Star Views + Comments Previous Next Search Wonderzine

ЖизньОт McDonald’s до Amazon: Как
компании решают вопрос с харассментом

Этические кодексы, горячие линии, запреты на флирт

От McDonald’s до Amazon: Как 
компании решают вопрос с харассментом — Жизнь на Wonderzine

Среди недавних признаний пострадавших от харассмента и абьюза много историй о рабочих отношениях. Случаи нарушения границ на работе сложно назвать единичными: по данным «Ведомостей», с домогательствами на работе сталкивается каждая шестая россиянка и каждый тринадцатый россиянин. В США, по разным данным, с проявлениями харассмента на рабочем месте сталкиваются от 60 до 75 процентов женщин, причём 90 процентов всех пострадавших о нём не заявляют.

Слово «харассмент» в английском языке означает притеснение человека по любому признаку, но в русском с его помощью часто описывают сексуализированное насилие на работе — от сомнительных шуток и неуместных комплиментов до шантажа, угроз или прямого изнасилования. В США сексуализированный харассмент Комиссия по равным возможностям трудоустройства определяет однозначно: под это определение попадают значительные и (или) неоднократные действия сексуального характера. Важно и то, что адресату этих «действий» по разным причинам может стать неловко, стыдно или просто страшно из-за «комплиментов» или «приглашений в гости» босса или коллеги — именно так харассмент можно отличить от романтических отношений, которые возникают между коллегами. При этом в прогрессивных западных компаниях есть конкретные правила, цель которых — отделить одно от другого и не допустить дискриминации на рабочем месте. Причём почти всегда в подобных уставах отдельно указывается недопустимость сексуально агрессивного поведения. Разбираемся, у каких компаний такие правила есть — и как они работают на практике.

антон данилов

Apple

В 2016 году двенадцать сотрудниц компании Apple пожаловались на шутки о насилии, мизогинию и харассмент со стороны мужчин. Рабочую атмосферу они описывали словом «токсичная», а одна женщина, которая пожаловалась на оскорбительные реплики напрямую генеральному директору Тиму Куку, сказала, что тот никак не отреагировал на её слова. Компания ответила стандартным в таких случаях заявлением. «Apple стремится относиться к каждому с достоинством и уважением. Когда мы получаем жалобы или слышим, что сотрудники обеспокоены своей рабочей средой, мы очень серьёзно относимся к этим словам и тщательно расследуем претензии. Если мы обнаруживаем, что поведение не соответствует нашим ценностям, мы предпринимаем меры. Из уважения к частной жизни наших сотрудников мы не обсуждаем конкретные вопросы или их решения», — заявили в компании.

Но несмотря на эту историю компания Apple считается одним из корпоративных лидеров в борьбе с харассментом. На сайте компании есть раздел «Diversity», где в цифрах и личных историях компания рассказывает, как борется с разными проявлениями дискриминации и повышает видимость исторически не представленных групп. Основной документ компании, который регулирует этику рабочих отношений, называется Code Conduct (Ethics Statement) — и эти правила распространяются не только на сотрудников компании, но и на поставщиков (в 2017 году эти же правила ввели и для гостей ежегодной конференции разработчиков Apple WWDC). Также Apple в случае нарушения бизнес-этики рекомендует обращаться не только в отдел кадров, к юристам или непосредственному начальнику, но и на специальную горячую линию — это можно сделать даже анонимно. Некоторые источники отмечают, что в компании на специальных мастер-классах сотрудников учат распознавать харассмент на рабочем месте.

Google

Громкие истории харассмента есть и у другого технологического гиганта — Google. Одного из основателей дочернего проекта Android Энди Рубина в 2013 году попросили покинуть компанию из-за того, что Рубин «принуждал другую сотрудницу заняться оральным сексом в номере отеля». В 2014 году менеджер в итоге уволился, получив 90 миллионов долларов в качестве выходного пособия. The Verge отмечает, что уличённых в харассменте сотрудников Google увольняли без выплат, но в случае с Рубином компания решила перестраховаться: по соглашению топ-менеджер не имел права устраиваться на работу к конкурентам или нелестно отзываться о своём работодателе. В марте прошлого года Google заплатил ещё 15 миллионов долларов старшему вице-президенту поисковой системы — столь «небольшая» сумма объясняется тем, что он ушёл работать в компанию Uber. Незадолго до этого сотни и тысячи других сотрудников корпорации вышли на протесты против харассмента внутри компании — так что о масштабах проблемы можно только догадываться.

