ЖизньЛюбовь не запретить: Краткая история прайдов в России
От Москвы до Екатеринбурга

ЛГБТК-люди и государственная гомофобия — снова одна из самых обсуждаемых тем: спасибо очередному предложению группы депутатов ужесточить закон «о гей-пропаганде». Под запрет в таком случае попадёт, кажется, примерно всё, что так или иначе связано с темой гомосексуальности — от фильмов до публикаций в медиа. Соавтор закона, депутат Нина Останина при этом заявила, что рассказывать о каминг-ауте будет можно — и сравнила гомосексуальность с раковой опухолью. «Пожалуйста, пусть выйдет на Красную площадь и скажет, что он гей. Больной психически человек. Это не считается пропагандой», — цитирует «Бизнес Online» Останину.
Закон, который запрещает так называемую «гей-пропаганду» среди детей, появился в 2013 году. Одной из целей принятия этого закона, вероятно, было появление законодательной «отмазки» для тех, кто захотел бы провести прайды в России; позже сотрудники городских администраций в разных регионах, аргументируя запреты, и ссылались на «защиту детей» от «нетрадиционных ценностей». Но и до 2013, и после прайды в России всё равно проводились, иногда — вопреки всем запретам. Собрали краткую историю маршей равенства в России — её можно показать тем, кто скажет, что их в нашей стране никогда не было.

Москва
1998
Первый прайд в новейшей истории России прошёл в 1998 году в день государственного флага (22 августа). Как писал «Московский комсомолец», тогда на углу Нового Арбата и Садового кольца заметили автоплатформу с радужным флагом и транспарантом «Свободной России — свободную любовь». Автор заметки Артур Гаспарян пишет, что вокруг платформы собралось 200 «колоритных персонажей» — «молодых, красивых, обаятельных и сексуальных». «Эта колонна так и осталась самой многочисленной, неформальной и единственной, чей внешний вид напоминал о празднике на улице. „Вот геи и лесбиянки пришли, — заметно волнуясь и потея, сказал член оргкомитета в сером костюме чиновника, — пусть участвуют, а что? Только бы чего не натворили. Всё-таки государственный праздник“», — рассказывает он.
Из текста Гаспаряна становится понятно, что участие ЛГБТК-людей в мероприятии санкционировали сами организаторы — журналист пишет, что они сами за два дня до праздника решили сделать его «менее формальным». «Проворность, собранность и ретивость гей-активистов вызвали у чиновников правительственного оргкомитета завистливое изумление. К тому же участники гей-колонны не попросили у государства ни копейки для организации шествия», — пишет он. Итогом прайда стал импровизированный концерт на Васильевском спуске. «Боже, я всю жизнь мечтала выступить на Красной площади», — рассказывала тогда дрэг-дива Кира Соланж.



Екатеринбург
2000-2005
Через два года «Лав-парад» прошёл в Екатеринбурге — о том, как это было, в интервью Карену Шаиняну (Минюст считает журналиста иноагентом. — Прим. ред.) рассказывал дрэг-артист Дмитрий Табуев. Он вспоминает, что прайд был своеобразной «промо-акцией» гей-клуба, а с его помощью «закрывали День молодёжи» (27 июня). «Для меня, как и для других горожан, думаю, это было что-то необычное: я не был в „Малахите“ (гей-клуб в Екатеринбурге. — Прим. ред.), не видел их шоу, поэтому встретить такое на улице — это что-то из разряда фантастики. К толпе присоединялись разные люди — молодёжь явно из клубной тусовки, семьи с детьми, достаточно известные в Екатеринбурге люди. Все веселились и были счастливы», — рассказывает участник тех прайдов в интервью изданию E1.
Шествия с дрэг-дивами, которые разбрасывали презервативы, шли целых пять лет — до 2005 года включительно (например, вот здесь можно увидеть, каким был праздник в 2003 году). В 2006 году администрация Екатеринбурга своего разрешения на мероприятие не дала — как говорят, из-за скандальных запретов маршей равенства в Москве, связанных с именем мэра столицы Юрия Лужкова.

