ЖизньЧто делать, если вы стали свидетелем
домашнего насилия
На улице, у соседей и у знакомых
Домашнее насилие в России — огромная проблема: в стране до сих пор нет отдельного закона против него, как и точной статистики, позволяющей выявить масштаб насилия. Нередко мы сами становимся свидетелями насилия — например, слышим его за стеной или видим на улице, узнаём о тяжёлой ситуации знакомых. С помощью экспертов организаций, занимающихся проблемой домашнего насилия — Кризисного центра для женщин ИНГО, центра «Насилию.нет» и Консорциума женских неправительственных объединений, — мы решили разобраться, как действовать в разных ситуациях и чем может помочь сторонний наблюдатель.
Александра Савина
Если насилие происходит на улице
PR-менеджер Кризисного центра для женщин ИНГО Борис Конаков отмечает, что в первую очередь важно понимать разницу между конфликтом и насилием. В первом случае силы сторон равны, во втором, как правило, ругается только один человек, а второй выглядит напуганным. По словам Конакова, для начала можно подойти и спросить: «Всё ли в порядке, нужна ли помощь?» — иногда это успокаивает агрессора.
Юристка Консорциума женских неправительственных объединений Татьяна Белова отмечает, что если вы стали свидетелем насилия на улице, лучше всего постараться найти поблизости сотрудника полиции или вызвать полицию на место происшествия (номера полиции с мобильного телефона — 102 и 112, с городского — 02 и 102). Можно показать, что вы заметили происходящее: сказать что-то или привлечь внимание других людей вокруг. Самостоятельно вмешиваться в ситуацию и физически воздействовать на агрессора она не советует, поскольку после приезда полиции ситуация может обернуться и против самого свидетеля. «Агрессор может выставить себя пострадавшим в этой ситуации: „Я просто разговаривал с женой, тут подошёл человек и начал предъявлять мне какие-то претензии, толкать меня“», — отмечает Татьяна Белова. По её мнению, если насилие происходит на улице, то, скорее всего, конфликт достиг наивысшей точки, агрессор не так хорошо контролирует свои действия — он может переключиться и на агрессию в сторону свидетеля насилия. Борис Конаков также не советует разнимать людей в ситуации физического насилия самостоятельно: в такой ситуации сложно оценить силы нападающего.
Юрист центра «Насилию.нет» Мария Замолоцких рекомендует в ситуациях, когда насилие происходит в общественном пространстве — на улице или, например, на лестничной клетке, — фиксировать ситуацию на видео или на фотографиях. Замолоцких рекомендует обращаться в полицию, даже если нет физического насилия и агрессор просто кричит на другого человека: мы не можем предсказать, как будет развиваться ситуация.
Если вы слышите о насилии у соседей
К сожалению, это знакомая многим ситуация: вы слышите, что соседи за стеной ругаются, но ситуация выглядит чем-то бо́льшим, чем семейный конфликт. Например, вы слышите звуки ударов, крики о помощи — или просто понимаете, что кто-то из ваших соседей столкнулся с агрессией со стороны партнёра или родственника.
В подобных случаях эксперты советуют обращаться в полицию — а когда наряд приедет, встретить его и описать ситуацию: например, что вы слышите звуки ударов или крики, как часто это происходит или как давно продолжается. Мария Замолоцких отмечает, что нужно быть готовыми предоставить полиции свои данные: анонимные заявления не рассматриваются. Когда полиция приедет, по мнению Замолоцких, желательно выйти из своей квартиры и проконтролировать, как действует наряд и оказывают ли пострадавшей помощь. Если в квартире не открывают, Замолоцких советует соседям настаивать на том, чтобы её вскрыли: у сотрудников полиции есть возможность вскрывать двери, если они видят угрозу жизни и здоровью человека. «Даже если приходит, например, участковый, он может вызвать МЧС и вместе с ними вскрыть дверь и помочь находящимся там людям», — отмечает юрист.
В случае если насилие происходит над несовершеннолетним, также необходимо начать с вызова полиции. «Здесь вряд ли удастся что-то сделать без привлечения полиции, просто потому что ребёнок не может никуда уйти сам — несовершеннолетних очень тяжело поместить в убежище без согласия и сопровождения родителей. Но сотрудники полиции могут обратиться в органы опеки», — говорит Татьяна Белова.
Татьяна Белова отмечает, что в долгосрочной перспективе, если с женщиной удаётся поговорить, можно дать ей контакты организаций, в которых ей могут оказать помощь. Юристка считает, что лучше, чтобы пострадавшая сама оценивала риски: «Иногда уйти из дома по-тихому будет безопаснее, чем если приедет полиция и агрессор после этого останется с женщиной наедине».
Предсказать, эскалируется ли конфликт после обращения в полицию, невозможно — но существует и вероятность, что обращение может успокоить агрессора, поскольку он будет чувствовать себя менее безнаказанным. Что касается иных способов поддержки Татьяна Белова отмечает, что можно предложить женщине помощь с базовым планом безопасности: пострадавшей нужно у кого-то оставить небольшой пакет основных документов на себя и на ребёнка, если у неё есть ребёнок, сумму денег и вещи — так, чтобы она могла забрать их с собой, если решит покинуть дом, и партнёр их не нашёл. «Также ей нужно продумать, где остановиться, — отмечает Белова. — Если есть возможность, пострадавшую можно принять у себя. Понятно, что люди на это идут крайне редко — поэтому лучше поделиться контактами убежищ».
