Жизнь«Благословен плод»: Как отмена права на аборт в США повлияет на всех нас

Рост консервативных настроений, усиление патриархата и не только
В конце июня Верховный суд США отменил историческое решение по делу «Роу против Уэйда», которое гарантировало конституционное право на аборт с 1973 года. Последствия такого сенсационного решения трудно переоценить, однако ясно одно: в обозримом будущем в уязвимости окажутся репродуктивные права не только американок, но и женщин во всём мире. Разбираемся, к чему может привести отмена права на аборт в США и что об этом думают российские власти.

полина шевцова

«У американок сегодня меньше свободы, чем у их матерей»
Согласно постановлению Верховного суда, теперь штаты будут сами разрабатывать законодательство, касающееся искусственного прерывания беременности. CNN ожидает, что около половины штатов криминализуют или сильно ограничат право на аборт. Так, уже 13 штатов приняли законы, которые автоматически запрещают аборты в первом и втором триместрах: где-то запрет на аборты вступил немедленно, как в штате Миссури, где-то — в течение 30 дней. Ещё порядка дюжины штатов планируют принять аналогичные законы.
«У американок сегодня меньше свободы, чем у их матерей», — прокомментировала решение суда спикерка палаты представителей от Демократической партии Нэнси Пелоси. По подсчётам американского Института Гаттмахера, порядка 40 миллионов американок могут оказаться в зоне риска из-за отмены права на безопасное прерывание беременности. Запрет в первую очередь коснётся тех, кто живёт в центральных республиканских штатах: чтобы сделать аборт, женщинам нужно будет ехать в другие штаты или вовсе за границу. Аборт в таком случае сопрягается с лишними финансовыми тратами — и очевидно, что деньги в такой ситуации будут далеко не у всех женщин, что захотят обратиться к этой медицинской процедуре.
Запрет абортов не только нарушит безусловные права, но и скажется на усилении социального расслоения в американском обществе. Так, отмена решения по делу «Роу против Уэйда» больше всего повлияет на небогатых, небелых или очень юных женщин, которые не смогут себе позволить аборт в другом штате или за границей.
В свою очередь, богатых женщин, которые живут в демократических штатах, отмена решения Верховного суда почти никак не коснётся: они сохранят возможность прервать беременность из-за близости специализированных центров и сохранения финансовых возможностей. К их числу также можно отнести сотрудниц крупных американских корпораций: Starbucks, Tesla, Yelp, Airbnb, Netflix, Patagonia и другие богатые компании вызвались покрывать расходы на перемещение своих сотрудниц, которым нужен аборт.
Изменится и политическая ситуация в стране, поскольку теперь тема абортов станет ключевой для будущей предвыборной кампании. Так, сейчас Демократическая партия призывает американок и американцев на ноябрьских промежуточных выборах в конгресс избрать законодателей, которые защитят репродуктивные права женщин. «Республиканцы готовят общенациональный запрет на аборты. Для этого им нельзя позволить иметь большинство в конгрессе», — заявила Нэнси Пелоси.
«Ни президент Байден, ни генеральный прокурор, ни лидеры обеих палат конгресса отменить решение ВС не могут — действует принцип разделения властей. Единственный план состоит в том, чтобы запрет на аборты стал стимулом для избирателя явиться на ноябрьские выборы», — резюмирует «Новая газета. Европа».
«Зелёный свет» для консерваторов
Начиная с 1994 года США стали четвёртым государством в мире, которое ограничило право женщин на самостоятельное решение о прерывании беременности, прежде это сделали только Польша, Никарагуа и Сальвадор. Однако ситуация в США не неприятное исключение, а важный прецедент для консерваторов всего мира. «Триумф ультраконсервативных религиозных фанатиков в самой влиятельной стране мира наверняка заметно повлиял бы на расклад политических сил за её пределами, дав всем антифеминистским, сексистским и гомофобным силам в западных странах благодатную почву для роста» — рассуждает журналист Фарид Бектемиров.
Действительно, специалисты в области репродуктивных прав заявляют, решение Верховного суда США ударит по правам женщин во всём мире. Речь не только о копировании американского опыта криминализации абортов — следует ожидать роста стигматизации процедуры искусственного прерывания беременности, а также сокращения финансирования программ помощи.
«Когда доступ к абортам строго ограничен в США, это служит сигналом правительствам остального мира, что право на аборт не является частью прав человека, — говорит представительница правозащитной организации Ipas Марсия Сумокил. — Консервативные фракции в обществе и правительстве будут интерпретировать это изменение как заявление о том, что правительство не обязуется защищать права на аборт».
Например, опасная ситуация вокруг абортов складывается в Турции, где государственные больницы отказывают женщинам в проведении аборта, несмотря на законность процедуры в стране. Кроме того, даже в частных медучреждениях женщины сталкиваются с небезопасным проведением абортов, а также со стигматизацией и дискриминацией. «Мы всё чаще видим, как администрация больниц оказывает давление на врачей, чтобы они не проводили аборты, — объясняет акушер и член женской комиссии Стамбульской медицинской палаты Ирмак Сарач. — Консервативная атмосфера и дебаты о праве плода на жизнь увеличивают количество отказов от проведения абортов».
По словам правозащитников, в наиболее уязвимом положении оказываются развивающиеся страны, которые в своей внутренней политике сильнее прочих ориентируются на опыт США. Так, в Малави защитники настаивали на принятии законодательства, расширяющего доступ к безопасным абортам в случае изнасилования, инцеста или угрозы жизни матери, — однако на фоне ситуации в мире проект был снят с обсуждения в парламенте страны.
Отмена решения по делу «Роу против Уэйда» может повлиять и на принятые законопроекты. В сентябре прошлого года Верховный суд Мексики отменил уголовное наказание за проведение абортов до 12 недель — судьи сочли запрет на искусственное прерывание беременности неконституционным. Однако специалисты заявляют, что опыт США усилит антиабортные настроения и создаст «прецедент для переоценки шагов, предпринимаемых странами для расширения сексуальных и репродуктивных прав» (SRHR).
«Консервативная повестка становится популярной тогда, когда большие группы людей чувствуют дискомфорт от быстрых изменений. Ощущают, что их образ жизни находится под угрозой. Что наступили времена, в которых им неуютно и в которых они не знают, как найти себе место, — отмечает политолог Екатерина Шульман. — Будущее, в которое их не возьмут». На фоне пандемии коронавируса и надвигающегося продовольственного кризиса складывается ощущение, что консерваторы получили «зелёный свет».

