ЖизньВопрос эксперту:
Почему все «состаривают» себя в FaceApp
Страх смерти и не только
александра савина
ОТВЕТЫ НА БОЛЬШИНСТВО ВОЛНУЮЩИХ НАС ВОПРОСОВ мы привыкли искать онлайн. В новой серии материалов задаём именно такие вопросы: животрепещущие, неожиданные или распространённые — профессионалам в самых разных сферах.
На этой неделе мир вновь захватило приложение FaceApp — спустя два года после запуска оно вернулось в топ App Store и Google Play в разных странах. Пользователи соцсетей дружно смотрят, как выглядели бы через двадцать-тридцать лет, с морщинами и седыми волосами, а заодно примеряют возраст на знаменитостей. Мы решили разобраться, что скрывается за флешмобом — и почему нам так интересно узнать, что ждёт нас в будущем.
Екатерина Терновая
врач-психотерапевт
Как раз вчера сама скачала это приложение и думала, что это отличается от возможности примерить усы, новую причёску или маску. Если честно, мне кажется, что нами движет любопытство, смешанное со страхом и, возможно, отвращением. Такая безопасная возможность заглянуть в будущее, а потом быстренько вернуться в молодость или зрелость. Я думаю, многим любопытно на секунду условно «приблизиться к смерти». Для меня это как смотреть фильмы ужасов или кататься на американских горках, только в этом случае примешивается ещё и грусть. Вчера, когда я смотрела на своё лицо с морщинами, я безопасно сталкивалась с грустью, беспомощностью перед течением времени и неизбежностью. И большим облегчением было вернуться в настоящее.
Это напоминает о понятии экспозиции в психологии. Например, когда лечат фобии — боязнь собак, высоты и так далее, — человеку постепенно, ступенчато предъявляют пугающие стимулы, и происходит привыкание. Возможно, с этим приложением так же. Вообще, мне кажется, многим людям интересно подумать о смерти, а это приложение даёт отличный шанс.
Александра Меньшикова
клинический психолог, кандидат психологических наук, специалист в области диалектико-поведенческой психотерапии
Тема старения у людей в принципе вызывает мало радости. Она связана с процессами увядания, угасания жизни и подспудно напоминает о смерти. Соответственно, она, как правило, вызывает много беспокойства, тревоги, а у кого-то перерастает в страх. Многие стараются всеми силами отсрочить этот момент: следят за питанием, делают омолаживающие процедуры, занимаются спортом. Это общечеловеческая тенденция: я почти не знаю тех, кто хотел бы терять силы и получать проблемы со здоровьем с возрастом. Как правило, наоборот — особенно в нашей стране, где эта тема сильно стигматизирована. Старость воспринимается как негативное явление, и каждый стремится её замедлить.
Возможность посмотреть на себя «в старости» с помощью этого приложения — по сути, своеобразная экспозиция к тому, что человек чувствует дискомфорт от процесса увядания. Пользователь в этот момент не избегает темы, а встречается со страхом лицом к лицу. Более того, тут есть забавный контекст — эти фотографии постят в фейсбуке, ими обмениваются, пишут весёлые комментарии. Смех — это своеобразный копинг (стратегия борьбы со стрессом. — Прим. ред.). Когда мы смеёмся над своим страхом, он теряет над нами власть. Человек привыкает к мысли, что он не вечен, что его лицо будет морщинистым — так старость становится тем, что само собой разумеется, а не страшным.
Ещё у нас не принято планировать старость, а такой метод позволяет снизить уровень беспокойства и тревоги за будущее и, может быть, составить собственный план. Более того, если у человека есть представление, что он будет делать через двадцать-тридцать лет, он может жить настоящим и получать от этого удовольствие. Человек чётко осознаёт, что силы, которые у него есть сейчас, и молодость не вечны.
Я уверена, что у приложения есть сильный терапевтический эффект. Оно помогает сделать вывод, что не стоит откладывать всё лучшее на потом, что стоит ценить то, что есть сейчас. Всё бренно, и всё, к сожалению, конечно.
Анна Край
преподаватель департамента психологии НИУ ВШЭ, психотерапевт, специалист в области автобиографической памяти и гендерной идентичности, ведущий телеграм-канала «из крайности в крайность»
Я думаю, что здесь несколько причин. Первая кажется мне наиболее важной, хотя она и не самая отрефлексированная. Соцсети захватывают огромное количество пространства и нашего времени: мы видим, что кто-то что-то сделал, и повторяем. Это, конечно, история про коллективную деятельность и групповую идентичность. Мы солидаризируемся с теми, кто уже это сделал, это совместное занятие, которое нас ещё и развлекает.
Вторая причина кажется мне наиболее интересной — людям всегда интересно то, что находится за их зоной ответственности. Понятно, что мы никак не можем влиять на старение, кроме разве что каких-то процедур — и не можем знать наверняка, как будем выглядеть через двадцать лет. Люди чаще всего боятся стареть. Почему мы боимся? Помимо того, что старение ведёт к финалу, нас пугает неопределённость. Как только мы делаем что-то более конкретным, человеку становится проще, ведь он уже знает, к чему готовиться. Поэтому к приложению такой интерес — это возможность посмотреть на себя через много лет и понять, что жизнь на этом не закончилась. А если мы ещё и себе нравимся на этой фотографии, это тоже снижает тревогу. Никто не знает, доживёт ли он до этого времени, но пофантазировать, узнать что-то об этом мы можем с лёгкостью. В любом случае это кого-то может подвигнуть на действия — или побудить к рефлексии, размышлениям, что можно сделать сейчас, чтобы потом было лучше и легче.