Star Views + Comments Previous Next Search Wonderzine

ЖизньСсылка дня: Колонка правозащитницы Жанны Черненко о «кодексе идеальной беженки»

Ссылка дня: Колонка правозащитницы Жанны Черненко о «кодексе идеальной беженки» — Жизнь на Wonderzine

​​«Беженка может просить одежду ребёнку, но игрушки — уже лишнее»

В РУБРИКЕ «ССЫЛКА ДНЯ» мы рекомендуем материалы других изданий на темы, заслуживающие внимания.

Требуя от женщин поведения «идеальной жертвы», общество не просто лишает их помощи и определяет за них, что для них приоритетно: час сна или обед? Эти требования обесценивают то, что произошло с беженками за время войны. Во всех ограничениях, которые на них накладывают, слышится: «Если у тебя есть настроение и силы хотеть что-то кроме чёрствого сухаря, может, то, что произошло с тобой, не так и ужасно?»

«Кодекс идеальной беженки», «Черта»

Издание «Черта» выпустило колонку создательницы волонтёрских групп FemPodmoga и «LINGVO волонтёры» Жанны Черненко, в которой правозащитница рассказывает о «кодексе идеальной беженки», под который маскируется миф об «идеальной жертве». Так, Черненко описывает ситуацию, когда украинские беженцы сталкиваются с критикой и осуждением, выходя за рамки базовых потребностей в своих просьбах. «Беженка может просить одежду ребёнку, но игрушки — уже лишнее, может попросить бесплатную симку, но не телефон, может поинтересоваться, где принимает русскоязычный врач, но упаси её бог спросить, где делают маникюр».

В материале Жанна Черненко приводит историю беженки, искавшую няню ребёнку, за что её обвинили в растрате средств социальной помощи. «Довод, что няня в её ситуации не роскошь, а необходимость, не сработал. Осудившему её сообществу было неважно, что на языковые курсы с детьми не пускают, что отдых для молодой матери часто важней еды, что у нее нет рядом родственников, которые бы присмотрели за ребенком, — пишет она. — [Женщины с детьми] привязаны к детям, а значит, социально менее мобильны, у них меньше времени на изучение чужого языка и налаживание контактов. <...> Получается замкнутый круг: ограничивая женщину в потребностях (в найме той же няни), общество только дольше удерживает её в беспомощном состоянии». 

«Огромное количество украинских женщин в Европе прямо сейчас живёт в постоянно поддерживаемом снаружи пузыре уязвимости. Этот пузырь и есть образ жертвы, который надели на каждую беженку, предписав ей сжаться до самых минимальных потребностей. Беженкам будто выдали по паре железных сапог из страшной русской сказки и ожидают, что те будут вечно ходить в них по кругу, — пишет Черненко. — Но невозможно бесконечно страдать и испытывать благодарность. Люди должны сами выбрать себе обувь и маршрут движения. Это здоровый возврат к обычной жизни и к своим потребностям во всей их полноте. Мы не должны ему мешать, если на самом деле желаем им добра».

«Мы много работаем с потерпевшими, я знаю, как порой важно для человека дегуманизированного, подвергшегося насилию, сделать просто нормальную для обычного человека вещь, например маникюр, или сходить в кино, — комментирует колонку «Черты» юристка и правозащитница Мари Давтян. — Это даёт ощущение контроля над собственной жизнью, что очень важно для переживших любые формы насилия».

Обложка: Vanja — stock.adobe.com

Рассказать друзьям
0 комментариевпожаловаться