После серьёзной забастовки работников компания обещала пересмотреть свой этический кодекс — и даже добилась в этом некоторых успехов: в ноябре 2018 года корпорация анонсировала ужесточение внутренних правил, которое среди прочего запрещало употребление алкоголя на рабочем месте. Если раньше проблемы домогательств решались внутри компании, то новые правила предполагали разрешение пострадавшим от насилия пропустить все внутренние инстанции и обратиться прямиком в суд. Однако год назад Google отказался от своих планов по борьбе с харассментом и повышению разнообразия работников: совет директоров материнской компании поисковой системы Alphabet отклонил все тринадцать предложений.

Netflix

Харассмент — сложная тема для стримингового гиганта и киностудии Netflix. Она фигурирует не только в публичных скандалах, связанных с именами звёзд — так было, например, с Кевином Спейси, о домогательствах которого рассказали восемь членов съёмочной команды «Карточного домика», одного из главных проектов Netflix того времени. В октябре 2017 года бывший HR-директор Netflix Барри Коулман обвинил компанию в том, что она годами замалчивала случаи недопустимого поведения сотрудников. Коулман проработал там всего несколько месяцев, но за это время понял, что «фасад прорывного, прогрессивного бизнеса — не больше чем иллюзия». Кроме того, HR-директор рассказывает, что ему полуобманным путём хотели устроить гомосексуальное свидание с одним из начальников. Компания отрицает все обвинения бывшего сотрудника, однако при увольнении всё-таки заплатила ему полтора миллиона долларов пособия.

Примерно в то же время Netflix объявил об ужесточении правил против харассмента. Надо понимать, что октябрь 2017 года — это разгар «харвигейта», и угроза ещё одного крупного имиджевого скандала в Голливуде, как отмечает пресса, тогда буквально висела в воздухе. В итоге стриминговый сервис представил новый кодекс поведения на съёмочной площадке, который даже называли «экстремальным». Компания запретила спрашивать номера телефонов у коллег и флиртовать с ними. Отдельно прописывалось, что если сотрудник один раз сказал «нет», то дальнейшие расспросы на ту же тему недопустимы. Под запрет попали продолжительные объятия и взгляды дольше пяти секунд — их назвали «жуткими» и «неуместными».

Amazon

В похожей ситуации оказался Amazon — ещё один бизнес-гигант на стыке электронной торговли, производства техники и собственной киностудии. Один из самых громких случаев внутри компании был связан с именем Роя Прайса — главы Amazon Studios, которого в домогательствах обвинила продюсер сериала «Человек в высоком замке» Иза Хэкетт. Позже её примеру последовали и другие сотрудницы компании (Vanity Fair утверждает, что когда запускалась «Большая маленькая ложь», Прайс интересовался, будут ли героини Риз Уизерспун и Николь Кидман «показывать сиськи в кадре»). Судьба кинопродюсера сложилась почти так же, как и у его коллеги и друга Харви Вайнштейна: Прайс уволился. Тогда же свадьбу с ним отменила невеста Лила Файнберг.

Но на этом истории харассмента в компании не закончились. О последней стало известно в марте — причём не в верхушке руководства Amazon, а среди рядовых сотрудников. Две работницы склада компании пожаловались на харассмент «развратного, мерзкого босса» и постоянные домогательства других коллег-мужчин. Одна из них говорит, что постоянно жаловалась в отдел кадров, но безуспешно — в итоге недопустимое поведение стало причиной, по которой она уволилась из компании. Заявившие женщины отмечают, что харассмент «процветает» в компании.

При этом у Amazon, конечно же, есть свой собственный этический кодекс, где написано о недопустимости любой дискриминации и любого харассмента на рабочем месте. После «прайсогейта» основатель компании (и по совместительству самый богатый человек планеты) Джефф Безос написал всем сотрудникам письмо, в котором в очередной раз напомнил «о недопустимости харассмента». «Если какая-либо проблема была доведена до нашего сведения, мы быстро и тщательно её расследуем. Иногда мы нанимаем стороннего человека, чтобы обеспечить беспристрастность. Я хотел бы подчеркнуть, что если у вас есть какие-либо проблемы, связанные с домогательствами или злоупотреблениями в Amazon, немедленно сообщите о них своему менеджеру, сотруднику отдела кадров, юридическому отделу или позвоните на горячую линию по этике Amazon», — сообщил он. Правда, насколько действенны эти меры, остаётся только догадываться: например, в январе менеджеры компании угрожали увольнениями тем сотрудникам, которые критиковали экологическую политику Amazon. И хотя эта история никак не связана с домогательствами, она отлично иллюстрирует наличие проблем в менеджменте компании — и нет причин быть уверенными, что они не отражаются на сотрудницах и сотрудниках, которые решили рассказать о харассменте.

