ЖизньМастурбировать —
не стыдно: В защиту футболиста Дзюбы
История табу на нормальную сексуальную практику
громкий информационный повод выходных — реакция футбольного начальства на интимное видео капитана сборной России по футболу Артёма Дзюбы: на записи, неизвестным образом оказавшейся в Сети, футболист мастурбирует. В результате Дзюбу не вызвали в сборную — её тренер Станислав Черчесов дал понять, что скандал вокруг видео плохо отразится на игре Дзюбы и всей команды. Комитет по этике Российского футбольного союза согласился с решением Черчесова, назвав мастурбацию футболиста «ударом по имиджу».
Отреагировал и тренер питерского «Зенита» Сергей Семак: он лишил футболиста капитанской повязки накануне важного матча с командой «Краснодара». Артём Дзюба был вынужден оправдываться: он записал видео в инстаграме, где сказал, что считает себя виноватым. «Но я бы хотел сказать, наверное, следующее: я не идеален, как и любой человек, допускаю ошибки. И все мы грешны, к сожалению», — считает футболист. Разбираемся, как вышло, что извиняется Дзюба, но никто не извиняется перед ним.
Антон Данилов
По одной из версий, телефон футболиста был взломан — и видео, сделанное им в личных целях, оказалось в общем доступе. По другой — Дзюба сам послал его человеку, который по каким-то причинам предал его огласке. В каждом из случаев обвинять стоит кого угодно, но не футболиста. Произошедшее больше напоминает публикацию «компромата» или порноместь: фотографии и видеозаписи, предназначенные для одного человека, в качестве «наказания» делаются достоянием общественности. По закону такие публикации — преступление против права на неприкосновенность частной жизни. И даже если речь может идти о супружеской измене, на которую так намекают таблоиды, это не оправдание для публикации и вряд ли повод для увольнения. Однако в официальной дискуссии на первый план выходит не вопрос этичности распространения съёмки, а всё тот же разрушенный имидж футболиста.
По данным прошлогоднего опроса в США, странах Западной Европы и некоторых азиатских странах, от семидесяти трёх до девяноста трёх процентов людей хотя бы раз в жизни практиковали «секс с самими собой». Данные самых разных исследований говорят нам о том, что мастурбация — как женская, так и мужская — повышает настроение и позволяет лучше узнать свою сексуальность. Иными словами, мастурбация — абсолютно адекватная сексуальная практика. Снимать процесс на видео и отправлять запись другим людям тоже нормально, если в контексте их отношений такие фотографии или ролики уместный формат секстинга.
При этом мастурбация до сих пор остаётся табу: говорить о ней вслух неприлично, а сам факт самоудовлетворения рассматривается как неполноценная замена сексу или даже что-то постыдное. «У всех мальчиков в пубертат это бывает. Но не в тридцать два года и на видео», — считает, к примеру, член комитета по этике РФС Андрей Созин. И он в этом не одинок.
История табу на мастурбацию своими корнями уходит в далёкое прошлое — во времена религиозного сознания, когда любая сексуальная активность, которая не ведёт к рождению детей, считалась греховной и противоестественной. Слово «онанизм» происходит от имени персонажа Ветхого Завета Онана. По легенде, второй сын Иуды должен был взять в жёны вдову его брата Фамарь, чтобы она смогла забеременеть. Онан же «изливал семя на землю, чтобы не дать семени брату своему», за что «заслужил смертную кару». Некоторые теологи древности трактовали это, как прямой запрет на мастурбацию — однако сейчас более популярно мнение, что речь здесь идёт о прерванном половом акте.
Снимать процесс на видео и отправлять запись другим людям тоже нормально, если в контексте их отношений такие фотографии или ролики уместны
В Библии нет прямых указаний на запрет мастурбации, но в катехизисе католической церкви она прямо называется нарушением целомудрия: «Каковы бы ни были мотивы, использование сексуальных возможностей вне нормальных супружеских отношений противоречит их предназначению». Чуть больше десяти лет назад официальный Ватикан выпустил специальную декларацию, в которой утверждал: любая сексуальная активность, включая использование контрацептивов, — блуд и беспорядочный образ жизни. Но и сейчас консервативные католические священники называют мастурбацию грехом, который мешает самоконтролю — одной из главных добродетелей правоверного католика.
Такой же позиции придерживается традиционная православная церковь. Высокие чины не говорят о ней открыто, чего нельзя сказать о священниках рангом ниже: например, на сайте журнала «Фома» протоиерей Пётр Гурьянов советует «бороться с этой страстью всеми силами». В исламе мастурбацию в основном считают греховной, но делают пару скидок — например, некоторые мусульманские священники разрешают её или хотя бы не видят в ней ничего предосудительного.
Исследовать мастурбацию в научном ключе начали в восемнадцатом веке, но и тогда учёные недалеко ушли от религиозной морали — например, британский доктор Роберт Джеймс в 1745 году опубликовал свой «Медицинский словарь», в котором назвал мастурбацию «результатом самых прискорбных и неизлечимых болезней». Но гораздо известнее труд другого врача, швейцарца Самюэля-Огюста Тиссо: в своём труде «L’Onanismo» 1760 года, опираясь на рассказы молодых пациентов, доктор приходит к выводу, что именно мастурбация — причина потери памяти и разума, ухудшения зрения, нервных расстройств и даже подагры. Сексолог и психолог Елена Фоер говорит, что всё описанное можно назвать «медикализацией греха», а работа Тиссо надолго определила отношение к мастурбации. «„L’Onanismo“ тогда считалась убедительным доказательством вреда мастурбации», — говорит эксперт.
