ЖизньРодительская тревога
в мире современных гаджетов: 6 насущных вопросов
Разбираемся вместе с психологом
На прошлой неделе одной из самых обсуждаемых тем стал запрет для детей пользоваться мобильными телефонами в школе, который в этом году ввело Министерство просвещения. Министр Сергей Кравцов заявил, что смартфоны якобы вредят здоровью детей, но это неправда: вредным можно считать только слишком долгое использование девайсов.
При этом нельзя сказать, что многие родители знают наверняка, как (и нужно ли в принципе) регулировать время, которое дети проводят в смартфонах. Откуда берётся страх перед гаджетами? Когда можно говорить о зависимости? На эти и другие вопросы попросили ответить психолога Екатерину Коровкину.
Текст: Алиса Балабекян
Откуда берётся страх перед гаджетами
Каждая семья может воспитывать своих детей так, как считает нужным, если это не угрожает ничьей безопасности. У клиентов могут быть свои ценности и убеждения — мы не вправе говорить им, как нужно жить. Но этот закон наделяет родителей ответственностью за выбранную стратегию воспитания — и совершенно естественно, что порой она перерастает в серьёзное беспокойство. А беспокойство — в тревогу, которая иногда захлёстывает так сильно, что становится трудно не только понять её причины, но и сформулировать саму проблему: кажется, что всё работает «неправильно», родительская миссия провалена, дальше будет только хуже.
Многие родители переживают, что ребёнок живёт в Сети, а не в реальности — будто ему неинтересен мир вокруг и вся его жизнь проходит где-то там, в экране телефона или планшета. Но нужно честно себе признаться, что не только ребёнок сидит в гаджетах. Достаточно открыть в настройках собственного телефона трекинг времени использования и увидеть, сколько часов в день мы сами тратим на онлайн-реальность. Это не ребёнок какой-то неправильный, а весь мир сейчас так устроен, что мы вынуждены проводить много времени в Сети. Ведь мы берём в руки телефон не только для работы, но и чтобы отдохнуть.
Почему возникает зависимость
Если у родителя есть желание найти причины ухода ребёнка в онлайн-пространство, стоит разбирать реальность комплексно — фокусироваться не только на самих гаджетах, но и на обстановке внутри семьи.
Иногда игры и соцсети — это попытка освободиться от контроля офлайн-жизни и способ реализовать незакрытую детскую потребность. Например, ребёнок не имеет возможности гулять с друзьями во дворе, потому что всё время занят: репетиторы, секции, уроки. Живое общение со сверстниками — одна из ведущих психологических потребностей в подростковом возрасте, и она может реализовываться через чаты, онлайн-игры, соцсети.
Если же говорить про детей до десяти лет, то причины будут немного другими. В первую очередь зависимость от гаджетов говорит о том, что реальность в телефоне или планшете более привлекательна для ребёнка, чем та, которую предлагает мир вокруг. Видео и игры в онлайне — один из самых лёгких способов получения удовольствия. Не нужно напрягаться, строить отношения, чтобы вместе поиграть: ты просто включаешь игру — и тебе хорошо. Такое быстрое удовольствие вызывает привыкание: ребёнку всё чаще хочется уйти от сложного и заниматься чем-то лёгким.
«Красные флаги» зависимости
Расслабиться и залипнуть в гаджет могут и взрослые, и дети, и подростки — это нормально. Как понять, когда «нормальное» переходит в «ненормальное»?
Основной признак серьёзной зависимости — симптом отмены. Когда человек, например, курит, а затем делает перерыв дольше обычного, то он испытывает сильную потребность в никотине. То же самое происходит с гаджетами: человек чувствует себя дискомфортно, когда выходит из дома без телефона, и не выпускает гаджет из рук даже при переходе из одной комнаты в другую. Девайс буквально становится продолжением тела и сознания.
Ещё один важный сигнал — невозможность остановиться. Если «дозировка» компьютерных и мобильных игр у ребёнка стремительно повышается, это может говорить о прогрессирующей зависимости. Как это работает в динамике? К примеру, родитель замечает, что раньше ребёнку хватало одного часа в день на компьютер, а сейчас время на игры увеличивается каждый день и, что важно, ребёнку трудно выключить гаджет. Простые методы, такие как сказать себе «Всё, пора остановиться», досчитать до десяти и выйти из игры, больше не работают. В какой-то момент ребёнка захватывает чрезмерное эмоциональное возбуждение, от которого сложно отказаться.
Третий «звоночек» — негативные последствия для жизни. Если ребёнок отказывается от реального общения в пользу гаджета, систематически выбирает провести время в компьютерных играх вместо прогулок с друзьями, это может указывать в том числе на депрессивную симптоматику. Важно понимать, что уход в гаджеты — это не обязательно зависимость от компьютерных игр и соцсетей. Порой сама зависимость может быть сигналом депрессии или других, более комплексных проблем.
