ЖизньСмерть Джорджа Флойда: Почему в США не утихают протесты
И как на них реагируют власти
Александра Савина
Уже неделю в США продолжаются акции протеста — они начались после того, как в понедельник, 25 мая, афроамериканец Джордж Флойд погиб из-за жёсткого задержания полицейским. Акции протеста против полицейского произвола и насилия начинались (и во многих городах продолжаются) как мирные шествия. Тем не менее в других городах они перетекли в жёсткие столкновения с полицией, мародёрство и перестрелки — шесть человек погибли и сотни были задержаны полицией. Разбираемся, как развивались протесты и что происходит сегодня.
25 мая в Миннеаполисе полицейские задержали Джорджа Флойда — сорокашестилетнего афроамериканца, которого владелец небольшого магазина обвинил в том, что тот пытался заплатить за сигареты поддельной двадцатидолларовой купюрой. Полиция применила жёсткий силовой приём: белый полицейский Дерек Шовин, один из прибывших на вызов, держал мужчину, поставив колено на его шею (эта техника задержания считается опасной из-за угрозы удушения, но в Миннеаполисе разрешена).
В такой позе Шовин провёл восемь минут сорок шесть секунд — несмотря на то что прохожие просили полицейского перестать, Флойд начал терять сознание, а на место прибыли фельдшеры экстренных служб. В видеозаписях очевидцев видно, что когда полицейский наконец отпускает Флойда, тот не движется и молчит. В обвинении, предъявленном Дереку Шовину, сообщается, что другой полицейский попытался нащупать пульс Флойда и не смог этого сделать. По итогам задержания Джордж Флойд скончался.
Сначала в официальных сообщениях смерть Флойда связывали не с действиями полицейского, а с состоянием здоровья задержанного и интоксикацией его организма: при вызове в полицию сообщали, что он был под воздействием наркотиков. Вчера были опубликованы результаты экспертизы тела мужчины. Патологоанатом назвал смерть насильственной: по его оценке, её причиной стала остановка сердца из-за давления на шею. В заключении упоминается, что у Джорджа Флойда были гипертония и проблемы с сердцем и что в его организме нашли следы наркотических веществ — но причиной смерти стали не они. Ещё одна экспертиза, проведённая по просьбе семьи погибшего (родственники не уверены в объективности официальной экспертизы), также назвала смерть насильственной.
Всех четверых полицейских, участвовавших в задержании Джорджа Флойда, уволили на следующий день, но меры в отношении Дерека Шовина предприняли только к концу недели. Ему предъявили обвинения в убийстве и непредумышленном убийстве — многие сочли, что недостаточно быстро.
В видео с Флойдом, которые разлетелись по Сети, заметно, что он несколько раз говорит: «Я не могу дышать». Эту же фразу несколько раз произнёс афроамериканец Эрик Гарнер, погибший в 2014 году после жёсткого задержания полицией. Его смерть тоже привела к протестам — так возникло движение Black Lives Matter против расизма и полицейского произвола в отношении афроамериканского населения.
Шанс погибнуть от рук полицейского для афроамериканцев в три раза выше по сравнению с белыми американцами
Смерть Джорджа Флойда кажется единичным случаем, но это не так: только за последние несколько недель внимание прессы и общественности привлёк ряд громких инцидентов. Например, в марте в Луисвилле полицейские застрелили медработницу Бреонну Тейлор в её собственной квартире. Полиция расследовала дело о торговле наркотиками, но сама Бреонна не была подозреваемой — считалось, что подозреваемый может получать или хранить наркотики у неё дома. Согласно иску, поданному семьёй Тейлор, подозреваемого (её бывшего партнёра, с которым она встречалась два года назад) к моменту, когда полиция начала обыскивать её квартиру, уже задержали. По словам соседей, полицейские, пришедшие ночью, не представились и не постучали перед обыском (ордер позволял этого не делать), из-за чего партнёр Тейлор решил, что в квартиру пытаются проникнуть воры, и выстрелил, попав в ногу одному из полицейских. Полицейские выстрелили в ответ двадцать раз, восемь раз попав в Тейлор, — наркотики в квартире не нашли.
Другой недавний случай касается Ахмада Арбери — безоружного американца, который был убит в парке во время пробежки. В Арбери выстрелили двое белых мужчин — отставной полицейский детектив и его сын, которые решили, что мужчина — подозреваемый по делу об ограблении. Они начали следить за ним на пробежке, догнали и выстрелили. В конце мая по соцсетям разлетелось видео, где белая американка Эми Купер вызывает полицию, обещая рассказать им, что «афроамериканец угрожает её жизни». Всё произошло в Центральном парке Нью-Йорка: мужчина, Кристиан Купер, занимался бёрдвотчингом и попросил Эми Купер надеть на её пса поводок — в части парка, где они находились, собаки обязаны быть на поводках.
Расизм в США многим кажется проблемой прошлого, но он существует и сегодня — и особенно ярко проявляется в насилии полицейских по отношению к афроамериканцам и в том, как по-разному полиция реагирует на действия афроамериканцев и белого населения в похожих случаях. «Меня, как и Джорджа Флойда, когда-то арестовали, обвинив в использовании поддельной двадцатидолларовой купюры. Для Джорджа Флойда, моего ровесника, отца двоих детей, это стало смертным приговором. Для меня это история, которую я иногда рассказываю на вечеринках. Это, друзья, и есть привилегии белого американца», — пишет в твиттере археолог и университетский преподаватель Марк Маккой.
