Жизнь5 вопросов о деле Энтони Бродуотера, которого ложно обвинили
в изнасиловании
Ошибка системы, недоверие пострадавшим и расизм
Самая громкая история уходящей недели — это признание невиновным Энтони Бродуотера: в 1982 году его осудили на 16 лет за изнасилование, которого Бродуотер не совершал. Заявление о преступлении в 1981 году подала студентка Сиракузского университета Элис Сиболд, когда той было 18 лет. Через пять месяцев Сиболд рассказала, что якобы встретила на улице автора насилия: им был Бродуотер. На опознании в полиции Элис сначала указала на другого человека, но в суде вновь назвала преступником Энтони. Присяжные вынесли обвинительный приговор.
Бродуотер вышел из тюрьмы в 1998 году, через год после этого вышла книга Элис «Счастливая», где подробно описана история её изнасилования. Книга стала бестселлером, после чего Сиболд принялась работать над романом «Милые кости»: он появился на прилавках в 2003 году и принёс авторке статус известной писательницы. В 2009 году его экранизировал режиссёр Питер Джексон; главную роль в картине сыграла Сирша Ронан.
В 2019 году продюсер Тимоти Муччианте начал готовить фильм по мотивам «Счастливой». Изучая материалы дела, продюсер не поверил в виновность Бродуотера и обратился к частному детективу Дэну Майерсу, который только подтвердил его сомнения: Муччианте и Майерс посчитали, что произошла судебная ошибка. Вскоре суд пересмотрел дело Бродуотера и изменил приговор с обвинительного на оправдательный. Экранизации, как пишет Variety, не суждено состояться.
Рассказываем, что нам ещё известно об этом деле и почему с ним не всё так просто.
Текст: Полина Ефимова
Почему суд вынес приговор невиновному человеку
Суд определил «виновность» Бродуотера, руководствуясь словами Сиболд и анализом микроскопического волоска. Последний не используется с 2015 года, когда ФБР признало, что подобный анализ дискредитирован: его, по материалам The Washington Post, использовали, чтобы подделать доказательства вины.
В этом деле есть и другие нестыковки. The New York Times пишет, что и прокуратура вела себя неправомерно: обвинитель мог намеренно соврать Сиболд, сказав, что Бродуотер и другой человек, которого она опознала в полиции, были друзьями — и что они специально выбрали их так, чтобы повлиять на её показания в суде. Сейчас к ходатайству об отмене обвинительного приговора присоединился окружной прокурор Уильям Фицпатрик: он заявил, что свидетельские показания в делах, где этничность обвиняемого и обвиняющего отличаются, могут быть ненадёжны — вероятно, из-за существующих расистских стереотипов (Бродуотер — американец африканского происхождения).
Что происходило с Бродуотером после выхода из тюрьмы
На момент ареста Энтони Броудотер только вернулся из морской пехоты, ему тогда было всего двадцать лет. Бродуотер окончил службу, когда узнал, что его отец болен — позже, когда Энтони был уже в заключении, его папа скончался. Когда Бродуотер вышел из тюрьмы, то его внесли в базу преступников, совершивших сексуализированные преступления, — это, как рассказывает незаконно осуждённый, «разрушило ему жизнь». Из-за того, что Бродуотер был в этом списке, он не мог найти высокооплачиваемую работу — Бродуотер работал мусорщиком и разнорабочим.
Энтони женился, но долгое время у пары не было детей: Бродуотер боялся, что его приговор «поставит на них клеймо». Безвинно осуждённый рассказывает, что не мог найти даже друзей. «Чтобы сосчитать число людей, которые приглашали меня к себе домой на обеды, мне хватит десяти пальцев на руках», — цитирует его The New York Times.
После освобождения в 1998 году Бродуотер копил деньги, чтобы оплачивать работу адвокатов: Энтони хотел доказать, что не совершал того преступления, в котором его обвинили. Бродуотер настаивал на своей невиновности, но ему несколько раз отказывали в условно-досрочном освобождении — даже несмотря на то, что он дважды прошёл полиграф с разницей в десять лет, после чего эксперты утверждали, что его рассказ правдив.
23 ноября верховный судья штата Гордон Джей Каффи постановил, что обвинение Бродуотера было ложным. «Я сделал всё, что мог сделать, — говорит Энтони на выходе из зала суда, где рассматривалось дело о признании его невиновным. — Я всегда хотел показать людям, что я не такой человек, что я никогда им не был».
