Star Views + Comments Previous Next Search Wonderzine

ЖизньКак устроено наказание
за насилие над детьми
в России

Как устроено наказание 
за насилие над детьми 
в России — Жизнь на Wonderzine

И почему это не всегда проявление педофилии

В конце июня суд в Татарстане оправдал мужчину, обвинённого в насильственных действиях сексуального характера по отношению к полуторагодовалой дочери. Мужчина, отец троих детей, остался с ними один, а вечером позвонил жене и сказал, что у младшей, полуторагодовалой дочери началось кровотечение — женщина настояла, чтобы он вызвал скорую. Врач-гинеколог обнаружил у ребёнка травмы, указывающие на сексуальное насилие, и оповестил об этом полицию. Та возбудила уголовное дело по статье 132 УК РФ «Насильственные действия сексуального характера».

В качестве меры пресечения для мужчины избрали домашний арест. По сообщениям местных СМИ, мужчина был обязан не контактировать с семьёй, но нарушал это условие — с этим связывают тот факт, что на суде жена мужчины выступала уже в его защиту (хотя именно она написала заявление о том, чтобы привлечь его к ответственности).

В суде мужчина говорил, что просто менял ребёнку подгузник и случайно причинил ей травмы. После выступления эксперта, который сказал, что травмы такого типа не могут быть случайными, мужчина сказал, что был рассержен из-за ссоры с женой и «сорвал зло» на ребенке: «Просто психанул». Суд посчитал, что в действиях мужчины нет состава преступления, так как у него не было «желания удовлетворить сексуальные потребности».

Тем не менее в начале июля Верховный суд отменил решение первой инстанции и вернул дело на рассмотрение в тот же суд — но им займётся уже новый судейский состав. Это связали с процессуальными нарушениями в оправдательном вердикте. Произошедшее стало одним из самых громких дел, связанных с насилием над детьми, — многих возмутил оправдательный приговор.

Александра Савина

Мотивы

Опрошенные нами эксперты отмечают, что делать однозначные выводы о произошедшем в суде в Татарстане без ознакомления с материалами дела невозможно. Тем не менее оно наталкивает на размышление о проблемах, существующих в системе. Татьяна Белова, юристка Консорциума женских НПО, отмечает, что слишком мягкие наказания связаны, на её взгляд, с тем, что пока нет понимания, что в основе преступлений сексуального характера лежит не «половое влечение», а желание обрести власть над другим человеком. «Именно в связи с этим в правозащитной среде сейчас существует тенденция называть такого рода насилие „сексуализированным“, поскольку это позволяет сместить акцент: насилие остаётся насилием независимо от формы, в которой оно проявляется», — считает юристка. Белова также ссылается на Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 4 декабря 2014 года № 16 «О судебной практике по делам о преступлениях против половой неприкосновенности и половой свободы личности». Она отмечает, что для квалификации содеянного не имеет значения мотив таких преступлений — будь то удовлетворение полового влечения, месть, национальная или религиозная ненависть, желание унизить потерпевших и так далее.

Сексуальное насилие над детьми в массовом сознании нередко отождествляют с педофилией, а всех, кто его применяет, автоматически считают педофилами. Но это не так: не все люди с сексуальным влечением к несовершеннолетним детям действуют, исходя из него, и совершают насилие, и не все люди, совершающие насилие над детьми, делают это, исходя из соответствующего сексуального влечения. Исследования показывают, что только у половины тех, кто растлевают детей, может быть диагностирована педофилия.

Американская классификация психических расстройств DSM-5, например, разграничивает «педофилию» и «педофильное расстройство». В первом случае речь идёт о типе сексуального влечения, во втором — о ситуациях, когда человек начинает действовать в соответствии с желаниями и может причинить вред другим — например, растлив ребёнка. Имеющееся разграничение, правда, остаётся дискуссионным вопросом в том числе из-за сложности и многообразия ситуаций. В Международной классификации болезней в десятой редакции диагноз «педофилия» относят к расстройствам сексуального предпочтения и определяют как «сексуальную тягу к детям (мальчикам, девочкам или к тем и другим), обычно препубертатного или раннего пубертатного возраста». В МКБ-11 есть только диагноз «педофильное расстройство».