Coca-Cola

О случаях сексуальных домогательств известно и внутри компаний, связанных с брендом Coca-Cola, — как на заводах по производству газированных напитков, так и среди менеджеров корпорации. В декабре прошлого года греческий миллиардер Алки Дэвид заплатил почти 60 миллионов долларов по делу о домогательствах, избиении и насилии в адрес бывшей сотрудницы его компании Leventis-David Group, которая владеет заводами Coca-Cola в двадцати восьми странах. До этого случая у Дэвида тоже были проблемы с законом: в мае прошлого года его арестовали в Карибском бассейне, где на борту его частного самолёта нашли марихуану стоимостью больше миллиона долларов. Впрочем, и обвинение в недопустимом сексуальном поведении тоже было не первым — в апреле прошлого года Алки заплатил ещё восемь миллионов долларов бывшей сотруднице, которая отказалась заниматься с ним сексом. На судебном процессе, как отмечает западная пресса, миллиардер вёл себя вызывающе, матерился в адрес истцов и их адвокатов, после чего его несколько раз выводили из зала суда.

При этом у Coca-Cola тоже есть этический кодекс, который подробно описывает все принципы работы компании. Там же отдельно указывается недопустимость харассмента. Кроме того, Coca-Cola утверждает, что проводит аудит с целью выяснить, насколько этот кодекс соблюдается: на сайте компании заявлена цель «в девяносто восемь процентов» к 2020 году. У компании есть и методичка, которая подробно описывает «абсолютную нетерпимость» компании к любым формам дискриминации и даёт советы сотрудникам, что делать, если они с ней столкнулись.

McDonald’s

С 2015 года тысячи женщин обвиняют McDonald’s в создании условий, которые способствуют расцвету харассмента  — как в ресторанах, так и в офисах компании. В апреле этого года две американские сотрудницы подали коллективный иск на сумму в 500 миллионов долларов — в нём они описывают «обширные незаконные притеснения, которые игнорируются руководством». В мае издание The Nation исследовало условия работы женщин в гиганте фастфуда — примерно 75 процентов из 782 опрошенных сказали, что систематически сталкивались на работе с различными проявлениями харассмента. Половина от этого числа пожаловалась на сомнительные комментарии, ещё половина — на объективирующие взгляды или жесты, треть — на прикосновения. Каждая пятая женщина столкнулась с предложением повышения в должности или оплаты в обмен на свидание или секс с боссом. Примерно тогда же на McDonald’s пожаловалась Международная конфедерация профсоюзов ровно по той же причине: компания никак не защищает своих сотрудниц от харассмента.

От всех обвинений McDonald’s отбивается стандартными фразами. На исследование The Nation компания отреагировала так: «Команда и менеджеры — это сердце и душа каждого ресторана McDonald’s. McDonald’s стремится к тому, чтобы наша рабочая среда была свободной от всех форм дискриминации и преследования. Мы продемонстрировали нашу готовность решить эту проблему, последовательно проводя различные тренинги по безопасности и уважительному отношению на рабочем месте». Проблема харассмента в компании, как отмечают эксперты, далека от решения — не в последнюю очередь из-за того, что McDonald’s, по сути, остаётся главным игроком на рынке фастфуда. Только в Соединённых Штатах в компании работает восемьсот тысяч человек — число же сотрудников компании по всему миру в разы больше, так что отследить дискриминацию и харассмент ещё сложнее, чем на родине компании.

Condé Nast

Медиакорпорация Condé Nast, владеющая правами на Vogue, Glamour, GQ, Tatler и другие издания, оказалась замешана в сексуальных скандалах из-за  фотографов, с которыми сотрудничала. В октябре прошлого года в насилии обвинили Терри Ричардсона — известного мастера «провокационных» фото. Ещё через два месяца в домогательствах обвинили Марио Тестино и Брюса Вебера, других постоянных контрибьюторов изданий Condé Nast. Издательскому дому пришлось извиняться и полностью прекратить с ними сотрудничество. «Мы очень взволнованы подобными обвинениями и воспринимаем их очень серьёзно. В свете сложившейся ситуации мы отказываемся работать с ними в обозримом будущем», — сказали представители компании.

