Жизнь«Это же не в куклы играть»: Три женщины против Александра Лукашенко
Светлана Тихановская, Вероника Цепкало, Мария Колесникова
александра савина
Светлана Тихановская — единственная оппозиционная кандидатка на выборах президента Беларуси, которые назначены на 9 августа. Её участие было спонтанным, на выборы она пошла вместо арестованного мужа (другие кандидаты от оппозиции арестованы или уехали из страны). Но за время, которое прошло с момента её регистрации, Тихановская стала абсолютной звездой беларуской политики. Кампанию она ведёт не одна, а с двумя соратницами — Вероникой Цепкало и Марией Колесниковой. Разбираемся, как выборы президента Беларуси стали примером женского политического триумфа.
Митинг в поддержку Светланы Тихановской, который прошёл в Минске 30 июля, уже называют самой многочисленной оппозиционной акцией в стране за последнее время — на неё пришли больше 6о тысяч человек. Тихановская выступала со сцены как рок-звезда, а фотографии кандидатки и её соратниц облетели мировую прессу и стали в равной степени символом беларуской независимости и эмпауэрмента.
Все три женщины должны были участвовать в выборах в ином качестве, но действия властей изменили ситуацию. В день подачи документов на регистрацию, за час до закрытия ЦИК Светлана Тихановская объявила, что будет баллотироваться вместо своего арестованного мужа, то есть просто продолжит кампанию, которую начал Сергей Тихановский, бизнесмен и создатель блога «Страна для жизни». С конца прошлого года его несколько раз задерживали под разными предлогами.
Вероника Цепкало — жена Валерия Цепкало, популярного оппозиционного кандидата, которого не зарегистрировали для участия в выборах, забраковав его подписи. После проверки и пересчёта ЦИК признал действительными только 75 тысяч подписей из 160 тысяч (для регистрации кандидатам необходимы 100 тысяч подписей). 24 июля Вероника Цепкало рассказала, что её муж вместе с детьми покинул страну из-за угрозы ареста. Мария Колесникова — координатор штаба Виктора Бабарико, бывшего президента Белгазпромбанка, одного из крупнейших беларуских банков. Его тоже не допустили до выборов: в ЦИК сослались на то, что в финансировании его кампании участвовал иностранный бизнес. 18 июня Бабарико задержали, обвинив в отмывании средств, уклонении от уплаты налогов и даче взятки, — сейчас он находится в СИЗО.
14 июля ЦИК Беларуси зарегистрировала пять кандидатов в президенты — среди них оказалась и Светлана Тихановская. Спустя два дня, 16 июля, штабы Бабарико и Цепкало приняли решение объединиться со штабом Светланы Тихановской для достижения общей цели — победы оппозиционного кандидата. Предвыборная кампания Тихановской и объединённого под её именем штаба строится на пяти основных принципах: штаб призывает избирателей голосовать 9 августа, а также участвовать в инициативах за честные выборы, например становиться наблюдателями. Объединённая оппозиция информирует избирателей о том, как защитить их голоса. В случае успеха на выборах оппозиция собирается провести повторные, честные выборы — освободить политических и экономических заключённых, дав им возможность пересмотреть дела в честном суде.
По словам Марии Колесниковой, возможность объединиться с другими оппозиционными кандидатами, если его не допустят к участию в выборах, рассматривал и Виктор Бабарико. Тем не менее основой объединения стали действия трёх женщин. «Я думаю, что это решение войдёт в историю как самое быстрое политическое решение, принятое женщинами, — считает Вероника Цепкало. — Нам потребовалось всего лишь пятнадцать минут, в отличие от мужчин, которые могут договариваться неделями, месяцами и годами». Знаками объединения стали сердце, кулак и знак победы — они символизируют объединённый штаб.
«Наша власть бесстыдным образом сняла трёх самых сильных кандидатов на пост президента Беларуси — Виктора Бабарико, Сергея Тихановского и Валерия Цепкало. После этого мы решили объединиться, чтобы показать, что такое женская солидарность, — сказала на пресс-конференции 17 июля Вероника Цепкало. — Мы хотим показать, что наша Конституция написана для женщин. Именно поэтому мы солидарны со Светланой, как матери, женщины. Мы не второсортные, и мы победим».