«Сохранение традиционных ценностей»
Между тем в России отмену права на аборт в США восприняли неоднозначно. Председательница комитета Госдумы по вопросам семьи, женщин и детей Нина Останина раскритиковала позицию Верховного суда и заявила, что аналогичное выведение абортов из ОМС в России было бы «преступлением».
«Выводить сейчас аборты из системы ОМС преступно — мы толкнём женщин в криминальную среду. Операция по прерыванию беременности — это ничуть не легче, чем, например, операция по удалению аппендикса, это вмешательство в организм. Поэтому как же можно женщине отказать в этом?» — сказала она. Останина добавила, что поднимать этот вопрос следует только тогда, когда «государство сделает всё, чтобы у женщины не было даже сомнений, что она не окажется один на один с проблемами».
Однако не всё так просто. Сейчас России грозит самая глубокая демографическая яма за всю историю страны, обусловленная множеством факторов. Во-первых, в фертильный возраст вступает немногочисленное поколение девяностых, что априори вызовет снижение рождаемости. «Тот период в России характеризовался крайней экономической нестабильностью, — говорит социологиня Европейского университета Анастасия Новкунская. — Многие люди, находясь в состоянии неопределённости, бедности, принимали решение не рожать или отложить это до лучших времён. Сейчас „дети 90-х“ достигли того возраста, когда они могли бы обеспечить естественный прирост населения. Но их физически мало. И что бы мы ни делали, больше их не станет».
Во-вторых, страна не отошла от избыточных смертей на фоне пандемии коронавируса, а массовая вакцинация заставила женщин откладывать беременность на будущее. «Видимо, женщины боялись, что прививка повлияет на ход беременности или внутриутробное развитие плода, — рассказал демограф Алексей Ракша в интервью «Вёрстке». — Поэтому рождаемость в Европе провалилась во многих странах, в том числе и в России».
Вдобавок на снижение рождаемости влияют военные действия в Украине и эмиграция населения. В итоге только в апреле 2022 года в России родилось менее 100 тысяч детей, что стало наиболее низким показателем рождаемости в стране с 1943–1944 годов XX века. Демографы прогнозируют, что в следующие пару лет рождаемость в России может обвалиться ещё на 10 %, в результате она станет самой низкой за последние 250 лет. В таком положении законодательное ограничение абортов может стать для российских политиков простым и эффектным способом выхода из ситуации.
Кроме того, важно учитывать патриархальные настроения российских властей, воспринимающих рост консервативных настроений в мире как личную победу. Ограничение абортов — важный постулат «сохранения традиционных ценностей», исходя из которых власти уже декриминализировали домашнее насилие, утвердили «День семьи, любви и верности» в качестве официального праздника, а также преследуют квир- и фемактивисток и активистов.
«Сейчас ставится под сомнение всё наследие шестидесятых, отказ от традиций и религии, иерархической власти, национализма и границ, поскольку в наше время, в эпоху социальных, экономических и геополитических потрясений, многие на Западе пытаются вернуть себе уверенность в будущем, обращаясь в прошлое традиций, границ и национальной идентичности, — пишет Бектемиров. — Путин может только приветствовать это, поскольку, помимо того, что эволюция нравов на Западе является в его глазах признаком упадка и он эти нравы ненавидит и борется с ними в России, он находит здесь общий язык с частью американского и европейского общественного мнения, которая неуклонно растёт».
ФОТОГРАФИИ: jbuinac — stock.adobe.com (1, 2)
Комментарии
Подписаться