С заявлением выступила и главный редактор Vogue US Анна Винтур. «Сегодня были выдвинуты обвинения против Брюса Вебера и Марио Тестино. Эти истории трудно было слышать, они душераздирающие. Оба являются моими друзьями, они оба внесли выдающийся вклад в Vogue и многие другие издания Condé Nast за эти годы. И оба не согласились с обвинениями. Я твёрдо верю в ценность раскаяния и прощения, но я очень серьёзно отношусь к этим обвинениям», — цитирует Винтур сайт Vogue.

Тогда же Condé Nast разработал новый свод правил, который регулирует отношения внутри коллектива — как в офисах компании, так и на съёмочных площадках. И если в первом случае компания всё так же декларирует нулевую терпимость к любым проявлениям харассмента, то во втором изъясняется конкретнее: теперь все модели должны быть старше восемнадцати лет, на площадке не должно быть алкоголя или «рекреационных» наркотиков, а на все фотографии ню должно быть получено согласие того, кого фотографируют. Кроме того, американское подразделение компании отказалось от соглашений по неразглашению, которые касались бы случаев преследования или дискриминации. Подобные документы фигурировали в материале Ронана Фэрроу о харассменте Харви Вайнштейна, который был опубликован в The New Yorker, и тогда издание Condé Nast трактовало их однозначно — как инструмент по запугиванию или преследованию пострадавших от харассмента киномагната. Фэрроу за это расследование присудили Пулитцеровскую премию.

Tesla

О сексуальных домогательствах в компании Илона Маска летом 2017 года рассказала инженер Эй Джей Вандермейден. Женщина подала в суд на компанию, где кроме харассмента на рабочем месте она отметила и разницу в зарплатах между одинаковыми специалистами разных гендеров. Вандермейден уволили: представители Tesla утверждают, что специалистка оговаривает компанию. «Мы несколько раз тщательно рассмотрели факты. Мы были абсолютно уверены, что требования госпожи Вандермейден незаконны. У нас не было другого выбора, кроме как прекратить её работу в Tesla», — цитирует компанию The Guardian. После неё о недопустимом поведении коллег заявили другие сотрудницы: заводы Tesla они описывали, как «поле для хищников», а поведение мужчин называли агрессивным. «[Харассмента] так много, что его невозможно отрицать», — сказала одна из сотрудниц.

Тем не менее после того, как история Вандермейден стала публичной, Илон Маск написал сотрудникам письмо. «Если вы из менее представленной группы, вы не получите повышение просто так, будучи придурком, — говорит он. — Но у нас было несколько таких случаев: мы не брали на высокую должность человека из более представленной группы и повышали коллегу из менее представленной, а потом он говорил, что его недостаточно повысили. Это не круто».

При этом с харассментом, если верить информации на сайте компании, Tesla борется. «Разнообразие сотрудников Tesla является огромным преимуществом. Мы твёрдо привержены обеспечению равных возможностей во всех аспектах трудоустройства и не терпим дискриминации или преследований», — гласит их этический кодекс. Правда, насколько он соблюдается, проверить трудно — тем более что о домогательствах и неравных условиях труда заявляли сотрудники не только Tesla, но и SolarCity — энергетической компании Илона Маска.

Facebook

Одни из самых прозрачных правил по предотвращению харассмента на рабочем месте написали в декабре 2017 года в Facebook. Их анонсировали вице-президент Лори Голер и исполнительный директор социальной сети Шерил Сэндберг — последняя раньше рассказывала, что не раз сталкивалась с домогательствами. В этих правилах не только прописывают конкретный порядок действий для тех, кто столкнулся с разными видами харассмента, но и отдельно указывают, что фразы вроде «я пошутил» или «я совсем не имел в виду это» не могут служить оправданием или извинением. Кроме того, там же отдельно пишут, что если менеджер компании вовремя не сообщает об известных ему случаях харассмента, его будет ждать «дисциплинарная ответственность». И наконец, Facebook описывает, как именно должно происходить расследование каждого такого случая, сколько человек из отдела кадров участвуют в расследовании каждого такого эпизода и что может случиться с каждым сотрудником, который оказался вовлечён в этот процесс. «Мы обнародовали свою политику не потому, что у нас есть все ответы, а потому, что мы считаем, что чем больше компаний может говорить о ней открыто, тем больше мы все можем учиться друг у друга», — пишет Сэндберг.

Рассказать друзьям
3 комментарияпожаловаться