ЖизньПарная терапия: Кому подойдёт и когда стоит обратиться за помощью
5 важных пунктов
По статистике из США от 2017 года, примерно 50 процентов женатых пар обращались за помощью к психотерапевту, чтобы разрешить трудности в отношениях. Клиенты семейных терапевтов часто высоко оценивают эффективность терапии: по американским данным, 98 процентов обратившихся оценивают сеансы как «хорошие» или «отличные», 90 процентов рассказывают об улучшении эмоционального состояния, две трети — об улучшении физического здоровья. Иными словами, парная терапия — действительно хороший способ разобраться в отношениях, решить застарелые проблемы и наметить пути развития отношений.
Подобную медиацию в отношениях нельзя назвать изобретением XXI века, однако в России практика парной консультации только приживается. «Ко мне часто приходят пары, которые хотят наладить диалог, — рассказывает психолог, системный семейный психотерапевт сервиса YouTalk Юлия Трифонова. — Они говорят о том, что партнёр не слышит или не слушает, рассказывают о частых конфликтах и взаимных претензиях. На самом деле каждый хочет донести что-то важное до партнёра, быть услышанным, замеченным и ценным, но взаимные обиды и претензии не дают этого сделать. А терапия помогает успешно с ними справиться».
Рассказываем, кому пригодится семейная терапия, какие проблемы ей под силу решить и когда стоит обратиться за помощью к квалифицированному специалисту.
Антон Данилов
Как выглядит семейная терапия
В каком-то смысле семейная терапия похожа на обычную, индивидуальную, где вы обсуждаете своё психологическое состояние, рассказываете о проблемах и ищете пути их решения. Однако парная терапия отличается от индивидуальной не только числом участников: психотерапевт не спасает ваш брак или ваши отношения, он или она — проводник, который не может принимать конкретные решения за вас, но может слушать и советовать. При этом важно знать, что парная терапия может быть связана с негативными эмоциями — как раз потому, что в процессе решения проблем вы можете узнать о себе или партнёре не самые приятные факты.
Как отмечают эксперты, один из самых популярных вариантов семейной терапии основан на методах эмоционально-фокусированной терапии (emotionally focused therapy, EFT. — Прим. ред.). Её в восьмидесятых годах разработала канадская психологиня Сью Джонсон, и суть терапии — изучение эмоций, связанных с конкретными потребностями. В основе ЭФТ лежит также теория привязанности — психологическая модель, которая изучает разные типы взаимоотношений людей через те или иные эмоции, например боль или страх. Методы ЭФТ призваны обеспечить психологическую устойчивость в отношениях разных людей, привнести в них ощущение безопасности.
Когда стоит обращаться за помощью
Американский психотерапевт и основатель центра по изучению отношений The Gottman Institute Джон Готтман рассказывает, что пары в среднем ждут шесть лет перед тем, как пойти на первый сеанс совместной терапии. Однако сегодня позиция специалистов однозначна: не стоит ждать ухудшения проблем, развода или расставания. Обратиться к специалисту стоит тогда, когда проблемы или конфликты в отношениях только начинают мешать вашей жизни. При этом есть пары, которые ходят на терапию превентивно — чтобы не допустить развития даже малейшего недопонимания в отношениях.
Формальные признаки для обращения, как рассказывает Юлия Трифонова, могут выглядеть так: систематические разногласия, ссоры или претензии в одних и тех же темах; ощущение «меня не слышат» или разговора «на разных языках»; разногласия по базовым темам вроде воспитания детей, распределения ответственности или финансовых вопросов. Стоит задуматься о парной терапии, если ссоры и конфликты происходят часто и самостоятельно не разрешаются — или есть ощущение, что в паре пропали любовь и уважение.
Юлия Трифонова также говорит, что причинами визита могут стать проблемы в сексуальной сфере, измены или принятое решение развестись. «Часто обращение к терапевту — последняя надежда для пары, крайняя мера. Радостно видеть, что постепенно ситуация меняется, сегодня всё больше пар, особенно молодых, рассматривают помощь специалиста не как крайнюю меру, а как нормальный способ решить сложности». Психолог также призывает пару не ждать до последнего и не пытаться решать нерешаемые проблемы самостоятельно.