Жертвой убийства при задержании и полицейской жестокости в целом могут стать не только афроамериканцы. Но статистика показывает, что для этой категории населения этот риск существенно выше: шанс погибнуть от рук полицейского для афроамериканцев в два раза выше по сравнению с латиноамериканцами и в три раза выше по сравнению с белыми американцами. Шанс, что погибший при столкновении с полицией афроамериканец будет безоружен, в 1,4 раза выше, чем в аналогичной ситуации с белым американцем, и в 1,2 раза выше по сравнению с латиноамериканцами. Афроамериканцы оказываются в тюрьме в пять раз чаще белого населения. Их чаще арестовывают за употребление наркотиков, несмотря на то что они делают это не чаще, чем другие категории населения. И это лишь одно из многих проявлений системной проблемы расизма, подтверждения которой возникают практически ежедневно. Например, пандемия COVID-19 сильнее затронула именно афроамериканское население — как и возникший из-за неё экономический кризис.
Вечером во вторник, 26 мая, в Миннеаполисе начались протесты — на улицы вышли сотни людей. В последующие дни они распространились и на другие города — к концу недели протесты начались, например, в Лос-Анджелесе, Атланте, Нью-Йорке и Вашингтоне. Многие из протестных акций и сегодня остаются мирными, хотя ещё на первой акции в Миннеаполисе некоторые протестующие начали нападать на полицейские машины и участок, где работали полицейские, участвовавшие в задержании Флойда.
Столкновения с полицией постепенно становились всё более жёсткими — в Миннеаполисе ещё в первые дни протестов начали использовать слезоточивый газ и резиновые пули. 28 мая губернатор Миннесоты Тим Уолз привлёк к борьбе с протестующими Национальную гвардию. «Ситуация в Миннеаполисе уже никоим образом не касается убийства Джорджа Флойда. Это нападение на гражданское общество с целью внушить нам страх и навести беспорядок в наших великих городах», — заявил он. В выходные власти Миннеаполиса ввели комендантский час — за ним последовали и другие города, и к концу недели он действовал более чем в сорока населённых пунктах. В двадцати пяти штатах протестами также занимается Национальная гвардия.
В пятницу, 29 мая, на тему протестов высказался президент США Дональд Трамп: он предъявил протестующим в Миннесоте ультиматум и сказал, что для подавления протестов могут использовать вооружённые силы. Он написал: «Когда начинается мародёрство, начинается стрельба», — чем вызвал ещё большее недовольство протестующих — эта фраза напоминает выражение, которое использовал в шестидесятых (во время борьбы за права афроамериканского населения) начальник полиции Майами, когда полиция жёстко подавляла беспорядки в афроамериканских районах. Уже позже Дональд Трамп связал протесты с действиями антифашистов и «радикально настроенных левых», пообещав признать антифашистское движение террористическим.
Перед выступлением Дональда Трампа полиция разогнала мирную демонстрацию, используя слезоточивый газ и резиновые пули
Многие протесты в США остаются мирными демонстрациями — хотя, конечно, гораздо большее внимание прессы и общества привлекают беспорядки: сожжённый в Миннеаполисе полицейский участок, разбитые витрины и разграбленные магазины. Однозначно сказать, почему мирный протест перетекает в серьёзные волнения и столкновения с полицией, сложно. Среди возможных причин эксперты называют, например, то, что у протестующих уже давно сложились непростые отношения с полицией, к которой накопилось много претензий. Жёсткие меры, которые применяет полиция сейчас, тоже могут обострять конфликт. Некоторые участники акций говорят, что видели, как беспорядки затевают белые участники протестов и провокаторы.
Полиция, подавляющая протесты, нередко нападает на журналистов, освещающих их, несмотря на удостоверения и маркировку — известно уже по крайней мере о десятке таких случаев. 29 мая в Миннеаполисе, например, арестовали съёмочную группу CNN; в субботу там же при разгоне протестующих резиновыми пулями обстреляли двух журналистов Reuters. Хотя в некоторых городах полицейские, наоборот, принимают участие в протестных акциях.
По всей видимости, протесты продолжатся и дальше. В понедельник, 1 июня, Дональд Трамп выступил в парке рядом с Белым домом с речью, где призвал жёстко остановить протесты, пригрозив применить военные силы. Перед выступлением президента полиция разогнала мирную демонстрацию, используя слезоточивый газ и резиновые пули.
О ситуации высказывается множество знаменитостей и брендов — от Monki до Nike. В соцсетях проходит акция #blackouttuesday в поддержку движения Black Lives Matter. Бывший президент США Барак Обама выпустил большое заявление по поводу ситуации с Джорджем Флойдом. «Естественно хотеть, чтобы жизнь „вернулась к норме“, когда вокруг бушуют пандемия и экономический кризис. Но нам нужно не забывать, что для миллионов американцев „нормальной“ является ситуация, когда к ним относятся иначе из-за их расы, — и это трагично, болезненно и вызывает ярость. Будь то ситуация, когда человек взаимодействует с системой здравоохранения, правоохранительными органами, выходит на пробежку на улице или просто наблюдает за птицами в парке».
ФОТОГРАФИИ: Getty Images (1, 2, 3)