Star Views + Comments Previous Next Search Wonderzine

ЖизньЧто такое спортсвошинг и как страны пытаются спасти свою репутацию

Что такое спортсвошинг и как страны пытаются спасти свою репутацию — Жизнь на Wonderzine

И почему спорт не существует вне политики

Пожалуй, крупные спортивные мероприятия успели стать поп-культурным феноменом. Например, во время Олимпиады и чемпионата мира по футболу страны принимают болельщиков со всего света, а соревнования воспринимаются скорее как развлечение — недаром их смотрят даже те, кто в остальное время абсолютно равнодушен к спорту. Впрочем, политический контекст многих соревнований вызывает вопросы — разбираемся, как политики используют спорт в своих целях.

Позитивное влияние спорта на общественно-политическую жизнь очевидно: именно спортивные мероприятия позволяют объединять людей, преодолевать культурные и географические различия и тем самым достигать социальных изменений. Так, правозащитные организации регулярно используют спортивные программы для борьбы с расовой и гендерной дискриминацией. Например, в 2015 году Международный олимпийский комитет (МОК) создал Олимпийскую сборную беженцев для привлечения внимания к проблемам мигрантов и беженцев. «Это важный сигнал миру, что беженцы обогащают наше олимпийское объединение и общество в целом», — заявил глава МОК Томас Бах.

Однако порой спорт используется политиками в корыстных целях. Явление, при котором государство или бизнес-структуры пытаются обелить свою репутацию при помощи спорта, называют спортсвошингом («sports washing»). По сути, это попытка отвлечь внимание и нормализовать правонарушения при помощи спортивных мероприятий. «Представьте, что в подростковом возрасте вы — лучший друг самого популярного парня в школе. Через близость к нему вы тоже круты. Именно этого стараются достичь страны, компании и люди, когда хотят ассоциироваться с успешными спортсменами, командами и лигами», — объясняет спортивный менеджер Джамал Блейдс.

В беседе с Kit спортивный журналист Вадим Лукомский отмечает, что цель любого спортсвошинга — «работа на ассоциацию со страной», создание позитивной ассоциации на фоне неблагоприятных условий. «Зато какую команду построили, дарят радость людям», — объясняет логику Лукомский.

«Ценность спортивного наследия снижается, когда его используют для очищения грязной репутации кровожадных политических лидеров»

Хрестоматийными примерами спортсвошинга стали чемпионат мира по футболу 1934 года, который проходил в фашистской Италии Бенито Муссолини, а также Олимпийские игры 1936 года, проведённые в нацистской Германии. Так, нацистский режим сделал всё возможное для создания привлекательного образа страны: перед приездом делегатов из МОК антисемитские газеты убрали из киосков, а плакаты против евреев, рома и гомосексуалов — с улиц крупных городов.

Немало примеров спортсвошинга в современной истории. Взять хотя бы зимние Олимпийские игры 2022 года в Пекине, проходившие на фоне международной критики КНР из-за системных нарушений прав человека, в том числе из-за геноцида уйгуров, или проведение в Беларуси чемпионата Европы по велоспорту на треке в 2021 году после жестокого подавления протестов годом ранее.

Естественно, не осталась в стороне Россия.

Неоднозначную международную реакцию вызвали зимние Олимпийские игры в Сочи, проведённые накануне аннексии Крыма и начала военных действий в восточных областях Украины. Кроме того, неправительственная организация Human Rights Watch выступила с докладом о трудовой эксплуатации рабочих при строительстве олимпийских объектов Сочи. Для отчёта организация опросила шестьдесят шесть рабочих, работавших в Сочи с 2009 по 2012 год, они приехали из Армении, Кыргызстана, Сербии, Таджикистана, Узбекистана и Украины. Рабочим платили в среднем от 55 до 80 рублей в час, при этом некоторые работодатели удерживали зарплату, заставляли их работать по двенадцать часов в день, лишали выходных, отнимали паспорта и разрешения на работу и угрожали депортацией из страны.

