Star Views + Comments Previous Next Search Wonderzine

ЖизньОтказ терпеть нетерпимость: Что такое парадокс толерантности?

Отказ терпеть нетерпимость: Что такое парадокс толерантности?
 — Жизнь на Wonderzine

Аргументированные дискуссии, общественное мнение, ложный баланс и свобода слова

Неограниченная толерантность приведёт к исчезновению толерантности, утверждал австрийский философ Карл Поппер, тем самым описывая «парадокс толерантности». Если мы будем проявлять безграничную терпимость даже к тем, кто нетерпим, если мы не будем готовы защитить толерантное общество от натиска нетерпимых, объяснял Поппер, то толерантные будут уничтожены, а вместе с ними и сама толерантность.

Карл Поппер описал этот парадокс в книге «Открытое общество и его враги», которую написал во время Второй мировой войны. Рассказываем о его идее подробнее.

Описывая парадокс, Карл Поппер не призывал к постоянному запрету высказывания нетолерантных мнений — в первую очередь он говорил о том, что важно противостоять таким идеям с помощью рациональных аргументов и контролировать их с помощью общественного мнения. При этом он настаивал на том, что стоит заявлять о праве подавлять такие взгляды — когда они переходят к подстрекательству к преследованиям и насилию, в случае необходимости даже силой. Стоит помнить контекст, в котором Карл Поппер писал книгу «Открытое общество и его враги»: он застал зарождение нацизма и эмигрировал из Австрии сначала в Великобританию, а потом в Новую Зеландию. В книге он исследует зарождение тоталитаризма и критикует идеи Платона, Гегеля и Маркса. Идеи самого Поппера также подвергались критике, однако описанный им парадокс толерантности обсуждается всё чаще в последние годы, поэтому стоит посмотреть, как эту идею воспринимают сейчас.

«Интересно, как бы Поппер воспринял интернет», — пишет в своём эссе Дерек Береш. По его мнению, открытое общество стало настолько открытым, что стоит пересмотреть определение толерантности. Однако сделать это сложно, потому что наши морали и интуиция — это продукты обучения, а политика как законодательство морали далеко не всегда воплощает собой моральный компас. «Это парадокс, в котором мы сейчас живём, и до тех пор, пока мы позволяем относиться ко „всем сторонам“ как к равным, прогресс навсегда будет заторможен», — заключает автор. Похожей точки зрения придерживается профессорка права Северо-западного университета в США Эльмьен дю Плессис. В статье для Conversation она рассказывает о случае, когда газета Rapport опубликовала две колонки по поводу отставки бывшего президента ЮАР Джейкоба Зумы. Это вызвало резонанс, так как на соседних страницах оказались тесты поэтессы и журналистки Антье Крог и певца Стива Хофмайра, апологета апартеида и приверженца ультраправых взглядов. По мнению дю Плессис, несмотря на то, что колонка Хофмайра — его мнение, важно показывать контекст высказываний (она приводит твиты певца и цитаты из интервью) и призывать его к ответственности за свои слова, даже если юридически они не являются хейтспичем. Обращаясь к парадоксу толерантности, авторка заключает, что газете не стоило давать Хофмайру платформу — это не стало бы ограничением его права на высказывание своего мнения, но дало бы понять, что его нетолерантность терпеть не будут.

Можно сказать, что в медиа этот парадокс в какой-то степени связан с ошибкой ложного баланса, которая возникает, когда какую-либо проблему обсуждают, представляя разные точки зрения, даже если одна из них явно не подтверждена данными. Скажем, если в сюжете или статье приведут мнения и астрономов, и людей, которые считают, что Земля плоская, или посвятят равные сегменты экологам и тем, кто отрицает климатический кризис, — без критической оценки взглядов последних. Дискуссия вряд ли выйдет сбалансированной, и бремя рациональных аргументов, скорее всего, падёт на плечи тех, кто как раз придерживается доказанной точки зрения.

Ситуация усложняется, когда речь заходит о правах уязвимых групп. Видеоэссеистка Тара Муни в одном из выпусков исследовала YouTube-шоу Jubilee, в рамках которого есть эпизоды о компромиссах и золотой середине. Поучаствовать в них приглашали людей с разными взглядами, таким образом их «балансируя»: с женщинами дебатировали «активисты за права мужчин», а с транслюдьми беседовали люди, не разбирающиеся с разнице между полом и гендером и отрицающие трансидентичность. Проблема была в том, что в дебатах участвовали люди, не всегда разбирающиеся в теме настолько, чтобы о ней спорить, а шоу не предоставляло нужного контекста для зрителей. Вывод в том, что какие-то социальные проблемы не могут быть сюжетом для дебатов, нужно проявлять нетолерантность к нетерпимости и не предоставлять платформу для приносящих вред высказываний.

В повседневных же разговорах важно не пренебрегать дебатами и высказыванием своего аргументированного мнения — об этом и говорит Карл Поппер. Опять же люди могут высказывать своё мнение, пока оно не вредит другим, так же как и свобода слова на деле не абсолютна и имеет юридические границы. При этом люди, высказывающие нетолерантные взгляды, часто апеллируют именно к ней. «Но если достаточное количество людей коллективно откажется терпеть это, что ж… вы можете кричать „свобода слова!“ во всю глотку сколько угодно, но это вас не защитит», — пишет исследовательница Джулия Серано в эссе о свободе слова и парадоксе толерантности, напоминая о словах Поппера о значимости общественного мнения, собственно, свободы других людей критиковать чужие высказывания.

В дополнении к этой статье Серино вновь наглядно резюмирует сам парадокс толерантности: «Что означает „отказ терпеть нетерпимость“ — в подавляющем большинстве случаев это то, что я отказываюсь общаться с людьми, которые выражают нетерпимость; если нетерпимость выражается в моём присутствии, я буду выступать против неё; если другие поощряют нетолерантность или тех, кто её выражает, я буду требовать, чтобы они за это ответили, и/или оказывать на них давление, чтобы они отмежевались от этого».

фотографииAndriy Bezuglov — stock.adobe.com

Рассказать друзьям
0 комментариевпожаловаться

Комментарии

Подписаться
Комментарии загружаются
чтобы можно было оставлять комментарии.