Подобное обсуждение и сегодня кажется очень радикальным — многие автоматически готовы приравнять его к оправданию насилия над детьми. Тем не менее понимание нюансов помогает лучше работать над предотвращением преступлений. Важно это и для юридической практики, и для разработки системы наказаний.

Существующие меры

В 2019 году МВД России объявило, что за последние пять лет произошёл резкий скачок по числу преступлений против половой неприкосновенности несовершеннолетних: за 2014–2019 годы их стало больше на 42 %. В 2018 году, например, было зарегистрировано 11 тысяч преступлений такого типа. Каждый двенадцатый ребёнок столкнулся с насилием со стороны собственных родителей. Реальный масштаб преступлений при этом больше: далеко не все пострадавшие обращаются в полицию и в принципе рассказывают кому-то о произошедшем.

В России преступления против половой неприкосновенности детей регулируются разными статьями. Для этих случаев могут использоваться статьи, которые касаются насилия по отношению к совершеннолетним потерпевшим — например, в статье 131 УК РФ «Изнасилование» есть пункт об изнасиловании несовершеннолетних. Без дополнительных отягчающих обстоятельств статья подразумевает лишение свободы на срок от восьми до пятнадцати лет и лишение права занимать определённые должности или заниматься определённой деятельностью на срок до двадцати лет. 

Аналогично в статьях 132 УК РФ «Насильственные действия сексуального характера» и 133 УК РФ «Понуждение к действиям сексуального характера» есть пункты о действиях в отношении несовершеннолетних (в первом случае без отягчающих обстоятельств это может подразумевать лишение свободы на срок от восьми до пятнадцати лет с лишением права занимать определённые должности или заниматься определённой деятельностью на срок до двадцати лет. Во втором — принудительные работы на срок до пяти лет с лишением права занимать определённые должности или заниматься определённой деятельностью до трёх лет или лишение свободы на срок до пяти лет и лишение возможности занимать определённые должности и заниматься определённой деятельностью до трёх лет).

Кроме них, есть статья 134 УК РФ «Половое сношение и иные действия сексуального характера с лицом, не достигшим шестнадцатилетнего возраста» — она регулирует ситуации, когда в половой акт с подростком или ребёнком, не достигшим возраста согласия (шестнадцать лет), вступает совершеннолетний человек. Адвокат Галина Ибрянова отмечает, что речь идёт о любых ситуациях, когда происходит половая связь с несовершеннолетними, — она в любом случае карается законом. Наказания могут быть разными — если речь о преступлении без отягчающих обстоятельств, варианты разнятся от обязательных работ до лишения свободы на срок до четырёх лет. В случае если речь идёт о гомосексуальном акте без отягчающих обстоятельств, наказание будет жёстче — до шести лет лишения свободы. Наказание по статье 134 УК РФ не применяется, если разница в возрасте между потерпевшей или потерпевшим и подсудимым или подсудимой составляет менее четырёх лет. Кроме того, подсудимый может быть освобождён от наказания, если преступление совершено впервые и «будет установлено, что это лицо и совершённое им преступление перестали быть общественно опасными в связи со вступлением в брак с потерпевшей (потерпевшим)».

Также существует статья 135 УК РФ «Развратные действия» — она также отмечает только несовершеннолетних потерпевших. Без отягчающих обстоятельств она подразумевает наказание в виде обязательных работ, либо ограничения свободы на срок до трёх лет, либо принудительных работ на срок до пяти лет, либо лишения свободы на срок до трёх лет — с возможным лишением права занимать определённые должности или заниматься определённой деятельностью.

Уголовный кодекс понимает изнасилование строго и узко: согласно соответствующей статье, речь может идти исключительно о вагинальном проникновении, а пострадавшей может быть только женщина. Если речь идёт о других типах половых актов или насилие происходит с мужчиной, эти действия будут подпадать под действие статьи «Насильственные действия сексуального характера». По словам Галины Ибряновой, аналогичное деление прослеживается и в случае несовершеннолетних: изнасилованием считается вагинальный половой акт, остальное считается насильственными действиями сексуального характера. «Верховный суд включает в их число, например, анальный секс, оральный секс, междубедренный коитус, стимуляцию полового члена молочными железами. Понятно, что ни суд, ни юристы не могут предусмотреть весь арсенал людей, совершающих такие преступления», — отмечает адвокат. 

