Жизнь40 ударов: Как в Брунее наказывают
за гомосексуальность

И достаточно ли бойкотировать отели султаната

Дмитрий Куркин
В Брунее в эту среду вступили в силу поправки к законам страны, основанные на принципах шариата. Помимо прочего это означает ужесточение наказания за гомосексуальность и супружескую неверность — отныне они могут караться смертной казнью в виде побивания камнями. Правозащитники назвали новые поправки средневековым варварством. Актёр и режиссёр Джордж Клуни призвал бойкотировать международную сеть отелей, принадлежащую Брунею (к бойкоту присоединились знаменитости в диапазоне от Элтона Джона до Эллен Дедженерес), а австралийские туроператоры и авиакомпании прекращают сотрудничество с государственным авиаперевозчиком султаната Royal Brunei Airlines.
Гомосексуальные отношения в Брунее были запрещены законом и до поправок: однополый секс мог наказываться тюремным заключением сроком до десяти лет. Однако с 2014 года, когда султанат сообщил, что в дополнение к светскому законодательству примет шариат, ситуация с правами ЛГБТ заметно ухудшилась. Лесбийский секс отныне наказывается либо тюремным сроком до десяти лет, либо публичным телесным наказанием — сорок ударов бамбуковой палкой. Секс между мужчинами может караться смертной казнью.
Закручивание гаек коснулось и свободы вероисповедания: если конституция 1959 года гарантировала защиту представителям любых конфессий, то недавние поправки фактически сделали Бруней монорелигиозным государством (преподавание мусульманам в возрасте до восемнадцати лет «любых религий кроме ислама» наказывается тюремным сроком, оскорбление пророка Мухаммеда — смертной казнью). Кроме того, Бруней узаконил отсечение рук как наказание за воровство.
Некоторые комментаторы считают ужесточение законов Брунея не более чем популистским и по большей части формальным шагом. По их мнению, исламская радикализация законов в стране, где около двух третей населения составляют сунниты шафиитского толка, обусловлена недавним проседанием экономики. Благоденствие в Обители Мира — как официально называется Бруней, входящий в первую пятёрку стран с самым высоким ВВП на душу населения (оценки Международного валютного фонда и Всемирного банка за 2017 год), — в основном поддерживается за счёт добычи нефти, но её запасы могут иссякнуть уже через шесть лет.
Религия может стать дополнительным источником лояльности, если экономическая ситуация в Брунее ухудшится. Представитель Amnesty International Франсиско Бенкосме считает, что критика со стороны Запада только укрепляет авторитет монарха в самом Брунее и в соседних Малайзии и Индонезии, придерживающихся похожих взглядов на религию: «Чем громче международное возмущение, тем больше султан выглядит защитником консервативного ислама» (в эту среду султан Хассанал Болкиах как раз заявил, что хочет «увидеть в стране преданность шариату»).
Лесбийский секс отныне наказывается либо тюремным сроком до десяти лет, либо публичным телесным наказанием — сорок ударов бамбуковой палкой
Отмечается также, что смертная казнь в Брунее не применялась с 1957 года — то есть всё то время, что Хассанал Болкиах пребывает на троне, — а для того, чтобы доказать в суде шариата гомосексуальную связь (или супружескую измену), требуются показания не менее четырёх мусульман. Однако эти рассуждения вряд ли помогают представителям местного ЛГБТ-сообщества чувствовать себя в безопасности. «Гей-комьюнити в Брунее никогда не было открытым, но когда появился Grindr (приложение для квир-знакомств. — Прим. ред.), это помогало людям тайно встречаться. Теперь, насколько я знаю, почти никто не пользуется Grindr, — рассказал в интервью BBC сорокалетний Шахиран Шахрани, политический беженец из Брунея. — Люди боятся, что под видом геев с ними начнут общаться офицеры полиции. Такого ещё не было, но люди боятся, что из-за нового закона такое начнёт происходить». Не меньше брунейские представители ЛГБТ опасаются и бытовой гомофобии, а также доносов со стороны соседей.
Бойкоты принадлежащих Брунею отелей, список которых распространяется по соцсетям, привёл к тому, что все они удалили свои страницы в соцсетях (под раздачу по ошибке попал также греческий Hotel Bel-Air, которому пришлось подтвердить, что к своему лос-анджелесскому тёзке он никакого отношения не имеет), а управляющая компания Dorchester Collection заявила, что протесты ударят в первую очередь по тысячам работников отеля, людям совершенно разных национальностей и религиозных воззрений.
Это отчасти правда — в том смысле, что ни султан Брунея, один из богатейших людей мира, чьё состояние оценивается в двадцать миллиардов долларов, ни его родственники ощутимого экономического урона, скорее всего, не понесут. Отмечая это, ЛГБТ-активисты требуют более решительных и масштабных санкций со стороны правительств своих стран. «Заявить о своей поддержке прав ЛГБТ всегда можно бесплатно; можно также бесплатно заворачиваться в радужный флаг, улыбаться однополым парам, которые на людях держатся за руки, или махать проходящему мимо гей-параду. Но что происходит, когда дружественные Британии диктатуры, связанные с британской элитой, говорят, что они собираются насмерть забивать геев камнями и пытать лесбиянок? Наше правительство этот тест провалило», — пишет колумнист Оуэн Джонс, указывающий, что Британия не спешит отказываться от оружейной сделки со своим бывшим протекторатом. — Наше правительство наверняка скажет правильные слова о поддержке ЛГБТ, но одни только слова ничего не стоят, их нужно подкреплять делом. Если этого не происходит, посыл очевиден: экономические интересы Британии для неё важнее, чем право геев на жизнь».
ФОТОГРАФИИ: srckomkrit — stock.adobe.com