Что скрывается за родительской тревогой
Одна из распространённых причин родительской тревоги — сложность с принятием взросления своего ребёнка. Начать этот процесс можно через обсуждение вопросов конфиденциальности: точно так же как родитель не слышит, о чём дети общаются во дворе, он не должен читать переписки подростка, следить за активностью в Сети, выбирать за него игры. Это фундамент, на котором строится доверие в семье. При этом не стоит слишком резко прекращать родительский контроль — лучше уменьшать его постепенно, в процессе консультаций, ориентируясь на эмоциональную зрелость ребёнка.
Очень важно, чтобы родитель задал себе вопрос: «Хочу ли я знать всё про своего ребёнка?» Иногда за стремлением к тотальной близости и дружбе может скрываться непроговорённый запрет для ребёнка на собственную жизнь. Гиперопека — сигнал о нереализованных потребностях, с которыми и нужно работать в рамках терапии.
Ребёнок учится самостоятельно проживать свою жизнь: строить и заканчивать отношения, экспериментировать, рисковать. У любого подростка должны быть секреты — это нормально. Благодаря секретам дети учатся доносить информацию разным людям, выстраивать с ними разную дистанцию. Это не значит, что ребёнок не доверяет родителю — как раз наоборот, исследования показывают, что в кризисной ситуации дети с большей вероятностью обратятся к родителю, который уважает их право на приватность и личную жизнь, потому что видят в нём фигуру поддержки и безопасности.
Что делать с «жестокими» играми
Такой вопрос сигнализирует о страхе бесконтрольности. Родитель осознаёт, что в жизни ребёнка есть сфера, в которую для него нет доступа — а значит, он не может её регулировать.
О вреде и пользе «жестоких» компьютерных игр написано множество исследований. Большинство из них свидетельствуют о том, что увлечение играми с монстрами, насилием и убийствами снижает уровень подростковой агрессии, а не наоборот. С появлением на игровом рынке шутеров и файтеров юношеская преступность снизилась: ребята, склонные к агрессии в силу социальной среды и других факторов, получили возможность сбрасывать напряжение в цифровых стрелялках, а не в драках за гаражами.
В этой ситуации родители могут вспомнить своё детство. Да, в то время не было телефонов, но в нашей жизни точно так же были области, куда не входили родители: прогулки по заброшкам, встречи за гаражами, общение с сомнительными компаниями. Нужно дать родителю возможность осознать, что именно риск научил его ощущению безопасности. Подростки испытывают мир на прочность, и если в обычной реальности такой возможности нет, они пойдут исследовать онлайн-пространство.
Но, конечно, нельзя сказать, что игры — это полностью компенсирующая альтернатива. В прямой агрессии всегда важен физический компонент — подросткам необходимо выплёскивать напряжение через тело. Компьютерные игры обеспечивают лишь эмоциональную разрядку, поэтому можно попробовать найти вместе с ребёнком подходящие физические активности.
Как жить в мире современных гаджетов
Компьютерные технологии — это прекрасно. Но даже самые прогрессивные специалисты считают, что родители должны ограничивать детям время на онлайн-игры и соцсети. Конечно, это нужно делать в соответствии с возрастом ребёнка, образом жизни семьи, персональными привычками, но лимитировать онлайн-активности нужно, даже если речь идёт о вполне самостоятельных подростках. Это связано с тем, что индустрия игр и социальных медиа выстроена людьми, которые зарабатывают миллиарды долларов на нашем времени. Цель этой индустрии — сделать так, чтобы человек практически не выходил из онлайна.
Алгоритмы, бесконечная лента, интерактивный дизайн — всё это создано профессионалами. Нет смысла ожидать, что ребёнок в одиночку справится с целой индустрией. Для этого надо обладать очень развитой нервной системой и волевой регуляцией, и далеко не все взрослые имеют эти свойства.
Если родитель беспокоится за своего ребёнка, его главная задача — быть поддержкой. Не оставлять ребёнка наедине с проблемой, не возлагать на него всю ответственность за последствия — например, плохие отметки в школе или чувство одиночества. При этом важно не переусердствовать, не быть цербером, который грозно следит за временем. Нужно подобрать разумные ограничения — например, не пользоваться телефоном в ночное время или определить лимит на интернет-трафик в день.
Здорово, если родитель вместе с ребёнком может открыть на телефоне статистику времени, проведённого в Сети, и не ругаться, а обсудить эту информацию на равных. Например, сказать: «Представляешь, пять часов твоей жизни съели социальные сети. Устраивает ли это тебя? Давай вместе придумаем, что мы можем сделать». Важно идти не от запрета и директивности, а от диалога — если, конечно, отношения устроены так, что это возможно.
Живое взаимодействие с родителем — одна из самых ценных вещей в жизни ребёнка. Оно помогает учиться строить отношения, чувствовать привязанность, пробовать разные модели поведения. Очевидно, что полностью отказаться от гаджетов мы не можем. Но если есть возможность проводить с ребёнком больше времени в реальности — родителю стоит выбирать те занятия, которые интересны и ему самому, и ребёнку. Дети быстро понимают, что родитель не вовлечён в игру, — поэтому мерилом всей совместной деятельности должна стать искренность.
ФОТОГРАФИИ: Jaturaput — stock.adobe.com