Продолжаем рассказывать о достойных аккаунтах в соцсетях, через которые можно рассматривать целый мир.
Сколько известных гомосексуалов в российской истории вы вспомните, кроме Петра Чайковского и Сергея Дягилева? Движение «Тётки» обещает восполнить этот пробел в знаниях. В инстаграме проекта публикуют истории из жизни влиятельных и знаменитых геев российской истории, о сексуальности которых в учебниках истории, понятное дело, не говорят ни слова. «Тётки» — это буквальный перевод с французского «tante»: именно так в царской России сначала называли мужчин, занятых в гомосексуальной секс-работе, а к концу девятнадцатого века и всех гомосексуалов.
«Мы вернём их в наши города, наши умы, наше пространство. Расскажем про их отношения, их страсть и борьбу. Покажем, что нам есть, чьи традиции продолжать, с кого брать пример и кем восхищаться. Земля русская навсегда запомнит своих тёток — героев, мучеников, святых убийц, революционеров, поэтов, композиторов, писателей, предпринимателей, членов царской семьи, аристократов, солдатов и простых мужиков», — гласит манифест проекта.
основатель проекта
Над «Тётками» мы работаем вдвоём: я и Дима. Мне двадцать пять лет, я живу в Москве, но сам приехал из Сибири. Я открытый гей, во времена студенчества работал волонтёром в ЛГБТ- и правозащитных организациях, сейчас тружусь в рекламе. Дима отвечает за арт-дирекшн; он же главная модель. После анонса проекта мне написали ещё несколько крутых ребят и предложили помощь.
Я всю жизнь смотрел на Запад как на некую колыбель гей-культуры. Только там я находил место для себя, потому что в России все говорили: «Это всё пропаганда гомосексуализма, вы пришли в девяностых из Америки». Этой зимой я прочитал книгу Михаила Зыгаря «Империя должна умереть». Я удивился, сколько исторических персонажей, которые активно участвовали в революции по обе стороны баррикад, были геями. Они творили культуру, развивали общую философскую мысль. Некоторые были даже членами царской семьи. Так и появились «Тётки».
В будущем хотим запустить портал и журнал. Проводить экскурсии по местам гей-Москвы и Санкт-Петербурга, фотосессии и, возможно, какие-то ивенты — совместный просмотр кино или даже вечеринки. А ещё хотим продавать футболки, а всю выручку отдавать на благотворительность.
Посмотреть эту публикацию в Instagram
Константин Сомов — потомственный дворянин, художник и немножко даже музыкант, автор самой дорогой картины в истории русской живописи (его работа «Радуга» на британском аукционе Christie’s в 2007-м году была продана за $7,3 млн), сооснователь общества «Мир искусства», академик и, конечно же, та ещё тётка. ⠀ До нас дошли не только его гомоэротические портреты, воспевающие юные гладкие мужские тела, но и дневники, где помимо встреч с друзьями и походов в театр Сомов описывал сцены мастурбации и интимной близости. Чтобы скрыть их от лишних глаз, он делал записи на иностранных языках или шифровал русский текст, например, сдвигая порядок букв на одну. ⠀ Из «расшифрованного»: «Вдруг он: „Мне очень неприятно, но у меня делается эрекция“. Я ему: „Ну что же [за] беда, дам здесь нет!“ А член какой чудесный, когда стоит! Я взыграл внутри себя!». «Он» — это натурщик Борис Снежковский, которого часто обнаженным рисовал Константин в последние годы. Сложно точно сказать, остались ли их отношения чисто профессиональными. ⠀ Вообще, Сомов был яркой фигурой среди столичных гомосексуалов. Его первой любовью стал одноклассник Дмитрий Философов — тот самый, с которым потом будет встречаться Сергей Дягилев. Это особенно интересно, учитывая что все три бывших и будущих любовника вместе заложат основу «Мира искусства». Дягилев с Сомовым будут много сотрудничать в жизни, но некоторая неприязнь сохранится навсегда. ⠀ Константину также приписывают романы с пианистом Вальтером Нувелем, поэтом Михаилом Кузминым и английским писателем Хью Уолполом. ⠀ Самые долгие отношения у Сомова сложились с Мефодием Лукьяновым, который был на 23 года моложе его (см. последнее фото). После Революции они вместе с «Мифеттой» или сокращенно — Мифом, как он его называл, переехали во французскую глубинку, где разводили скот и жили «супружеской жизнью» до смерти Лукьянова в 1932-м году от чахотки. Вместе они провели 22 года. ⠀ «… меня никто так не любил, как он… теперь я впитываю в себя его лицо, каждое его слово, зная, что скоро не увижу его больше» — написал Сомов в своём дневнике. ⠀ Спасибо за материалы журналу о квир-истории «Урания».