Татьяна Белова отмечает, что в 2012 году уголовную политику, касающуюся преступлений против половой неприкосновенности детей, ужесточили. «В частности, все дети, не достигшие возраста двенадцати лет, считаются с юридической точки зрения (в контексте сексуального насилия) находящимися в беспомощном состоянии. То есть считается, что они не способны понимать характер и значение совершаемых с ними действий и сопротивляться им. А значит, любое сексуальное взаимодействие с ними является насильственным», — говорит юристка. Кроме того, по словам экспертки, были ужесточены сроки наказаний и условия условно-досрочного освобождения: при решении вопроса о последнем также должны учитываться результаты судебно-психиатрической экспертизы. Тот же закон ввёл и возможность принудительной химической кастрации и применения других медикаментозных средств.

В 2018 году наказание вновь пытались ужесточить: Госдума приняла в первом чтении поправки к статьям 78 и 134 УК РФ. Законопроект разработан депутатом Ириной Яровой (она известна в первую очередь «пакетом Яровой» о противодействии терроризму). Депутат предлагала увеличить тюремные сроки за растление несовершеннолетних — в частности, если речь идёт о нескольких пострадавших. «Все специалисты знают о том, что у нас максимальный срок не может быть более чем на 50 % от основной максимальной санкции. Вы знаете, к какой категории преступлений отнесены преступления, связанные с развратными действиями. Три года. Следовательно, если растлил сто детей, наказание будет четыре с половиной. Никакой адекватности и соразмерности нет», — отмечала Яровая.

Законопроект также предполагал отменить сроки давности по невыявленным преступлениям (сейчас срок давности истекает через пятнадцать лет после самого преступления), а распространение детской порнографии и совместное проживание с пострадавшим ребёнком рассматривать как отягчающие обстоятельства. Кроме того, законопроект предполагал отдельную ответственность за «понуждение детей к действиям сексуального характера с использованием сети Интернет». Тем не менее на сегодняшний день законопроект так и не принят.

Сложности

Татьяна Белова отмечает, что за счёт примечания к статье 131 УК РФ все сексуальные действия, которые совершаются с детьми младше двенадцати лет, всегда считаются насильственными и квалифицируются либо как статья 131 УК РФ («Изнасилование»), либо как статья 132 УК РФ («Насильственные действия сексуального характера»). По словам юристки, по отношению к пострадавшим младше двенадцати лет именно эти две статьи применяются чаще всего. Если речь идёт о более старших детях, они не считаются находящимися в беспомощном состоянии по умолчанию. Соответственно, половой акт может быть насильственным или восприниматься пострадавшим как добровольный — но тем не менее всё равно быть уголовно наказуемым. Во втором случае будет применяться 134-я статья УК РФ «Половое сношение и иные действия сексуального характера с лицом, не достигшим шестнадцатилетнего возраста».

Одни из самых громких случаев насилия над детьми в России связаны с воспитанниками детских домов. Например, в 2017 году по подозрению в изнасилованиях детей из детдомов задержали пять человек — бывших выпускников и преподавателей. Одному из фигурантов дела, фотографу Александру Брыкову в мае этого года вынесли приговор. Мужчину признали виновным в насильственных действиях сексуального характера и в изготовлении и обороте порно с участием несовершеннолетних. Его приговорили к четырём годам и семи месяцам в колонии общего режима. Уголовные дела в отношении ещё четырёх фигурантов суд продолжает рассматривать — их также обвиняют в насильственных действиях сексуального характера. В связи с происходившим в детском доме также было заведено ещё одно дело — в отношении бывшего директора детдома Натальи Фёдоровой, которую обвиняли в халатности: предполагалось, что она знала о преступлениях, но не отреагировала должным образом. Дело прекратили за истечением срока давности.