В первых интервью Тихановская подчёркивала, что пошла на выборы, в первую очередь чтобы поддержать мужа и его дело
Стать кандидаткой в президенты Тихановской, очевидно, удалось, именно потому, что действующему президенту Александру Лукашенко конкуренция с женщиной показалась несерьёзной. «У нас Конституция не под женщину. И у нас общество не созрело для того, чтобы голосовать за женщину. Потому что у нас по Конституции президент обладает сильной властью», — говорил в конце мая Лукашенко, выступая перед рабочими Минского тракторного завода. Президент также привёл в пример Литву: «Там президентом была Даля Грибаускайте, пришла, поулыбалась, посидела и ушла. Ни за что не отвечает, потому что там парламентская республика. У нас нет. Президентом будет мужик, я в этом абсолютно убеждён».
Высказывание Лукашенко посчитали дискриминационным, и в конце июня президент даже прокомментировал свою мысль, сославшись на то, что её «выхватили из контекста»: «Что я имел в виду: что у нас Конституция такая, что даже мужику тяжело нести эту ношу. А если её загрузить на женщину, она рухнет, бедолага. Это я имел в виду, а не потому, что я не уважаю женщин». Как ни крути, Лукашенко оказался заложником своих стереотипов. Теперь белорусские политологи говорят, что снять Тихановскую с выборов он просто не сможет: в его логике это будет значить «что он испугался женщину, человека, который политикой не занимался, домохозяйку».
Ещё недавно Светлана Тихановская действительно казалась случайной фигурой среди предвыборных кандидатов. По образованию она преподаватель английского и немецкого языка, работала переводчицей и секретарём. У неё есть двое детей — в последнее время она занималась их воспитанием и не работала.
В первых интервью Тихановская подчёркивала, что пошла на выборы, в первую очередь чтобы поддержать мужа и его дело. «Я абсолютно не публичный человек, для меня это всё такая новинка, — говорила она. — Я оказалась-то совершенно случайно в этом положении. Никогда я не хотела этого. Я очень стеснительная, я не умею красиво говорить. У меня нет такой харизмы, как у моего супруга. Он заряжает людей, когда общается. Меня узнают люди на улице. Подходят и говорят, что они за нас. Но для меня всё это в диковинку: я абсолютно домашний человек». Казалось, что у Тихановской нет политических амбиций. На первых митингах Светлана даже не появлялась лично — вместо неё на мероприятиях стояла картонная фигура. Она признавалась, что некомфортно чувствовала себя на первых интервью в видеоформате.
Тем не менее за минувшие недели Тихановская изменилась — и, по её собственным словам, стала смелее. Возможно, поворотной точкой оказались связанные с кампанией угрозы: в середине июня, когда Тихановская регистрировалась как возможный кандидат в президенты, ей позвонили с незнакомого номера, угрожая сроком и тем, что заберут детей. «У меня есть выбор: дети или дальнейшая борьба. Думаю, мой выбор будет очевиден, — призналась тогда Светлана своим сторонникам. — Я прошу вас отнестись к любому из моих решений с пониманием. Я хочу сказать, что, если бы Сергей был свободен, он бы сказал не сдаваться». Тихановская решила продолжать кампанию — детей она вывезла за границу.
«Вот все говорят: „Куда ты лезешь, это же не в куклы играть“. Я это всё понимаю, и это не моя стихия абсолютно, — признаётся Светлана Тихановская. — Но если бы мне пришлось идти дальше, то при существовании команды, которая тебя поддерживает — которая поддерживает женщину, она научится всему. Женщины очень гибкие».