О чём Элис Сиболд писала в книгах
Роман «Счастливая» («Lucky») — это автобиография Элис Сиболд, в которой она рассказывает как раз о том времени, когда она училась в Сиракузском университете и когда её сначала жестоко избили, а потом изнасиловали. Авторка говорит, что написала книгу, чтобы привлечь внимание к проблеме насилия. Сейчас правами на публикацию книги обладает издательство Scribner — представители компании заявили, что откажутся от её продаж до тех пор, «пока не поймут, как можно отредактировать эту историю». После того как с Энтони сняли обвинения, «Счастливая» начала получать множество негативных отзывов.
В этой книге Сиболд не называет имя того, кого тогда считали автором насилия: писательница даёт ему имя Грегори Мэдисон. Там же авторка подробно описывает следствие, и расхождение между текстом сценария и текстом книги и подвигли продюсера Тимоти Муччианте нанять частного детектива, чтобы прояснить детали этого дела. «Я начал сомневаться не в истории трагического нападения, которую описала Элис, а в отношении второй части её книги о судебном процессе», — цитирует его The New York Times.
Вторая книга писательницы называется «Милые кости» («The Lovely Bones»). Художественный роман рассказывает историю девочки Сюзи Сэлмон, которую в четырнадцать лет изнасиловали и убили. Девочка попадает на небеса и оттуда наблюдает за жизнью не только родных и близких, но и своего убийцы. Критики тепло приняли работу Сиболд, а книга стала бестселлером — несмотря на то что в издательстве на такой успех явно не рассчитывали: The New York Times в тексте от 2002 года пишет, что «Милые кости» стали самой продаваемой книгой года.
Что сказала в извинении Элис
После признания Энтони Бродуотера невиновным Элис Сиболд выпустила заявление, в котором извинилась перед ложно осуждённым человеком. В произошедшем писательница винит несовершенства правовой американской системы, инструментом которой она невольно стала — и из-за которой был осуждён невиновный человек. Кроме того, Элис признается, что ей лишь предстоит принять тот факт, что настоящий насильник, вероятно, никогда не будет найден и наказан.
«Мне больше всего жаль, что жизнь, которую вы могли бы прожить, была у вас украдена, и я знаю, что никакие извинения не могут изменить того, что с вами произошло, и никогда не изменят. Из многих вещей, которых я желаю вам, больше всего я надеюсь, что у вас и вашей семьи будет достаточно времени для уединения и исцеления», — написала она.
С ответным заявлением выступил и Энтони Бродуотер. «Это [извинения Сиболд] потребовало большого мужества, и я думаю, что она храбрая, что она переживает непростое время, как и я, — сказал он. — Сделать такое заявление — очень важный шаг для неё, потому что она понимает, что была пострадавшей. Но и я был пострадавшим».
Какой оказалась общественная реакция
В обсуждениях этой новости можно увидеть, что виноватой в произошедшем называют именно Элис — якобы это из-за неё суд присяжных вынес подобное решение. Сиболд говорит, что не хотела сломать жизнь невиновному человеку — с ней соглашается и продюсер невышедшего фильма Тимоти Муччианте: в интервью «Би-би-си» он говорит, что возлагать вину за ложное осуждение на восемнадцатилетнюю девушку так же несправедливо.
О недостатках правовой системы в США местные юристы и правозащитники говорят не первый год: согласно данным от 2018 года, от двух до десяти процентов всех заключённых США невиновны. При этом почти половина из них реабилитированы впоследствии, причём, по данным правозащитной организации Equal Justice Initiative, это афроамериканцы, в отношении которых часто действует презумпция вины: она предполагает, что подсудимый виновен, пока не будет доказано обратное. Причина подобного дисбаланса — это ксенофобия и нетерпимость.
При этом существует и другое «мнение», увидеть следы которого можно даже в российской Википедии: а было ли изнасилование Элис Сиболд на самом деле? Никто из тех, кто знаком с материалами дела, не ставит под сомнение этот факт — тем более что Элис заявила в полицию почти сразу же после преступления. На стороне Сиболд и статистика: в США ложными признаются в среднем от двух до десяти процентов таких заявлений (по данным ФБР, это число конкретнее — восемь процентов). К тому же о насилии в целом рассказывают не слишком часто: даже в США до суда доходит только треть от числа всех совершённых изнасилований (в России цифра и того меньше — не больше десяти процентов).
ФОТОГРАФИИ: скриншоты из видео, lectures.uiowa