В 2018 году возбудили ещё одно дело по поводу насилия над воспитанниками детского дома, на этот раз в Челябинской области. Мужчину, который общался с разными воспитанниками, также обвиняют в насильственных действиях сексуального характера. По версии следствия, с мая 2015-го по август 2017 года обвиняемый изнасиловал девятерых воспитанников детдома. С 2016 года у мужчины было заключение органов опеки, которое давало ему право общаться с воспитанниками в так называемом гостевом режиме, — оно истекло в 2018 году. В ноябре прошлого года дело передали в суд, итога по нему пока нет. Кроме того, было возбуждено дело о халатности в отношении органов опеки и сотрудников детдома.

Другое громкое дело последних лет касалось ещё одного закрытого учреждения — «Лиги школ»: издание «Медуза» выпустило расследование о домогательствах и насилии со стороны бывшего директора школы и его заместителя по отношению к ученицам. После публикации Следственный комитет опросил пострадавших, но не обнаружил в действиях мужчин состава преступления, предусмотренного статьёй 135 УК РФ «Развратные действия». Решение следователь аргументировал тем, что никто из пострадавших «своевременно в правоохранительные органы не обращался».

В существующей практике рассмотрения дел о насилии над несовершеннолетними существует немало сложностей. Многие из них связаны с тем, как в принципе функционирует система. Например, прошлой осенью стало известно о волоките следствия по делу о насилии над шестилетней девочкой. Адвокат, представляющий интересы девочки, связывает это со связями обвиняемого. «Русская служба Би-би-си» подробно освещала дело двенадцатилетней жительницы Казани, подвергавшейся насилию со стороны четырёх мужчин. Уголовные дела возбуждали постепенно, не по всем случаям сразу, из-за чего число необходимых следственных действий умножилось на четыре — это стало для девочки и её семьи очень травматичным опытом.

По мнению Татьяны Беловой предупреждению преступлений против половой неприкосновенности несовершеннолетних уделяется недостаточно внимания. По мнению юристки, в этом случае могло бы помочь упрощение оказания психологической помощи людям с педофилией, гарантия анонимности и конфиденциальности. «Открытый разговор о половом воспитании, концепции согласия и сексуальном насилии, без стереотипов и виктимблейминга, проведение тренингов с сотрудниками правоохранительной системы также могли бы способствовать выработке в обществе нулевой толерантности к насилию. О важности включения этих вопросов в повестку государства говорит мировое сообщество, но Россия пока к этому не прислушалась», — отмечает юристка.

Возможно, именно в связи с недостатком профилактики в ситуациях, когда речь заходит о половой неприкосновенности детей и подростков, периодически возникают ситуации самосуда. Одна из таких громких историй произошла в начале года. В конце января житель Уфы Владимир Санкин встретил двух знакомых подростков — один из них рассказал ему, что неизвестный мужчина предложил ему заняться сексом. Мужчина решил разобраться с неизвестным, избив его ногами, руками и штакетником. Полиция остановила драку, но получивший травмы мужчина скончался по пути в больницу в скорой помощи. Уголовное дело направлено в суд. Адвокат мужчины считает, что удастся добиться для него оправдательного приговора: «Очень символично, что сегодня мы в очередной раз в Уфе встретились и обсудили линию защиты с Владимиром Санкиным, простым парнем, который не мог пройти мимо педофила и защитил детей от насильника, на таких вот обычных мужиках и держится земля. Владимир на домашнем аресте, скоро его дело передадут в суд. Это несправедливо! И мы докажем, что таких мужчин нужно награждать, а не сажать в тюрьму!»

В России есть и принудительное лечение (химическая кастрация) — по закону оно осуществляется в местах заключения, после того как человек был приговорён к тюремному сроку за насильственные действия. Используется как принудительная мера она и в других странах — например, Польше, Молдове, Индонезии и Южной Корее. В некоторых странах её рассматривают как альтернативу тюремному сроку — такие механизмы действуют, например, в некоторых штатах США. Правда, отношение к химической кастрации остаётся сложным: у препаратов есть побочные эффекты и не все уверены в их эффективности.

Рассказать друзьям
0 комментариевпожаловаться

Комментарии

Подписаться
Комментарии загружаются
чтобы можно было оставлять комментарии.