Star Views + Comments Previous Next Search Wonderzine

ЖизньВремя и деньги:
Почему не тушат лесные пожары в Сибири

Время и деньги:
Почему не тушат лесные пожары в Сибири — Жизнь на Wonderzine

И при чём тут глобальное потепление

В России уже несколько недель бушуют лесные пожары. Катастрофа коснулась сразу нескольких регионов, а в четырёх субъектах страны введён режим чрезвычайной ситуации: он действует на всей территории Иркутской области и Красноярского края, а также частично в Бурятии и Якутии. Он подразумевает, что на решение ситуации брошены дополнительные меры и силы. Ещё в сорока двух субъектах страны действует особый противопожарный режим. Это означает дополнительные (но менее мощные) меры по тушению пожаров и обеспечению безопасности — например, людям могут запретить посещать лесные зоны.

У таких серьёзных мер есть вполне понятные причины. По данным «Авиалесоохраны», в трёх регионах — Красноярском крае, Иркутской области и Якутии — площадь пожаров приближается к 3 миллионам гектаров. Ведомство сообщает, что эти пожары не тушат, поскольку здесь «отсутствует угроза населённым пунктам и объектам экономики и прогнозируемые затраты на их тушение превышают прогнозируемый вред, который может быть ими причинён». Такое решение, естественно, не устраивает ни местных жителей, ни россиян в целом — петицию, требующую ввести режим чрезвычайной ситуации на всей территории Сибири, подписали более семисот тысяч человек. У похожей петиции Гринписа, призывающей спасти территории от лесных пожаров, почти 200 тысяч подписей. В Новосибирске жители устраивают одиночные пикеты с требованием ввести на всей территории Сибири режим ЧС. Мы решили разобраться, что происходит — и почему огромные территории сегодня решили не тушить.

Александра Савина

Что происходит

Лесные пожары — привычная для России ситуация, но этим летом они достигли особенного масштаба. По данным МЧС и Рослесхоза, ежегодно в России регистрируют пожары на площади от 500 тысяч до 3,5 миллиона гектаров. Этим летом цифра уже приближается к максимуму — на 30 июля «Авиалесоохрана» зарегистрировала действующие пожары на территории порядка 3 миллионов гектаров, они продолжаются в десяти регионах. Тяжелее всего ситуация в трёх из них: Красноярском крае, Иркутской области и Якутии.

При этом значительную часть площадей составляют так называемые зоны контроля — отдалённые территории, где не должно быть людей. Власти могут принять решение не тушить пожары на этих территориях, если те не угрожают населённым пунктам и экономическим объектам, а само спасение лесов посчитают экономически невыгодным — именно так и происходит на многих территориях. За минувшие сутки площадь пожаров в таких зонах увеличилась ещё примерно на семьдесят тысяч гектаров. Экозащитники при этом настаивают, что зоны контроля на самом деле не такие безлюдные, какими их пытаются представить — по их словам, на границах этих зон есть населённые пункты. Кроме того, помимо людей стоит задуматься о состоянии леса — растений и обитающих в нём животных. Оценить, сколько диких животных погибает в огне, считают экологи, невозможно. С ущербом лесным массивам всё не менее сложно: по оценкам экологов WWF, в пожарах ежегодно погибает в три раза больше леса, чем осваивает лесная промышленность. Важно, что ущерб считается по минимальной цене древесины, которую можно освоить — так что экономически пожар может считаться недорогим. В лесных пожарах погибают не все деревья, но полный масштаб проблемы можно оценить только через несколько лет: некоторые деревья погибают не сразу.

Осложняет ситуацию и дым — из-за горящих территорий смогом затянуло сразу несколько соседних территорий. Например, дым от пожаров в северной части Сибири достиг Новосибирской, Томской и Кемеровской области, Алтайского края и республики Хакасия. По сообщениям СМИ, смог также добрался до Екатеринбурга, Омска, Тюмени, Перми и Челябинска, а в конце прошлой недели его смогли ощутить и в Татарстане. Вчера руководитель противопожарного отдела российского отделения Гринписа Григорий Куксин сказал, что теоретически дым от сибирских пожаров может дойти и до Москвы. Но в Росгидромете отметили, что такое практически невозможно — для этого бы потребовалось, чтобы определённые метеорологические условия стабильно продержались не одну неделю.

То, насколько лесные пожары и смог от них влияют на здоровье, пока мало изучено — но исследователи отмечают, что продукты горения могут оседать в лёгких. Врачи считают, что потенциально длительный контакт со смогом может способствовать развитию астмы и аллергии. В Минздраве Омской области рассказали, что из-за дыма число обращений в скорую помощь выросло более чем на 15 %. Жителям Томской области МЧС рекомендовало по возможности меньше находиться на улице, чаще принимать душ, пить больше воды и носить марлевые маски.

