Star Views + Comments Previous Next Search Wonderzine

ЖизньЛидерство и удалёнка:
Как пандемия COVID-19 изменит рынок труда

Лидерство и удалёнка:
Как пандемия COVID-19 изменит рынок труда — Жизнь на Wonderzine

Ещё больше удалённой работы

Пандемия COVID-19 продолжает затрагивать самые разные сферы. Рынок труда не исключение: мы уже рассказывали, работники каких сфер приняли на себя удар первыми, но сегодня становится понятно, что мировая рецессия затронет гораздо больше людей, чем казалось поначалу. По прогнозам Международной организации труда, кризис, вызванный пандемией, уменьшит продолжительность рабочего времени в мире во втором квартале 2020 года на 6,7 % — это равноценно 195 миллионам работников, работающих на полную ставку. Тем не менее последствия пандемии сложнее и не ограничиваются только ростом безработицы. Так же, как и наши отношения, рынок труда меняется под воздействием карантина и самоизоляции — например, режим дистанционной работы, на который перешли многие организации, одновременно открывает новые возможности и обнажает трудности в сложившемся порядке вещей. Эксперты, изучающие рынок труда, строят прогнозы на будущее — многие считают, что пандемия ускорит уже начавшиеся процессы. Разбираемся, о каких вариантах развития событий говорят чаще всего.

Александра Савина

Удалённая работа

В период эпидемии многие компании по всему миру стали переходить на режим удалённой работы — даже те, где раньше подобной практики не было. Конечно, это возможно не в каждой отрасли и не в каждом типе работы: где-то ещё сильна идея, что работник обязательно должен присутствовать на рабочем месте, где-то нет возможности обеспечить то же качество работы (например, из-за техники или качества связи), где-то обязательно личное взаимодействие с клиентами. Но очевидно, что к этому варианту присмотрится больше компаний, чем раньше.

Трейси Броуэр, доктор социологических наук, считает, что нынешняя ситуация поможет многим работодателям стать более гибкими и дать большему числу сотрудников возможность работать из дома, а не только ходить в офис. Вполне возможно, что они станут обращать больше внимания на то, где человеку работать комфортнее и где он становится продуктивнее, а не только на физическое присутствие в офисе. Тем более что всё больше компаний осваивает новые способы дистанционной совместной работы: чаты и видеозвонки. Возможно, это приведёт и к тому, что рабочие коллективы станут разнообразнее: в условиях, когда можно работать из дома, работодатели наконец смогут присмотреться к людям, которые не могут ездить в офис из-за особенностей здоровья, физического или психологического. Ещё один возможный вариант — пересмотр бюджетов: средства, которые можно было бы потратить на дорогой офис, возможно, теперь логичнее направить в другое русло, в том числе и на зарплаты. Некоторые российские эксперты считают, что только удалённым режимом работы всё не ограничится, а компании могут чаще использовать услуги фрилансеров и сторонних подрядчиков, то есть тех, кто находится вне штата.

Ещё одно возможное последствие, на взгляд Броуэр, — процессы на уровне компании станут более гибкими: бюрократии может стать меньше, а рабочие процессы ускорятся. В условиях кризиса и быстро меняющейся ситуации компаниям приходится быстрее реагировать, оперативно принимать решения и быстрее приводить их в действие. Логично, что в такой ситуации становится не до бюрократии.

Эмма Парри, профессор кадрового менеджмента из Университета Крэнфилда, считает, что ещё одно возможное следствие мировой самоизоляции — отказ от командировок, по крайней мере международных. «Период изоляции совпадает с тем, что технологии для взаимодействия и совместной работы продолжают развиваться, а интернет в большой части мира становится быстрее, — говорит она. — Учитывая растущее беспокойство по поводу влияния перелётов на окружающую среду, это может стать переломным моментом, который приведёт к более серьёзным и долгосрочным переменам».