Среди возможных контактов, которыми можно поделиться, например, центр «Анна» — у него также есть всероссийский телефон доверия: +7-800-7000-600, звонки по нему бесплатные. У работающего в Санкт-Петербурге Кризисного центра для женщин ИНГО также есть телефон доверия: +7-812-327-30-00. В центр также можно обратиться по скайпу, вотсаппу или через онлайн-приёмную — контакты можно найти на сайте. В Москве можно связаться с центром «Насилию.нет» — по номеру +7-495-916-30-00. На сайте проекта можно найти карту с адресами российских центров социальной и психологической помощи.
Если вы лично знаете человека, сталкивающегося с насилием
Вопрос, как действовать, если вы узнали, что насилие происходит с вашими близкими или знакомыми, один из самых сложных: многие боятся отпугнуть человека от себя или в принципе не знают, как начать разговор.
«Вы можете осторожно поговорить, предложить варианты решения проблемы, поделиться контактами кризисных центров. Как минимум просто выслушать, без советов и обесценивания — это уже очень много», — отмечает Борис Конаков. Он также советует учитывать, если пострадавшая не хочет помощи, чтобы не «причинить добро»: не все сразу готовы обращаться за помощью и уходить из ситуации насилия.
Татьяна Белова также считает, что действия зависят в первую очередь от того, чего хочет сама женщина. В противном случае это может отразиться на безопасности самой женщины: если под чужим воздействием она уйдёт из дома, а затем поймёт, что хочет вернуться, насилия в её отношении может стать только больше.
Татьяна Белова рекомендует поделиться контактами центров, работающих с проблемой, или психологических служб, где женщину могут предупредить о возможных рисках развития ситуации. Кроме того, экспертка советует показать женщине, что она не остаётся в одиночестве, что у неё есть поддержка — либо со стороны самого знакомого, либо, например, со стороны центров, где она может получить помощь. Возможно, именно после этого женщина решит выйти из ситуации насилия. «Можно сообщить ей о плане безопасности, очень аккуратно рассказать о возможных рисках. „Ты видишь, что со временем насилие увеличивается. Если ты вдруг поймёшь, что ситуация совсем критическая, ты можешь обратиться ко мне, и я тебе помогу“», — объясняет возможный разговор Белова.
Если полиция не приезжает
В случае если полиция не реагирует, Мария Замолоцких рекомендует настаивать и звонить в полицию много раз. Она также отмечает, что можно обратиться на бесплатную горячую линию МВД России (+7-800-222-74-47), которая рассматривает правонарушения сотрудников.
Татьяна Белова говорит, что даже если полиция не приехала на вызов, агрессора всё равно впоследствии можно привлечь. Во-первых, нужно оперативно зафиксировать телесные повреждения в травмпункте, чтобы были зафиксированы свежие следы побоев. После этого можно подать заявление в дежурной части отдела полиции, указав, что полицию вызывали. Кроме того, по словам экспертки, если в травмпункте возникают подозрения, что телесные повреждения возникли насильственным путём, они обязаны передать телефонограмму в полицию.
«После этого начинается проверка, она идёт максимум тридцать суток, — поясняет Белова. — Если после этого ничего не происходит, можно обращаться в прокуратуру и обжаловать бездействие сотрудников правоохранительных органов. Попытаться возобновить проверку, попросить, чтобы прокуратура осуществляла за этим контроль. После этого обычно проверка начинает идти более активно. Даже если в возбуждении уголовного дела отказали, это не окончательный отказ».
Чего не стоит делать, если вы стали свидетелем насилия
Борис Конаков отмечает, что любому стороннему свидетелю важно не забывать и о своих границах. «Оцените свои ресурсы, насколько вы готовы вкладываться в помощь, условно — просто выслушать или посреди ночи искать вместе с пострадавшей хостел, — отмечает он. — Прежде чем вмешиваться, рассчитайте свои силы, поймите, до какого момента и как вы готовы помогать».
В ситуациях домашнего насилия Борис Конаков советует не относиться к пострадавшей свысока и не оправдывать агрессора. По его словам, также важно не навязывать свой опыт — вместо этого стоит побольше слушать и создать для пострадавшей безопасное пространство. По мнению эксперта, в подобной теме есть ряд стоп-фраз, например: «Надо же, а со мной такого никогда не происходило!», «А вот меня муж не бьёт!», «А давай я тебя научу, как надо искать к нему подход», «Успокойся и соберись», «Ну и что? У всех такое бывало, все справлялись», «Ну, я тоже такое терпела, ну-ка возвращайся к мужу!».
Татьяна Белова считает, что не стоит уговаривать пострадавшую уйти, если она сама не расценивает ситуацию как угрозу и не считает происходящее домашним насилием. Вначале ей лучше объяснить, в чём опасность этой ситуации, и только потом говорить, что есть возможность уйти, предлагать помощь. «Бывает, что женщина, например, сама не хочет обращаться к нам в центр, но пишет её знакомый: „Она не хочет уходить от мужа. Как я могу заставить её от него уйти?“ В целом никак. Единственное, что, на мой взгляд, можно и нужно делать, — объяснять саму ситуацию, попытаться поговорить с женщиной. Не замечает ли она каких-то систематических вещей? Может быть, ситуации повторяются?» — говорит юристка. Она советует обратить внимание пострадавшей на ситуацию, чтобы она уже сама приняла решение. «В ситуации домашнего насилия агрессор, по сути, лишает её субъектности. И когда люди начинают её спасать, а сама она не понимает, в чём опасность ситуации, это также лишает её субъектности. Поэтому, на мой взгляд, лучше дать ей варианты, выбор, чтобы она сама могла принять решение. Тогда, мне кажется, случаев, когда пострадавшая возвращается к агрессору, будет намного меньше», — говорит Белова.