Почему возникли пожары

В Рослесхозе пожары объясняют аномальными погодными условиями: жарой при отсутствии осадков, сухими грозами, недостаточным снежным покровом в зимний период. В других ведомствах им находят схожие объяснения: в управлении МЧС по Красноярскому краю, например, говорят о тридцатиградусной жаре, отсутствии осадков и сухих грозах; в Иркутской области основную массу возгораний объясняют ударами молний. Помимо них упоминают и человеческий фактор — в Минприроды им объясняют около трети пожаров Красноярского края. Эксперты отмечают, например, что нередко люди специально поджигают траву, чтобы избавиться от старой и высохшей. Помимо этого пожару могут поспособствовать костры и непотушенные окурки.

Необычно мощные пожары связывают и с экологической ситуацией, а если точнее — с изменением климата. Штефан Крузе, научный сотрудник Института полярных и морских исследований имени Альфреда Вегенера, например, говорит, что глобальное потепление ведёт к тому, что в мире становится больше экстремальных погодных явлений: где-то подолгу идут ливневые дожди, где-то, наоборот, происходят мощные засухи, приводящие к лесным пожарам. Иркутская область в этом году столкнулась и с тем и с другим: в начале лета в регионе возникло наводнение, а сейчас там идут сильные лесные пожары.

Что ждёт нас дальше

Губернатор Красноярского края Александр Усс считает ситуацию острой, но контролируемой. На встрече со студентами СФУ, когда его спросили, правда ли тушить пожары нецелесообразно, Усс сравнил их с метелью или айсбергом: «Никому же не приходит в голову топить айсберг, чтобы у нас было потеплее?» «Так получается, что эти пожары тушатся в основном естественным путём — выпадением осадков, — отметил чиновник. — Время подлёта там, представьте себе, два-три часа. И [самолёт-амфибия] Бе-200 везёт десять тонн воды, это не решает никаких проблем. И это огромные затраты».

«Ситуация вышла из-под контроля именно из-за того, что изначально было принято решение не тушить пожары, пока они маленькие, — считает Григорий Куксин из Гринписа. — Такой порядок действует с 2015 года. Тогда формально узаконили практику, исторически сложившуюся от бедности — нет денег, нет топлива, нет самолётов, чтобы забрасывать пожарных на удалённые территории. Ещё с советских времён многие пожары не тушились — не было космического мониторинга, и никто их не считал».

Экономическая нецелесообразность — основная причина, к которой официально обращаются, когда речь заходит о тяжёлой ситуации с пожарами. Но, возможно, благодаря вниманию общества к проблеме ситуация всё же изменится. «Мы знаем, что есть соответствующая методика Рослесхоза, которая позволяет не тушить пожар, если нет угрозы объектам экономики, — сказал председатель правительства Красноярского края Юрий Лапшин. — Но масштабы пожаров в этом году у нас большие. Поэтому там, где есть даже гипотетическая угроза населённым пунктам и объектам экономики, необходимо наращивать группировку и работать по кромкам огня». Премьер-министр Дмитрий Медведев сегодня поручил главе Минприроды Дмитрию Кобылкину лично проконтролировать ситуацию с пожарами. Сам Кобылкин сегодня поручил главам регионов и Рослесхозу пересмотреть границы зон контроля лесных пожаров, чтобы защитить населённые пункты не только от огня, но и от дыма. Срок исполнения этого поручения, правда, конец августа.

Экозащитники не уверены, что эти меры помогут решить ситуацию в нынешнем сезоне. «Мы поддерживаем это решение министра, но, к сожалению, в этом сезоне оно вряд ли что-нибудь решит, даже если из числа зон контроля будут выведены значительные площади, — сказал эксперт российского отделения Гринписа России Михаил Крейндлин. — Площади пожаров в этом сезоне уже такие, что даже тех сил, которые могут быть задействованы, всё равно не хватит, чтобы их потушить».

Эксперты дают неутешительный прогноз — по их мнению, системно повлиять  на ситуацию могут только дожди, так как время упущено. К тому же всё осложняет плохая доступность территорий — сильное задымление, отсутствие дорог и большие площади возгорания делают борьбу с огнём ещё труднее. В остальном эксперты считают, что можно пытаться изменить ситуацию на конкретных точках — например, защищать населённые пункты или отдельные участки леса. 

ФОТОГРАФИИ: wabeno — stock.adobe.com, ozaiachin — stock.adobe.com

Рассказать друзьям
3 комментарияпожаловаться