Через сто лет появилась книга, в которой говорили не только о мужской, но и о женской мастурбации — до этого объектом исследования по умолчанию были преимущественно мужчины. Её написал Джеймс Уайт, супруг Эллен Уайт — известной американской проповедницы и соорганизаторки Церкви адвентистов седьмого дня. Уайт утверждал, что женщины больше подвержены вреду мастурбации — из-за своего «домашнего образа жизни». В свою очередь он тоже пытался связать мастурбацию и разные заболевания: головные боли, боли в спине и пояснице, а также рак.
Неистовую борьбу против мастурбации в конце девятнадцатого века развернул американский врач и сторонник евгеники Джон Харви Келлогг. Келлогг известен как создатель кукурузных хлопьев, но до знаменитого изобретения успел написать книгу «Основные факты для старых и молодых», где советовал молодым родителям «лечить онанизм» у детей. Мальчикам предлагалось делать обрезание крайней плоти головки члена без анестезии, чтобы «кратковременная боль притупила желание заниматься онанизмом». Девочкам же прижигали клитор или вовсе делали клиторэктомию — наряду с другими калечащими практиками вроде связывания рук или электрического тока. Результатом его работы стали практически пытки над детьми, которые устраивали их собственные родители. По одной из легенд, даже те самые кукурузные хлопья на завтрак предназначались для лечения «болезненной зависимости» от мастурбации.
Той же точки зрения, пусть и в менее радикальном варианте, придерживался основатель психоанализа Зигмунд Фрейд. Психиатр описывал её как «первичную зависимость», которая порождает остальные. В 1908 году в эссе «Культурная сексуальная мораль и современная нервозность» врач писал, что те, кто хвастаются сексуальным воздержанием, на самом деле достигают этого только с помощью мастурбации и «другого подобного способа удовлетворения, которое находится в связи с аутоэротическим сексуальным удовлетворением в раннем детстве». «Но именно благодаря такой связи эти заместители сексуального удовлетворения ни в коем случае не безобидны, они предрасполагают к многочисленным формам неврозов и психозов, для которых являются условием возвращения сексуальной жизни к её инфантильным формам», — писал он. Правда, на симпозиуме в Вене в 1912 году он заявил, что тема мастурбации неисчерпаема.
По-настоящему отношение к мастурбации изменилось только после масштабных исследований американского сексолога Альфреда Кинси. В 1948 году учёный выпустил книгу «Сексуальное поведение мужчины», в котором развеял множество стереотипов — в частности, Кинси выяснил, что девяносто два процента мужчин хоть когда-либо мастурбировали несмотря на общественное табу и порицание мастурбации. Через пять лет, с выходом аналогичной книги о женщинах, сексолог сказал, что число мастурбирующих женщин тоже велико: об этой подробности своей сексуальной жизни ему тогда рассказали шестьдесят два процента респонденток. Книгу раскритиковали как «порочащую женщин», однако в будущем именно работы Кинси стали одной из движущих сил сексуальной революции.
Если не придавать этому большое знание, не создавать искусственные инфоповоды, то люди будут видеть, что в мастурбации нет ничего плохого
Сегодня позиция официальной сексологии однозначна: мастурбация — нормальная, полноценная сексуальная практика. Психолог и сексолог Елена Фоер говорит, что мастурбировать могут дети уже в возрасте от трёх лет, когда они неосознанно проявляют интерес к собственному телу и зонам, которые приятно трогать и стимулировать. «В этом нет ничего неправильного, за это не нужно ругать, наказывать или вести к священнику или психологу. Это естественный процесс», — говорит она. Фоер считает, что мастурбация может быть проблемой только в одном случае: навязчивый характер. «Если человек не может остановиться, он не может перестать думать о ней, пропускает работу или другие важные дела, то стоит говорить о проблеме, с которой имеет смысл обратиться к сексологу».
Стыд и табу вокруг темы мастурбации Фоер связывает с интимностью этой сексуальной практики — даже большей, чем существует в сексе. «Это ещё более сложная тема, чем [сексуальное] взаимодействие с другими людьми. Это то, что ты делаешь наедине; это какая-то область, где мы все боимся оказаться неправильными, не такими, как все. Этот страх „ненормальности“ сильно довлеет над людьми. Секс — это уязвимая тема, в которой многие боятся оказаться недостаточно хорошими», — считает она.
Психолог Дмитрий Фадеев рассказывает, что сейчас всё меньше людей считает мастурбацию греховной, запретной или постыдной. Но при этом он полагает, что стыд перед мастурбацией может быть связан с установками родителей, табу на тему секса в семье или осуждением перед любыми эротическими сюжетами. «Ребёнок понимает, что его контакт с половыми органами — что-то постыдное. Он или она взрослеет, но родительские установки так просто не исчезают — и такой внутренний родитель начинает говорить внутри подростка», — говорит эксперт.
Нормализовать разговор о мастурбации можно открытостью, считает Елена Фоер. «Когда риск быть осуждённым или осмеянным небольшой, можно рассказать что-то о своей сексуальной практике, — рассказывает она. — Если друзья реагируют хорошо на твою открытость, то это позволяет тебе быть ещё более открытым, а друзей мотивирует последовать твоему примеру». Фадеев считает, что помочь может влияние врачей и сексологов: чем больше будет экспертных мнений в публичном пространстве, тем лучше. При этом не стоит зацикливаться на каких-то громких случаях и реагировать на них спокойно. «Если не придавать этому большое значение, не создавать искусственные инфоповоды, то люди будут видеть, что в мастурбации нет ничего плохого», — говорит он.