«Он сел с детьми за руль и уехал, а я осталась в Беларуси, потому что я должна находиться рядом со своими боевыми подругами — Светланой и Марией», — заявила Цепкало
Важную роль сыграли и напарницы Тихановской — Вероника Цепкало и Мария Колесникова стали ключевыми сотрудницами её штаба. Мария Колесникова связана с политикой не так давно — раньше она занималась культурными проектами. Окончила Академию музыки по классу флейты и дирижирования, затем преподавала игру на флейте. Училась в Высшей школе музыки в Штутгарте на факультетах старинной и современной музыки — после этого стала жить на две страны, в Германии и Беларуси. В 2019 году она стала арт-директором культурного хаба ОК16. Чуть раньше там же познакомилась с Виктором Бабарико. «В это время стало понятно, что у нас многие жизненные ценности одинаковые. И в тот момент я услышала о его желании выдвигаться на пост президента и полностью это поддержала», — вспоминает она в одном из интервью. Мария Колесникова тоже отмечает, что стала лицом кампании невольно, только потому, что Виктор Бабарико был арестован — в другом случае она продолжала бы заниматься той же работой в его штабе. «Но мы рассматривали разные варианты развития событий, и в одном из них я должна была в какой-то момент выйти на арену, если так можно сказать», — добавляет она.
Вероника Цепкало последние десять лет работает в международной корпорации, занимаясь взаимодействием с представителями двенадцати стран СНГ. Цепкало родилась в Могилёве, где жила вся её семья: отец много лет работал на заводе, мать прошла путь от сотрудницы до руководителя банка. Матери Вероники не стало двадцать лет назад: «В то время, когда мама уже была тяжело больна и ещё занимала должность в банке, её обвинили в превышении должностных обязанностей. Также против неё, уже тяжело больной женщины, пытались сфабриковать дело, чтобы обвинить в причастности к убийству руководителя Комитета госконтроля по Могилёвской области. В то время мы жили с этим человеком в соседних подъездах, началось расследование, и моя мать была арестована как одна из подозреваемых», — вспоминает она в интервью. Вероника Цепкало рассказывает, что однажды пришла в больницу к матери, которая находилась под арестом, и увидела её прикованной наручником к батарее. «Естественно, дело в отношении моей мамы было сфабриковано, её долго держали, а потом освободили. После того как я увидела это бесчеловечное отношение режима к тяжелобольному человеку, который всю жизнь отдал служению этому государству, родине, городу, я всё поняла», — говорит она.
Вероника Цепкало рассказывает, что в конце июля, уже после объявления кандидатур на августовские выборы, получила звонок из школы, где учатся её дети, — ей рассказали, что в здание пришла прокуратура, которая интересовалась её семилетними сыновьями, тем, как она их воспитывает, и достаточно ли занимается ими как мать. По её словам, до кампании эти вопросы не возникали. Когда стало очевидно, что мужа могут задержать, семья приняла решение о том, чтобы Валерий с детьми покинул страну. «Он сел с детьми за руль и уехал, а я осталась в Беларуси, потому что я должна находиться рядом со своими боевыми подругами — Светланой и Марией», — заявила Цепкало.
На прошлой неделе Веронику вызывали в отдел по экономическим преступлениям МВД Беларуси — по заявлению гражданина Турции против её мужа, которое он направил в Следственный комитет. А Светлана Тихановская объясняет, что к делу Сергея Тихановского уже привязали и арестованных бойцов ЧВК «Вагнер». Тем не менее женщины уверены, что своим примером показывают: жизнь можно изменить, а судьба белорусов в их руках.
Каким будет итог выборов 9 августа, пока неизвестно. Но все три героини однозначно нацелены на успех и на то, чтобы идти до победного конца — который в этом случае означает возможность провести в будущем новые выборы, открыв доступ к ним для независимых кандидатов. «Мои внутренние качества никак не изменились. Я такая же добрая, я стеснительная очень — но чуть-чуть смелее стала. Но отношение такое же к людям, как и было, звёздности никакой нет, — говорит о своей кампании Светлана Тихановская. — Я хочу, чтобы быстрее я стала президентом, пришёл новый президент, классный, который поднимет страну. И я вернусь к детям, к семье — мне этого более чем достаточно».
Фотографии: Александр Шелегов / Страна для жизни / ВКонтакте