Санкт-Петербург
2006
В 2006 году в день города Санкт-Петербурга (27 августа) там тоже прошёл свой «лав-парад» — прямо перед базиликой Святой Екатерины, одним из старейших католических храмов России. По сути, весь парад — это выступление дрэг-артисток из клуба «Центральная станция» на специальной платформе, обращённой к Невскому проспекту.
После праздника приход обратился в городскую администрацию из-за участников лав-парада — «Фонтанка» тогда писала, что тогда якобы разбили окно храма и «побили прихожанку», но милиция ничего не предприняла. Руководитель ЛГБТ-центра «Крылья» Александр Кухарский предположил, что могла иметь место провокация — из-за разнообразных запретов, связанных с прайдами в Москве. «К нам это отношения точно не имеет. Никого из наших людей там не было. Да если бы и были, то подобного поведения со своей стороны не допустили бы ни в коем случае. Мы ведем себя культурно в любой ситуации», — цитирует его петербургское издание.




Москва
2006-2011
Вторая половина нулевых годов для ЛГБТК-людей из Москвы отметилась непрекращающейся борьбой со столичной мэрией в попытке организовать прайд. Всё началось в 2005 году, когда Юрий Лужков заявил, что не позволит провести «гей-парад» в Москве — даже несмотря на то что не получал такой заявки. «Стою на защите интересов москвичей, а жители столицы категорически не поддержали бы такую инициативу», — цитирует его Lenta.ru со ссылкой на «Интерфакс». Против идеи прайда высказывался даже лидер московского отделения «Яблока» Сергей Митрохин. «Парад не нужен, и прежде всего самим геям. Россия не Голландия, Москва не Амстердам, уровень толерантности у нас на порядки ниже. Кем-то демонстрация нетрадиционной ориентации может быть воспринята как вызов, вызовет агрессию. И гомосексуалистам жить в России станет еще труднее (сохранена авторская лексика. — Прим. ред.), — говорил он.
Через год история повторилась: московские власти вновь отказали в проведении марша равенства. Тем не менее организаторы мероприятия во главе с ЛГБТК-активистом Николаем Алексеевым всё равно решили его провести. Прайд в 2006 году в Москве состоял из двух частей: первая — возложение цветов к могиле Неизвестного солдата в Александровскому саду (расчёт был на то, что власти не будут разгонять там никого), вторая — митинг у памятника Юрию Долгорукому. Милиция задерживала участников — РИА «Новости» тогда писало, что в автозаке оказалось не меньше 50 человек. При этом сотрудники милиции мешали ультраправым радикалам нападать на участников прайда. Спустя полгода, на большой пресс-конференции, Владимир Путин говорил, что «уважает» и «будет в будущем уважать свободу человека во всех ее проявлениях». В это же время партия «Справедливая Россия», которая называет себя левой, предложила ввести уголовное наказание «за участие в гей-парадах».
27 мая 2007 году акция ЛГБТК-активистов прошла прямо у здания московской мэрии — тогда задержали больше 30 человек. Участников обвиняли в «нарушении правил проведения митингов» и правил дорожного движения, а среди задержанных, как выяснилось, были депутаты Европарламента, депутат Госсобрания Башкортостана Эдуард Мурзин и организатор прайда Николай Алексеев. «То, что мы испытали сегодня, показывает, что в Москве нет законности. Права на протест не существует. Россия — не демократическая страна», — рассказывал один из задержанных, правозащитник из Великобритании Питер Тэтчелл. На акцию, как пишут медиа, тогда пришли участники ультраправых консервативных объединений, которые нападали на её участников — позже мэрия Москвы, объясняя постоянный запрет маршей, не раз ссылалась на эти провокации и недопустимость насилия, из-за чего прайды якобы проводить невозможно.
В 2008 году одну акцию провели у мэрии, вторую — у памятника Петру Чайковскому на Большой Никитской: тогда задержали 36 человек. В 2009 году Москва принимала «Евровидение» — конкурс, который часто называют «гей-Олимпиадой». Организаторы Московского прайда анонсировали «Славянский гей-парад» в день финала конкурса; славянским же он должен был стать из-за участия в нём беларуских активистов. Акцию провести удалось, но её участников, которые держали в руках белые гвоздики и плакаты «Равные права без компромиссов» и «Гомофобия — позор страны» всё равно довольно жёстко задерживали. Число задержанных было рекордным — около 80 человек.
При этом под конец нулевых годов ЛГБТК-активистам удалось добиться некоторых успехов: 17 мая 2009 года, в Международный день борьбы с гомофобией, состоялся прайд в Санкт-Петербурге: участники и участницы шли от пересечения Лиговского и Невского проспектов до стрелки Васильевского острова. Через год — в Москве, где активисты прошли по Ленинградскому проспекту от Белорусского вокзала до станции метро «Динамо»; милиция никого из участников акций не задерживала.
В сентябре 2010 года мэрия Москвы впервые согласовала акцию ЛГБТК-активистов. Это случилось после того, как Юрий Лужков покинул должность градоначальника, а временно исполняющим обязанности был назначен первый вице-мэр Владимир Ресин. В 2011 году, уже после назначения Сергея Собянина, участников очередного несанкционированного мэрией прайда снова задерживали.






