Жизнь«Слава советской армии»: Как российские школы стали ещё одним оплотом пропаганды
И как сделать так, чтобы ваши дети не подверглись её влиянию
1 сентября начался новый учебный год, который в этом году пройдёт на фоне продолжающихся боевых действий на территории Украины. Всё это вместе — хороший повод, чтобы увеличить идеологическое давление на образовательные и культурные институты. В частности, с этого года во всех школах страны каждый понедельник будет начинаться с занятия «Разговоры о важном», где с детьми будут обсуждать актуальные новости и пропагандировать службу в вооружённых силах. Разбираемся, как менялось школьное образование после 24 февраля, давно ли школы отвечают за патриотическое воспитание и как родители и школьники пытаются этому противостоять.
История вопроса
«Патриотическое воспитание — это в первую очередь правильное осознание истории своей страны. Каждый человек должен понимать, что его личный успех тесно связан с успехом государства, его прошлым, настоящим и будущим. Пока же у нас люди отдельно, а государство отдельно, но мы это исправим», — это слова министра образования РФ Андрея Фурсенко в 2005 году. Но проект программы правительства «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации», которая принимается сразу на пять лет и сейчас существует в форме федерального проекта «Патриотическое воспитание», был внесён в Госдуму ещё в 1998 году. Его авторы подразумевали, что «реализация программы по патриотическому воспитанию граждан РФ будет способствовать более быстрому формированию общенациональной идеи, которая должна стать государственной идеологией России». В конце 90-х на фоне дефолта, снижения популярности Ельцина и усталости россиян от реформ идеи консервативных политиков и реваншистские настроения находили всё больший отклик, идея необходимости появления «национальной идеи» или «новой идеологии» стала более популярной. Сама эта программа была принята только в 2001 году, когда президентом стал Владимир Путин.
На протяжении нулевых и десятых годов подобные инициативы возникали регулярно, часто на региональном уровне. Например, в 2009 году мэр Омска Виктор Шрейдер предложил создать современный аналог октябрят — «Медвежат», детскую организацию при партии «Единая Россия», а в 2015 году исполнение гимна стало обязательным для школьников в Калужской области. С этого же года отмечается повышение интереса государства к «патриотическому воспитанию». В Совете Федерации это объясняли тем, что «за последние два года значительно изменилась международная обстановка и возросла напряжённость в международных отношениях. Произошли известные события на Украине, против России фактически развязана информационная война в международном информационном пространстве».
После 24 февраля
«Военно-патриотическое воспитание» существует уже не первый год, однако после 24 февраля идеологическая индоктринация в школах приобрела новые формы. Уже 28 февраля стало известно, что 1 марта в школах России запланирован специальный урок обществознания, который должен объяснить детям причины действий военно-политического руководства РФ, об этом написала «Медиазона» (Минюст считает «Медиазону» иноагентом. — Прим. ред.). Учителям разослали методички, содержавшие прямые рекомендации по ответам на вероятные вопросы школьников. Например, в ходе урока «События на Украине» для 7–8-х классов предполагалось объяснять, что «идёт не война с Украиной, а специальная миротворческая операция, цель которой — сдержать националистов, которые притесняют русскоговорящее население».
Для 9–11-х классов тогда провели урок «Беседа о важном», который также представлял собой пересказ видеообращения Владимира Путина к гражданам России от 23 февраля.
Также, по утверждению Медиазоны, ещё 24 февраля редакторы «Просвещения» (самое крупное издательство российских учебников) получили распоряжение свести к минимуму упоминания Украины и Киева в учебниках по истории: например, было рекомендовано убрать упоминание Киево-Печерской лавры, когда речь шла о летописце Несторе.
Позже, в апреле, министр просвещения Сергей Кравцов выступил с инициативой установить в школах традицию поднятия флага. Эту идею поддержали региональные депутаты, причём часто со ссылкой на опыт США. Например, депутат Евгений Герасимов отмечал, что «по всем поводам поднимают флаг, чуть ли не каждый день». В этом же месяце Сергей Кравцов выступил с идеей начинать преподавать историю с первого класса, объявил о необходимости закрепить в законодательстве тезис «воспитание как часть образования» (на данный момент подразумевается, что школы занимаются образованием, а семья — воспитанием), а также постановил оснастить 33 тысячи российских школ государственной символикой до 2024 года. Соответствующие распоряжения он дал в ходе патриотического форума «Сила — в правде».
В июле стало известно, что с нового учебного года в школах появятся классные часы под названием «Разговоры о важном», которые «будут посвящены ценностям российского общества, закреплённым в стратегии национальной безопасности», в которой «акцент сделан на необходимости защиты традиционных российских духовно-нравственных ценностей, культуры и исторической памяти».
Накануне старта нового учебного года Владимир Путин провёл открытый урок в Калининграде, где всем запомнилась фраза президента о «резиновой попе». Но если опустить шутки, то Путин лично показал, как должны проходить так называемые «разговоры о важном»: президент в очередной раз заявил, что война началась «против жителей ДНР и ЛНР» и что задача России — «эту войну остановить». «И конечно, защитить саму Россию — потому что на территории сегодняшней Украины начали создавать антироссийский анклав, который угрожает нашей стране», — сказал Путин.
5 сентября в школах прошёл первый такой классный час. В соцсетях распространились видео и рассказы о том, как он прошёл — например, в коротком ролике телеканала «Дождь» (Минюст считает его иноагентом. — Прим. ред.) дети на таком уроке дети с российскими флагами и в пилотках славят «советскую армию и советский народ». «Кто ваши деды?» — спрашивает преподавательница. «Наши деды — победители», — отвечают школьники. «Чьи вы внуки?» — «Мы внуки победителей».
Ранее несколько интервью, в том числе о важности повышения государственного контроля над идеологическим содержанием образования, дал секретарь Совета безопасности России Николай Патрушев.
Как бороться?
Подобные меры вызвали неоднозначную реакцию учеников, родителей и учителей. Так, в августе движение «Альянс учителей» призвало бойкотировать новые классные часы. Совместно с движением «Мягкая сила» в «Альянсе учителей» подготовили заявление для учителей, которое они предлагают направлять в администрацию школы, чтобы отказаться от проведения этих классных часов. Родителям они рекомендуют не отпускать детей на эти уроки.
Некоторые родители стараются забирать детей из государственных школ в частные или переходить на домашнее обучение, чтобы оградить своих детей от пропаганды, об этом рассказывала «Вёрстка».
Как отказаться от «патриотического часа», рассказывали в «Антифонде». Они собрали примеры нормативно-правовых актов, которые, как они утверждают, нарушают «Разговоры о важном», в частности, Конституцию и закон «Об образовании», запрещающие любую политическую деятельность, агитацию и пропаганду в школе. Об успешном примере, когда женщине удалось добиться разрешения не посещать эти занятия её сыну, рассказало «Феминистское антивоенное сопротивление».
В то же время подобные изменения сложно считать фундаментальными: большая часть образовательных стандартов пока не изменились, а специалисты отмечают большую инертность системы образования, которая не позволяет в одночасье изменить содержание образовательных программ.
ФОТОГРАФИИ: moremar — stock.adobe.com (1, 2, 3)