ЖизньСсылка дня: Материал издания i-D о корё-сарам
Проект дизайнера Жени Ким и фотографа Саши Мунаева об идентичности «советских корейцев», судьбе народа и культуры
В РУБРИКЕ «ССЫЛКА ДНЯ» мы рекомендуем материалы других изданий на темы, заслуживающие внимания.
«Я думаю, что главный объединяющий фактор [корё-сарам] — это борьба за понимание того, кому ты принадлежишь, и какая-то отверженность, — объясняет Женя. — Для меня это как отдельная нация или этнос, разбросанный по разным территориям — не имеющий своего государства».
«Фотографии, которые отражают,
что значит быть советским корейцем», i-D
Дизайнер Женя Ким совместно с фотографом Сашей Мунаевым подготовила для издания i-D материал о корё-сарам. С момента основания марки J.Kim прошло почти десять лет, и всё это время ташкентский дизайнер создаёт одежду, чтобы «исследовать свою собственную идентичность и наследие, охватывающее континенты и культуры». Женя Ким — представительница корё-сарам, этнической группы корейцев, подвергшихся массовым репрессиям, интернированных в Советском Союзе и сейчас проживающих в Восточной Европе и Центральной Азии. «История корё-сарам, или советских корейцев, восходит к концу XIX века, когда закат династии Чосон вынудил многих корейцев покинуть свою родину в поисках лучшей жизни в другом месте, — говорится в материале. — Поскольку династия Цин закрыла китайские границы, мигранты были вынуждены перебраться на Дальний Восток России, где они поселились и процветали, прежде всего занимаясь выращиванием риса и рыболовством. Однако не прошло и века, как сталинские репрессии 1937 года — массовая депортация и этническая чистка корейцев в Советской России — выгнали этих людей с корнем, и выжившие были вынуждены переселиться в Среднюю Азию. Сегодня корё-сарам представляют собой диаспору, разбросанную по странам, включая Узбекистан, Казахстан, Россию и Украину».
В тексте i-D рассказывается, что Женя, работая над брендом J.Kim, провела большую часть времени в размышлениях о своей идентичности корё-сарам. «Как отдельная этническая группа корё-сарам не имеют народного костюма. Мне хотелось придумать что-то своё: своего рода народный костюм советских корейцев, но помещённый в современный мир», — говорит дизайнер. В течение десяти лет она смешивала корейские и узбекские элементы и в итоге смогла создать собственный уникальный дизайн, а также пришла к более чёткому пониманию своей идентичности. Завершив исследование собственной личности, Женя решила не останавливаться на достигнутом: «Я хочу выяснить, насколько это актуально для других людей, таких как я, и узнать их мысли по этому поводу. Я хочу знать, как они себя чувствуют». Специально для i-D дизайнер связалась с несколькими представителями корё-сарам, чтобы обсудить их опыт.
Жене удалось найти интересных, уникальных героев и героинь. С кажд_ой она обсуждала историю семьи, восприятие идентичности, отношение к корейской культуре, судьбу народа, жизнь в разных странах и многое другое. Кто-то из героев рассказывал о сложностях с самоидентификацией, кто-то знал наверняка, кем является, а некоторые сходились во мнении, что не могут и не хотят ограничивать свою идентичность. «Вам не нужно загонять себя в какие-то рамки или навешивать ярлык: „Я кореец“. Я вот не могу назвать себя корейцем. Многие аспекты корейского менталитета остаются для меня загадкой, и в то же время я не стопроцентный русский. Я не чувствую себя ни корейцем, ни русским. Думаю, я где-то посередине. И это чувство со мной с самого детства. Наверное, ассимилированные корейцы моего возраста поймут, о чём я говорю», — делится мыслями 25-летний оператор-постановщик Марио.
Для того чтобы ещё точнее передать самоощущение героев и героинь, а также отразить, что же значит быть «советским корейцем», фотограф Саша Мунаев снял портреты каждого, с кем говорила Ким. В итоге у команды получился интересный проект о корё-сарам в частности и об идентичности в целом. «Ваше происхождение и ваша личность — это то, что остаётся и путешествует с вами независимо от того, где вы находитесь. Я надеюсь, что все мы сможем заглянуть в свои корни, найти уникальность и вдохновение. Я — несколько наивно — надеюсь, что однажды мы сможем жить в мире, где каждый осознал свою идентичность и никто не вторгается в чужое пространство», — подводит итог проделанной работе дизайнер Женя Ким.
обложка: Саша Мунаев