Этика и требования к терапевту
Семейный терапевт — это психолог или психотерапевт, который прошёл дополнительную переподготовку. Однако, как и в других случаях, формальные критерии ещё не гарант успеха: психотерапевт должен подойти конкретной паре и понять это можно только опытным путём. «Это важно, потому что — несмотря на то что любой профессионал обладает большой базой знаний — на его работу существенно влияет его личность. И крайне важно совпасть именно личностно», — дополняет Юлия Трифонова.
Психотерапевт может вести приём как пар, так и отдельных пациентов. Но может ли он или она работать индивидуально с одним из партнёров? Однозначного ответа на этот вопрос нет. Юлия Трифонова считает, что это допустимо, если соблюдать несколько важных условий таких консультаций. «Это возможно только после обсуждения в паре и согласия обоих партнёров, — уточняет она. — Кроме того, в индивидуальной терапии должны обсуждаться темы, напрямую с парой не связанные, — например, вопросы детства. Вопросы, связанные с партнёром, парой, — нет: они обсуждаются на парной терапии».
Также Юлия Трифонова уточняет, что парные терапевты должны следовать всем базовым этическим правилам специалистов, но к ним добавляются и некоторые другие, специфические. Например, специалист не может занимать сторону одного из партнёров: он должен оставаться беспристрастным и объективным настолько, насколько это в принципе возможно. «Для семейного терапевта абсолютно одинаково важны оба партнёра. И это очень важный нюанс, потому что часто кто-то из пары опасается, что терапевт займёт сторону другого. Но в случае с профессиональным психологом это невозможно», — говорит психолог.
Что делать в ситуации абьюза
На терапии может случиться так, что «конфликт» пары вовсе никакой не конфликт, а проявление абьюза в отношениях. Здесь важно помнить, что абьюз — это не та проблема, которую можно решить терапией, по многим причинам. Их объясняют на сайте американской горячей линии пострадавшим от домашнего насилия, и первая звучит так: парная терапия не способна изменить неравноправие в отношениях, которое часто становится спусковым крючком абьюзивных проявлений. Кроме того, сеансы могут попросту не быть безопасными для пострадавшей стороны, потому что абьюзивный партнёр в будущем может использовать сказанное на терапии против неё или него. Если в отношениях присутствует абьюзивная составляющая, довольно сложно отследить прогресс — просто потому что оптика того, кто использует насилие, и того, на кого оно направлено, разная. Наконец, человек, который подвергается насилию в отношениях, может попросту о нём не рассказывать из-за страха за безопасность — тогда эффективность терапии в целом стремится к нулю.
Что может сделать терапевт, если видит в отношениях признаки насилия? Юлия Трифонова уточняет, что здесь как никогда важен индивидуальный подход и самостоятельное, взвешенное решение, которое принимает терапевт, исходя из ситуации. «В нашей стране насилие — это вообще очень сложная тема, — дополняет она. — Насилие часто нормализовано, многие вообще не понимают, что оно из себя может представлять. Нет и закона против домашнего насилия».
Ожидания от терапии
Парная терапия эффективна примерно в 75 процентах всех случаев обращения, но на эффект влияет много факторов. Первый — ожидания самих партнёров, их готовность (или неготовность) к конструктивному разговору, поиску выхода из сложных, часто конфликтных ситуаций. Бывает так, что один человек, обращаясь за помощью к специалисту, хочет наладить отношения, а другой — сообщить о разрыве. Это значит, что и эффективность такой терапии каждый из них будет оценивать по-своему. Очевидно, что, чтобы добиться одной цели, оба партнёра должны хотеть не только одного и того же, но и в равной степени — иначе эффект терапии может оказаться не таким хорошим. При этом закончить романтические отношения и сохранить дружеские — такой же нормальный запрос, с которым может работать терапевт.
Эффективность парной терапии также зависит и от поведения партнёров на сеансе. Во-первых, с терапевтом — а значит, и с партнёром — нужно быть предельно честными, рассказывать обо всём, что волнует в отношениях. Во-вторых, важно также уметь слышать партнёра — чтобы понимать и представлять, чего он или она хочет, как легко это можно будет реализовать в ваших отношениях. Наконец, необходимо запастись временем и не рассчитывать на моментальный эффект.
«Что такое хороший исход терапии? Это зависит от того, с каким запросом пришла пара, что они хотели изменить. В семейной терапии это достижение любого желаемого результата, который обсуждается в самом начале процесса», — уточняет Юлия Трифонова.
ФОТОГРАФИИ: Ilija — stock.adobe.com (1, 2, 3)