Star Views + Comments Previous Next Search Wonderzine

ЖизньИнтернет-культура и соцсети: Что значит быть «чрезвычайно онлайн»

Интернет-культура и соцсети: Что значит быть «чрезвычайно онлайн»
 — Жизнь на Wonderzine

О дискуссиях в Сети и за её пределами

В последние годы в Интернете набрала популярность фраза «быть чрезвычайно онлайн» (extremely online), которая описывает, как погружённость в интернет-культуру сказывается на реальной жизни. Порой встречается вариант «хронически онлайн» (chronically online) однако от него чаще отказываются, чтобы негативная коннотация термина не сказывалась на восприятии хронических болезней.

«Чрезвычайно онлайн» зачастую используется иронично, но в то же время феномен многое говорит о значении соцсетей и технологий для современных людей. Разбираемся в нём подробнее.

Порой люди сами замечают, как много времени уделяют соцсетям и интернет-культуре, а невольно погружаясь в очередной интернет-скандал, осознают: «Почему я столько об этом знаю?» И фраза «очень онлайн» становится ироничным признанием своей вовлечённости в темы, которые за пределами соцсетей вряд ли кого-то так же сильно волнуют. Но часто термин используют по отношению к людям, которые в личном общении отвечают сложными интернет-отсылками либо в онлайн-пространстве воспринимают всё слишком серьёзно. Примеры из англоязычного твиттера приводит блогер Кёртис Коннер: кто-то слишком серьёзно реагирует на шутки об отношениях Осла и Драконихи из «Шрека», один пользователь пишет о том, как реально порой испытывать «отвращение к энергии и мышлению какого-то человека», а другой иронично подмечает, что это простое «тебе кто-то не нравится».

Термин «хронически онлайн» появился ещё в начале 2000-х годов в англоязычном Интернете, но обрёл новую популярность в последние годы, в частности, в 2020 году, когда множество людей были на самоизоляции и проводили больше времени в Сети. И как пишет журналистка Кейт Линдси в своей рассылке, именно в последние годы термин стал означать иную степень погружённости, то есть не просто количество часов у экрана и знание мемов, а изменение способов мышления и общения. При этом блогеры и журналисты подмечают, что сами понимают, что значит «быть слишком онлайн» — ведь это бывает необходимо для работы, чтобы уследить за трендами Сети и рассказать таким же «включённым» читателям.

Быть «чрезвычайно онлайн» значит «быть глубоко вовлечённым в мир интернет-культуры, меняться под воздействием интернет-культуры и, самое главное, верить, что мир интернет-культуры имеет большое значение в офлайне», резюмировала Джейн Костон в статье для Vox. Она также подчеркнула, что эпитет «чрезвычайно онлайн» может касаться не только поведения, но и самих обсуждаемых тем, твитов или постов — их важность при этом измеряется не влиянием на «реальную» жизнь, а популярностью или дурной славой в Сети.

В своём материале Костон исследовала президентскую кампанию Дональда Трампа в 2020 году: она была «очень онлайн», поскольку он слишком рассчитывал на то, что его избиратели так же много сидят в твиттере, как и он, — хотя большая часть его электората (и населения США в целом) вовсе не активные пользователи соцсети и волновали их более актуальные для них лично проблемы. Если в 2016-м Трамп смог представить себя как борца за права «простого американца», то в 2020-м он чаще упоминал обсуждаемых в Сети людей, нежели последствия коронавируса, заметила журналистка. Она привела примеры, когда и среди демократов обсуждали, что твиттер может повредить левым, фокусируя дискуссии на незначительных вещах, но в итоге Джо Байден стал кандидатом, не слишком опирающимся на соцсети.

Одним словом, на реальность живущего «чрезвычайно онлайн» человека начинают влиять мнения, распространяющиеся среди небольшого круга людей (пользователей соцсетей) и опирающиеся на отсылки, которые только они и поймут, и методы диалога, присущие для онлайн-пространств. То есть термин описывает способ мышления и поведения в целом, а не то, где (то есть онлайн) оно проявляется. Хотя зачастую такое поведение проявляется вновь в онлайн-пространствах — порой в соцсетях даже спрашивают о самых «экстремально онлайн» мнениях, которые люди недавно видели в Сети.

Так, в сообщениях пользователей, ведущих экстремально онлайн образ жизни, могут замыливаться важные понятия, проявляться поверхностное морализаторство (даже из хороших побуждений). Но в то же время, как замечает Кейт Линдси, порой термин «слишком онлайн» могут использовать против разумных просьб учитывать, как в соцсетях обсуждают значимые темы, вроде расы, гендера, инвалидности и не только.

Видеоэссеистка Шания, известная на YouTube как Shanspeare, затрагивает личные переживания, которые подвигают людей больше времени проводить онлайн. Она рассуждает о том, как привычно современным людям постоянно скроллить и отвлекаться на уведомления. О боязни пропустить что-то важное, отстать от обсуждений или пропустить ошибку, которую допустила ранее и на которую теперь все указывают. Рассуждая уже именно о феномене «экстремально онлайн» она выделяет три категории: политическую, которую характеризуют поверхностные дискуссии, подпитывающиеся анонимностью участников, индивидуальную, которая проявляется в пассивности при потреблении большого количества информации и влиянии экранного времени на самочувствие людей, а также прибыльную — для big-tech компаний, которым важна постоянная активность пользователей. Она заключает, что экономика внимания, таким образом, оказывается скомпрометирована.

Проблема не в интернет-общении как таковом, это не значит, что «реальная жизнь» происходит только за пределами соцсетей. Для многих людей Интернет может быть одним из немногих способов общаться по разным причинам. Дело не в том, что кто-то слишком много сидит за компьютером, но в некой тенденции в общении, которую люди стали отмечать и которой к тому же способствуют алгоритмы соцсетей, продвигающие посты с не самыми продуктивными дискуссиями. Кейт Линдси также считает, что, пока алгоритмы стимулируют поверхностное общение, где незнакомцы быстро переходят к спорам, они не прекратятся. И она предлагает перестать играть в этом роль: замечать, когда что-то звучит «слишком онлайн», и не взаимодействовать с этим — и надеяться, что вскоре так будет поступать большинство.

Рассказать друзьям
0 комментариевпожаловаться