Публикация от ✨ТЁТКИ✨ (@izvestnye_tetki) 19 Апр 2020 в 2:39 PDT
Посмотреть эту публикацию в Instagram
Музыка: «Воспоминания о дорогом месте» Петра Чайковского Картина: «Обнажённый мужчина с сигаретой» Константина Сомова Стихи: Михаил Кузмин ⠀ Зачем луна, поднявшись, розовеет, И ветер веет, теплой неги полн. И челн не чует змеиной зыби волн, Когда мой дух все о тебе говеет? ⠀ Когда не вижу я твоих очей, Любви ночей воспоминанья жгут — Лежу — и тут ревниво стерегут Очарованья милых мелочей. ⠀ И мирный вид реки в изгибах дальних И редкие огни неспящих окн, И блеск изломов облачных волокн Не сгонят мыслей, нежных и печальных. ⠀ Других садов тенистые аллеи — И блеск неверный утренней зари... Огнем последним светят фонари... И милой резвости любовные затеи... ⠀ Душа летит к покинутым забавам, В отравах легких крепкая есть нить, И аромата роз не заглушить Простым и кротким сельским, летним травам. ⠀ *** ⠀ Глаз змеи, змеи извивы, Пестрых тканей переливы, Небывалость знойных поз… То бесстыдны, то стыдливы Поцелуев все отливы, Сладкий запах белых роз… ⠀ Замиранье, обниманье, Рук змеистых завиванье И искусный трепет ног… И искусное лобзанье, Легкость близкого свиданья И прощанье чрез порог.
Публикация от ✨ТЁТКИ✨ (@izvestnye_tetki) 26 Мар 2020 в 7:48 PDT
Посмотреть эту публикацию в Instagram
Феликс Юсупов про себя говорил так: «В одном глазу — Бог, а в другом — черт». Действительно, такой противоречивой биографией не каждый может похвастаться: наследник богатейшей семьи, аристократ, тот самый мальчик с картины Серова, студент Оксфордского университета, убийца Распутина, владелец модного дома, филантроп, претендент на российский трон. Ну а самое главное — самая настоящая тётка. ⠀ «Нося меня, матушка ожидала дочь, и детское приданое сшили розовое. Мною матушка была разочарована и, чтобы утешиться, до пяти лет одевала меня девочкой. Я не огорчался, даже, напротив, гордился. Смотрите, – кричал я прохожим на улице, – какой я красивый!» Матушкин каприз впоследствии наложил отпечаток на мой характер» — пишет он в своем дневнике. ⠀ В юности его его эксперименты с кросс-дрессингом продолжились. Как-то будучи с братом Николаем в Париже, наряженный в платье Феликс даже посещал оперу. Некий пожилой мужчина через посыльного даже пытался узнать у Николая имя «его прекрасной спутницы». Позднее оказалось, что это был сам король Эдуард VII, сам факт чего вводил Феликса в неописуемый восторг. ⠀ Юсупова называли «светским львом», «трансвеститом» и «гомосексуалистом», сам же он про себя говорил: «демон в мужицком обличии». Его состояние и статус давали ему практически неограниченную свободу, многое сходило с рук. По всему Петербургу ходили слухи о романе Феликса с двоюродным братом Николая II Великим князем Дмитрием Павловичем (которого, кстати, воспитывала другая тётка — Великий князь Сергей Александрович). В этих отношениях, по воспоминаниям современников, он выступал ещё тем манипулятором, постоянно провоцируя Дмитрия на конфликт со своими царскими родственниками и настаивая на том, что делает одолжение, встречаясь с ним. Бедный влюбленный же в отчаянии готов был пойти на всё ради Юсупова — даже согласиться принять участие в убийстве. ⠀ Их союзу было суждено просуществовать недолго: помешали давление общества, княжна Ирина Александровна, на которой Феликс женился в 1914-м году, революция и иммиграция.
