиваем их авторов о том, что они хотели сказать. На этой неделе публикуем проект фотографа Ари Верслуиса и социолога Элли Айтенброк, в рамках которого они с 1994 года снимают и интервьюируют представителей различных субкультур и социальных групп. С помощью этого проекта его создатели исследуют нашу склонность следовать дресс-коду, характерному для разных групп, а также процесс формирования соответствующих стереотипов.

 

 

 

Ари Верслуис и Элли Айтенброк

фотограф и социолог

Этот проект возник сам собой, когда улицы Роттердама вдруг заполонил новый взрывной стиль — габбер. Я говорю о начале 90-х. Этот портовый город породил хардкорную версию пролетарского рейверского стиля: юно-выбрито-угрожающе-конфетно-яркую, в итальянских трениках. Восхитительный замес, если рассматривать эти образы с точки зрения стиля. Мы сняли в студии несколько портретов таких парней, и были поражены тем, насколько идентично они выглядели и вели себя. В прессе эту серию приняли на ура — не только потому, что она изображала совершенно новое явление, но и потому что форма съемки оказалась самой подходящей содержанию: это движение было про толпу, а не отдельного человека, культивировало массовость, а не индивидуальность.

Большинство серий, в итоге вошедших в наш проект, привязаны к определенному месту. Мы обосновывались в каком-нибудь районе, ночном клубе, универмаге, рынке или железнодорожной станции и начинали наблюдать. Анализировали, кто туда ходит и как эти люди одеваются. После того как у нас в голове складывался образ типичного посетителя, начинали приглашать героев на съемку. Проект быстро разрастался и становился всё лучше и интереснее. Бывало, что в процессе съемки очередной группы людей мы понимали, что не совсем правильно представляли себе их стиль, и узнавали о нем уже непосредственно от самих героев.

Со временем из-за глобализации стало сложнее находить людей, придерживающихся необычного стиля в одежде: сегодня девушки, которые одеваются в Zara в Санкт-Петербурге, выглядят так же, как их ровесницы в Роттердаме. Именно поэтому мы предпочитаем снимать пожилых людей, гораздо более многомерных, с более глубоким жизненным опытом, который выражается и в манере одеваться. Ведь мы исходим из того, что мода — это язык и метод коммуникации.

Мы работаем над этим проектом вот уже двадцать лет! За это время на смену пленке пришла цифра, а помимо глобализма изменилось и отношение к выражению индивидуальности — ее проявления стали куда более подвижными, разнообразными. Формирование индивидуальности со всеми отличительными чертами — это сложный, динамичный процесс, и этот путь новые поколения проходят самостоятельно. Мы больше не наследуем от родителей образ жизни и ряд внешних отличительных черт, обусловленных средой воспитания, регионом проживания, вероисповеданием или уровнем дохода. Большую роль в этом играет интернет.

Сейчас мы можем наблюдать, как стиль и поведение разных людей меняются у нас на глазах — а вместе с этим и весь мир. Происходят культурные трансформации, гендерные, междисциплинарные, межпоколенческие и так далее. Белые подростки из бедных районов становятся адептами гламурного хип-хопа или принимают ислам, в модных универмагах появляются гендерно нейтральные отделы одежды, а 14-летние девочки выглядят на 21, в то время как их 40-летние матери выглядят и ведут себя как их подружки или одноклассницы. Ваша 70-летняя бабушка вполне может ходить в фитнес-центр в наимоднейших высокотехнологичных кроссовках. Технологии и медиа преподносят нам идею и бесконечные возможности для самосовершенствования.

В 80-х мы все были заворожены зарождением и подъемом Дюссельдорфской школы фотографии, которая базировалась на принципе новой объективности. Это и сформировало нас, вкупе с нашим интересом к журналу i-D, который в 1980 году запустил Терри Джонс — первый, кто начал транслировать в печатном издании стиль улиц и воспринимать его как часть моды.

Рассказать друзьям
12 комментариевпожаловаться