Star Views + Comments Previous Next Search Wonderzine

ЖизньФранкфуртская кухня:
Кто придумал дизайн, облегчивший жизнь женщин

Франкфуртская кухня:
Кто придумал дизайн, облегчивший жизнь женщин — Жизнь на Wonderzine

Первая женщина-архитектор Австрии развязала руки миллионам домохозяек

дмитрий куркин

Кухонный гарнитур стал настолько привычной частью интерьера, что может показаться, будто он был в домах веками. Между тем современной кухне, какой мы её знаем, меньше ста лет — то есть она не намного старше телевизора и моложе электрического холодильника, — и в основе её дизайна стояли как простые соображения удобства, так и идея освобождения женщин от нескончаемой домашней каторги. Авторство этого эпохального изобретения принадлежит не менее выдающейся женщине — Маргарете Шютте-Лихоцки.

Когда в 1918 году Грета Лихоцки решила поступать в венскую Школу прикладных искусств, её выбор удивил даже либерально настроенных родителей. «Меня все отговаривали становиться архитектором. Все: мой преподаватель Оскар Штрнад, отец и дед. Не потому что были настроены враждебно, конечно, нет. Просто были уверены, что с этой профессией я буду голодать. К тому же в то время было немыслимо даже подумать, что женщина может быть причастна к строительству домов», — вспоминала Лихоцки, ставшая первой женщиной-архитектором в истории Австрии.

Фронт работы для неё, впрочем, нашёлся: в середине двадцатых годов в послевоенном Франкфурте-на Майне стартовал проект строительства недорогого и доступного жилья в рабочем районе Ремерштадт. Маргарете, прибывшей в город по приглашению архитектора Эрнста Мая, для домов будущего предложили разработать кухню — возможно, и тут не обошлось без стереотипов. В этом есть своя ирония: Лихоцки утверждала, что к своим тогдашним двадцати восьми годам у плиты не стояла ни разу. Зато у неё на вооружении были идеи теоретика производственной оптимизации Фредерика Тейлора. Благодаря им и появилась праматерь нынешней кухни как неделимого и компактного целого — франкфуртская кухня.

Вспоминая о трёх К формулы гендерного рабства «Kinder, Küche, Kirche» («дети, кухня, церковь»), разошедшейся в Германии времён Бисмарка, стоит учесть, что тогдашняя кухня занимала куда большее место в быту. Это было пространство, где не только готовили, но и обедали, мылись и зачастую спали, таким образом женщина оказывалась почти буквально запертой в кухне — ни на что другое у неё просто не хватало времени, значительная часть которого уходила на перебежки между разбросанными по дому мойкой, плитой и шкафами для посуды и продуктов.

Лихоцки пришла к простому и изящному выводу: выкинуть из кухни всё, что не имеет к ней отношения (в том числе по соображениям гигиены), а оставшееся максимально уплотнить. Измерив бессмысленную беготню в секундах и метрах, она высчитала, что всё необходимое для готовки можно собрать в комнате площадью шесть с половиной квадратных метров.

Лаконичный дизайн соответствовал принципам экономии, но новшества, придуманные Лихоцки, не ограничивались только размерами. В её кухне были продумано всё вплоть до выбора материалов: столешницы были сделаны из прочного бука, ёмкости для хранения сыпучих продуктов — из дуба (защита от жуков-вредителей), вытяжка (ещё одно ноу-хау Лихоцки), мойка и поддон для стекания воды с вымытой посуды — из металла. Оригинальная франкфуртская кухня была выкрашена в непривычные для сегодняшнего глаза, избалованного скандинавской белизной, сине-зелёный и светло-серый цвета — тоже из практических соображений: считалось, что такие оттенки отпугивают мух.

Стремясь максимально уменьшить перемещения по кухне, Лихоцки поставила в ней вращающийся стул с регулируемой высотой сидения, а также установила раздвижные прозрачные двери, благодаря которым из кухни можно было наблюдать за детьми в соседней комнате.

Оригинальный дизайн франкфуртской кухни современники критиковали за конструктивные недостатки: готовить в ней мог только один человек, а до маленьких выдвижных ящичков доставали дети (впоследствии эти ящички, прозванные «шюттенками», ушли в прошлое). Но уже тогда было ясно, что Лихоцки сотворила революцию, переосмыслив ту часть дома, которую её предшественники в упор не замечали. Она создала кухню будущего — принципиально газово-электрическую (угольной печи в ней уже нет), — и это тот редкий случай, когда новшества были продуманы настолько прозорливо, что дошли до наших дней почти без изменений. Единственным заметным исключением стало появление холодильника, который вошёл в обиход уже после Второй мировой.

Лихоцки, проектировавшая свою кухню «как архитектор, а не как домохозяйка», считала дом «организацией жизненных привычек» человека. Её разработка не просто экономила время — она изменяла и повседневный распорядок, и, как следствие, самосознание: кухня перестала быть камерой заключения.

Социальный, человекоориентированный подход будет прослеживаться и в других её проектах (и, если на то пошло, не только в архитектурном дизайне: в годы Второй мировой она примкнула к Сопротивлению, из-за чего четыре года провела в нацистской тюрьме), хотя они неизбежно останутся в тени её главного изобретения. «Знала бы я, что [в интервью] меня не будут спрашивать ни о чём другом, никогда бы не стала строить эту проклятую кухню!» — сетовала она в свой сотый день рождения.

Фотографии: Ozon, clippings

Рассказать друзьям
6 комментариевпожаловаться