Публикация от ✨ТЁТКИ✨ (@izvestnye_tetki) 10 Мар 2020 в 3:08 PDT
Посмотреть эту публикацию в Instagram
Великий князь Сергей Александрович, дядя Николая II и родной брат Александра III, по мнению некоторых ученых-славистов, стоял на вершине «гомосексуальной пирамиды» общественной жизни России. Столь высокая оценка его «талантов» заставила нас обратить внимание на его достижения и удостоить его чести стать первым в нашем рассказе о великих тётках земли русской. ⠀ Несмотря на то, что он был женат, своих детей никогда не имел (жена его, Елизавета Фёдоровна, кстати, в 90-х была прославлена в лике святых РПЦ, и, нет, не за то, что была замужем за геем). В сочетании с его «благородной» внешностью это стало поводом для многочисленных сплетен, которые дошли до наших дней в мемуарах его современников. Например, хозяйка одного из крупнейших светских салонов Петербурга генеральша Богданович в своем дневнике рассказывала о его романе с адъютантом Мартыновым. А еще с адъютантом Балясным, который часто появлялся на его семейных фотографиях. В заметках Нины Берберовой, поэтессы и авторки документально-биографических исследований, есть упоминания о встречах Сергея Александровича с Чайковским (также известной тёткой, про которую мы ещё обязательно расскажем) и о его романе с неким преподавателем латыни и греческого, который после их разрыва был отправлен в ссылку в Саратов. ⠀ По утверждениям уже современных историков, в 1887-м году Великий князь основал закрытый клуб для гомосексуалов в Петербурге, который просуществовал 4 года, пока он не был назначен генерал-губернатором Москвы и не был вынужден уехать из столицы. Ни где этот клуб находился, ни что именно там происходило, достоверно не известно. Рассчитываем только на богатое воображение наших читателей. ⠀ Кстати, после назначения Сергея Александровича на должность губернатора Москвы министр иностранных дел граф Владимир Ламсдорф сделал запись в своём дневнике: «Москва стояла до сих пор на семи холмах, а теперь должна стоять на одном бугре» (игра слов: русское слово «бугор» — созвучно испорченному франц. bougre — «содомит»).
Публикация от ✨ТЁТКИ✨ (@izvestnye_tetki) 9 Мар 2020 в 12:32 PDT
Посмотреть эту публикацию в Instagram
Музыка: «Воспоминания о дорогом месте» Петра Чайковского Картина: «Обнажённые в зеркале у окна» Константина Сомова Стихи: «На вечере» и «Счастливый день» Михаила Кузмина ⠀ Вы и я, и толстая дама, Тихонько затворивши двери, Удалились от общего гама. ⠀ Я играл Вам свои "Куранты", Поминутно скрипели двери, Приходили модницы и франты. ⠀ Я понял Ваших глаз намеки, И мы вместе вышли за двери, И все нам вдруг стали далеки. ⠀ У рояля толстая дама осталась, Франты стадом толпились у двери, Тонкая модница громко смеялась. ⠀ Мы взошли по лестнице темной, Отворили знакомые двери, Ваша улыбка стала более томной. ⠀ Занавесились любовью очи, Уже другие мы заперли двери: Если б чаще бывали такие ночи! ⠀ *** ⠀ Целый день проведем мы сегодня вместе! Трудно верить такой радостной вести! Вместе будем ездить, ходить друг за другом следом: Вы — в своей голландской шапке, с плэдом. Вместе визиты,— на улицах грязно... Так любовно, так пленительно-буржуазно! Мы верны правилам веселого быта — И «Шабли во льду» нами не позабыто. Жалко, что Вы не любите «Вены», Но отчего трепещу я какой-то измены? Вы сегодня милы, как никогда не бывали, Лучше Вас другой отыщется едва ли. Приходите завтра, приходите с Сапуновым — Милый друг, каждый раз Вы мне кажетесь новым!
Публикация от ✨ТЁТКИ✨ (@izvestnye_tetki) 26 Мар 2020 в 7:45 PDT
ФОТОГРАФИИ: Wikimedia Common (1, 2)
Комментарии
Подписаться