Лидерство и мотивация

С удалённой работой связаны и новые сложности — нужно найти, как объединить команду, которая уже не привязана к офису и совместному пространству. Команды начинают взаимодействовать по-новому — в видеочатах и мессенджерах, а руководителям приходится искать новые методы контроля качества. В том числе, например, больше доверять самим работникам и тому, насколько они способны сами организовать свой рабочий процесс. Новое значение в контексте пандемии, по оценкам экспертов, приобретут и лидерские навыки — объединить коллектив в непростые времена.

Хезер Макгоуэн, специалистка по тому, какой будет работа будущего, считает, что нынешняя ситуация может заставить работодателей обратить больше внимания на работников и на их потребности — и всерьёз задуматься о способах мотивации. Конечно, не каждая компания решится на большие меры (и сможет их себе позволить) — но уже сегодня некоторые начинают инвестировать в сотрудников и в их будущее. Например, заботятся об их здоровье (дают возможность работать из дома или в случае крайней необходимости оплачивают такси до офиса), вкладываются в их образование и необходимые в будущем навыки. Некоторые считают, что следующим шагом может стать помощь ментальному здоровью работников (логично, учитывая, насколько травмирующим для многих опытом стала пандемия и самоизоляция) — правда, представить такое в России пока сложно.

Корпоративная культура

Одно из возможных оптимистичных последствий нынешнего кризиса — компании станут уделять больше внимания корпоративной культуре, то есть видению, ценностям и принципам работы. Трейси Броуэр считает, что то, как корпоративная культура влияет на действия и руководителей, и подчинённых, в этот период становится особенно заметным. Логично, что после его окончания многие захотят уделить этому больше внимания и осознанно сформировать новые принципы — а не просто действовать так, как было всегда заведено.

Хезер Макгоуэн видит в корпоративной культуре ядро, которое помогает компании держаться на плаву наравне со способностью меняться и быстро адаптироваться к новым обстоятельствам. По её мнению, именно сильная корпоративная культура помогает компаниям устоять в кризис. В пример здесь можно привести, например, модные бренды, которые направляют усилия на борьбу с пандемией и поддержку системы здравоохранения: перепрофилируют производство на выпуск масок и санитайзеров, жертвуют средства на благотворительность. «Это показывает, как меняется то, что сегодня ждут от лидерства, — внимание здесь сконцентрировано на том, чтобы вдохновить людей раскрыть свой потенциал, а не просто повысить продуктивность, — считает Макгоуэн. — Происходит сдвиг: внимание уделяют не тому, что ты делаешь, а почему и как ты это делаешь».

Глобальные перемены

Изменения на рынке труда, конечно, не ограничиваются дистанционной работой и новой корпоративной культурой — вполне возможно, что нас ждут и более глобальные перемены. Например, эксперты предсказывают, что станет заметнее ещё одна из уже существующих тенденций — усиление влияния корпораций. Легко представить, как этот процесс будет развиваться дальше — например, что сумевшие сохранить бизнес авиакомпании выкупят разорившиеся и завладеют ещё большей долей рынка. Этот процесс может пойти и иным путём — мелкие компании будут объединять усилия, чтобы вместе пережить кризис. Всё это приведёт и к новым сложностям: небольшим стартапам будет сложнее конкурировать с конгломератами и корпорациями.

Компании могут пересмотреть и сам процесс производства. Йорг Вуттке, президент Торговой палаты ЕС в Китае, считает, что после пандемии компании могут захотеть расширить число поставщиков, не ограничиваясь только Китаем, даже если это обойдётся им дороже.

Марк Мьюро, старший научный сотрудник Брукингского института, считает, что нынешний кризис поставит под ещё больший удар работу людей, занимающихся рутинным, предсказуемым трудом. В нынешних условиях компании могут ускорить автоматизацию производства — это обойдётся им дешевле, чем живой сотрудник.

ФОТОГРАФИИ: Zerbor — stock.adobe.com, Denys Rudyi — stock.adobe.com, Tiago — stock.adobe.com

Рассказать друзьям
5 комментариевпожаловаться