Санкт-Петербург
2010-2017
С начала десятых годов в Санкт-Петербурге проходил «Санкт-Петербургский гей-прайд» — разное время участники и участницы акций выходили во внутренний двор Зимнего дворца, к Медному всаднику, Полюстровский парк, на Марсово поле. В июле 2012 года власти Санкт-Петербурга впервые в российской истории разрешили прайд, но за два дня до шествие разрешение отозвали — в Смольном запрет объяснили «несоответствием заявленной цели мероприятия и формой, в которой его собираются провести организаторы». Участники и участницы всё равно вышли на улицу, но их задерживали. При этом самым спокойным был «Санкт-Петербургский гей-прайд» в 2014 — тогда на Марсовом поле, по разным оценкам, собралось от 50 до 150 человек, а задержали только одного человека.
С 2011 года в Питере ЛГБТК-активисты выходили на «Радужный первомай» — и шли колонной с другими оппозиционными силами, требуя, среди прочего, равных прав для ЛГБТК-людей. Санкт-Петербург стал одним из первых городов в России, где на региональном уровне запретили «гей-пропаганду» ещё в феврале 2012 года. Спустя два месяца в первомайском «Демократическом марше» — колонне оппозиционных либеральных политиков и активистов — ЛГБТК-повестка превратилась в одну из самых заметных: участники шествия надели радужные ленточки, а колонна ЛГБТК-активистов шла в первых рядах шествия.
«Демократический марш» выступал с разнообразными политическими требованиями: его участники были против третьего срока Владимира Путина, назначения губернаторов, повышения пенсионного возраста, низких зарплат. Однако полиция задерживала исключительно ЛГБТК-активистов — несмотря на участие в других первомайских колоннах ультраправых и ненавистнических активистов. Полиция срывала и отбирала радужные флаги у участников как раз под предлогом закона о запрете «гей-пропаганды». Последний заметный «Радужный первомай» прошёл в 2016 году — тогда участники шествия развернули на Невском проспекте огромный радужный флаг и скандировали «Наши права не требуют согласования». В 2017 году в Санкт-Петербурге также прошёл «Радужный флешмоб», где участвовали Игорь Кочетков (Минюст считает ЛГБТК-активиста иноагентом. — Прим. ред.), журналистка «Новой газеты» Елена Костюченко и другие известные ЛГБТК-активисты и активистки.
Диджитал-прайд
2020
Весной 2020 году Россия вслед за многими другими странами отправилась на карантин и самоизоляцию, которые российские власти называли причудливыми «нерабочими днями». Летом того же года издание «Открытые» провели диджитал-прайд — с выступлениями и поздравлениями Ройшн Мёрфи, Манижи, Pussy Riot и других артистов и артисток, а также паблик-токами и лекциями. Сейчас медиа прекратило свою работу, однако найти архив выступлений можно в инстаграме (соцсеть принадлежит компании Meta, которую в России считают экстремистской и запрещают. — Прим. ред.) «Открытых».
фотографии: Love parade Екатеринбург, сайт Прихода Святой Екатерины, Николай Алексеев / Wikipedia, Марк Чернов / Вконтакте
Комментарии
Подписаться