В аналогичной обстановке состоялся чемпионат мира по футболу в 2018 году: в стране проводилась непопулярная пенсионная реформа, власти преследовали оппозиционных политиков и подавляли массовые протесты, а до полномасштабных военных действий в Украине оставалось всего четыре года.

«На какой-то улице недалеко от Никольской у людей было прекрасное весёлое настроение, они танцевали под музыку из машины. Чемпионат изначально был дичью и плясками на костях и могилах, но даже тот маленький кусочек радости, который случился в московском переулке, закончился приездом ментов. Они очень грубо всех разогнали, а кого-то даже задержали. Тут стало понятно, что это ад и п****ц. Захотелось очень громко сказать, что чемпионат — это, конечно, здорово, но мы живём в страшной стране с репрессивными законами», — рассказывает участница Pussy Riot Ника Никульшина, выбежавшая на поле во время финального матча ЧМ в рамках протестной акции «Милиционер вступает в игру».

Одним словом, спортсвошинг помогает «забыться» избирателям и мировому сообществу, вытесняя из инфополя негативные социально-экономические сюжеты при помощи эффектных спортивных достижений. Именно поэтому политики столь охотно прибегают к сотрудничеству со спортивной индустрией в корыстных целях.

Смещение акцентов не единственное негативное последствие спортсвошинга. Спортивный журналист Джейк Войтович в совместной статье с философами Кайлом Фру и Альфредом Арчером утверждает, что спортсвошинг фактически поощряет дальнейшее совершение правонарушений. «Если окажется, что вы можете нарушать права человека, не понеся при этом никакого ущерба репутации, то у вас мало стимулов для прекращения такого поведения», — говорится в статье. Кроме того, спортсвошинг дискредитирует культуру спорта и её общественную значимость. «Ценность спортивного наследия снижается, когда его используют для очищения грязной репутации кровожадных политических лидеров».

«Чемпионат — это, конечно, здорово, но мы живём в страшной стране с репрессивными законами»

При этом противодействовать спорствошингу не так просто. Во-первых, тактика спасения репутации при помощи спорта работает — это заметно на примере чемпионата мира по футболу в Катаре, ставшего одним из наиболее скандальных спортивных мероприятий за последние годы. «Несмотря на масштабную критику в течение нескольких недель, предшествующих турниру, статистика просмотров матчей очень высока. В ежедневных газетах доминирует обсуждение футбола, а не государственной политики Катара», — констатирует британский журналист Джеймс Снелл.

Во-вторых, бойкот спортивных мероприятий — неоднозначный выход из ситуации. Олимпийские игры и чемпионаты мира, как правило, становятся главными событиями в карьере каждого спортсмена, которые в противном случае вынуждены расплачиваться собственными жизненными перспективами за ошибки нечестных политиков и авторитарных режимов.

Вадим Лукомский считает более эффективной мерой противодействия спортсвошингу не бойкотирование мероприятий, а системное обсуждение актуальных проблем в режиме реального времени — это позволит нивелировать эффект обеления репутации и привлечь внимание к важным социально-политическим сюжетам. Показателен пример футбольного чемпионата Евро-2020, проходившего сразу в одиннадцати странах Европы, в том числе и в Венгрии, где в тот момент принимались гомофобные дискриминационные законы. В итоге силами спортсменов, болельщиков и активистов борьба с гомофобией стала одной из главных тем европейского чемпионата.

Альфред Арчер, Кайл Фру и Джейк Войтович подтверждают, что активность болельщиков и спортсменов играет важную роль в противодействии спортсвошингу. Так, стратегия спортсвошинга основана на отделении проступков государства от спортивного события или команды при помощи сильных эмоций и спортивной идентичности. Когда болельщики и спортсмены привлекают внимание к злоупотреблениям, особенно в эмоционально заряженной атмосфере стадиона, они подрывают эту тактику.

ФОТОГРАФИИ: Getty images (1, 2)

Рассказать друзьям
0 комментариевпожаловаться