Star Views + Comments Previous Next Search Wonderzine

ЖизньФриганизм: Зачем люди едят просроченные продукты

И насколько это опасно

Фриганизм: Зачем люди едят просроченные продукты — Жизнь на Wonderzine

Тысячи людей по всему миру отказываются делать покупки в супермаркетах — вместо этого обследуют мусорные баки и свалки на задворках магазинов в поисках выброшенных, но всё ещё съедобных продуктов. У этого явления есть название — фриганизм: его последователи стремятся к максимально осознанному потреблению. Мы решили разобраться, почему всё больше людей хотят питаться просроченной и выброшенной едой — и можно ли делать это без вреда для здоровья.

Текст: Ася Потоцкая

Охота и собирательство в городе

В широком смысле фриганизм — это не привычка употреблять в пищу просроченные продукты, а стиль жизни и идеология: фриганы стремятся к максимальной экономии ресурсов и негативно относятся к перепроизводству. Считается, что слово «фриган» в 1995 году ввёл в употребление Кит Макгенри, лидер анархистской некоммерческой группировки Food Not Bombs — она распространяет вегетарианскую еду среди бездомных и протестует против милитаризма. Позже вклад в популяризацию термина внёс бывший участник группы Against Me! Уоррен Оукс, который написал манифест «Почему я фриган?». В манифесте, который он анонимно опубликовал в зине, Оукс называет фриганизм «антиконсьюмеристской этикой питания».

По мнению фриганов, человечество относится к окружающей среде потребительски и хищнически, а корпорации, которые в такой ситуации обладают огромным влиянием, заботятся только о прибыли. В результате возникает нескончаемый поток перепроизводства: экономика пожирает ресурсы, превращает их в товары, а нераспроданные излишки выбрасывает, считая, что выбросить проще, чем реализовать. Фриганизм тесно связан с вегетарианством и веганством, сам термин образован от сочетания слов «free» и «vegan» (то есть «бесплатный» и «веган»). Фриганы, которые всё-таки едят мясо, называются «меганами» или «миганами» (от комбинации слов «meat» — «мясо» — и «vegan»).

В 2003 году в США появилась организация фриганов, координирующаяся на сайте freegan.info — она, пожалуй, одна из самых известных в мире. Они устраивают разные мероприятия, такие как фримаркеты, экспедиции по помойкам и бесплатные ужины, а также организуют мастер-классы (например, по ремонту велосипедов). Конечно, нью-йоркской организацией мировые фриганы не ограничиваются: соответствующие группы есть во многих других странах — во Франции, Сингапуре или Австралии. При этом говорить, что пищу на свалках ищут только из-за идеологической позиции, конечно, нельзя: и в России, и в других странах для многих это обычная практика, и далеко не все, кто так поступают, ассоциируют себя с каким-то движением.

Некоторые фриганы считают, что нужно отказываться от работы или сокращать время, которое на неё тратится, чтобы
не становиться частью эксплуатирующей ресурсы системы

Поиск продуктов в мусорных баках (как относящихся к частным домам, так и тех, что расположены возле магазинов) называют дампстер-дайвингом — буквально «нырянием в мусорный бак». Поход за продуктами в определённые точки в определённое время, куда могут выбросить продукты, называется рейдом — они могут быть и одиночными, и коллективными. Помимо этого, многие фриганы ищут другие способы вырваться из экономического цикла: собирают ягоды, грибы и лекарственные растения, а также сами выращивают овощи и фрукты. К фриганским практикам относятся обмен и дарение — такие способы получить нужные вещи тоже позволяют выйти за пределы денежного оборота. В Нью-Йорке группа freegan.info периодически бесплатно раздаёт продукты и вещи, собранные во время рейдов, и организует свопы. Так что если вы когда-либо устраивали вечеринку с обменом ненужной одеждой, можно сказать, что вы действовали по принципам фриганизма.

С этой идеологией соотносится и сквоттерство. Пустующие здания считаются «отходами» экономики, как и ненужные продукты, — а значит, ими можно распоряжаться по своему усмотрению. Некоторые фриганы считают, что нужно отказываться от работы или сокращать время, которое на неё тратится, чтобы не становиться частью эксплуатирующей ресурсы системы. Они говорят, что главная цель работы для множества людей — накопление материальных ценностей, а сэкономленное время можно, по мнению фриганов, потратить на политические акции и общественно полезные действия — например, помогать родным или волонтёрить. Многие из них работают нерегулярно или выбирают социально значимые профессии.

Конечно, не всегда фриганы следуют абсолютно всем этим принципам, многое зависит от обстоятельств и идеологии конкретного человека или группы. Стоит вспомнить, что Уоррен Оукс в своём манифесте в качестве одного из способов раздобыть еду, не прибегая к помощи денег, упоминал и магазинные кражи — так поступают самые радикальные последователи анархического фриганизма, но это, конечно, незаконно.

Фриганы в России и в мире

Ася Сеничева координирует в петербургском сообществе «Трава» проекты, связанные с фуд-активизмом — они включают кейтеринг из «спасённых» продуктов, конференции и лекции о еде. «Я увлеклась фуд-активизмом, посмотрев австрийский фильм „Wastecooking“ о том, кто и почему выкидывает еду и как её можно спасать, — рассказывает она. — С командой единомышленников мы начали готовить из спасённых продуктов на мероприятиях и устраивать лекции о еде, экологии и обществе. А позже я посмотрела другой фильм — „Just eat it“. В нём рассказывается история пары из Канады, которая решает шесть месяцев питаться только теми продуктами, которые кто-то выкинул. Мы с другом решили повторить этот эксперимент, но не в течение полугода, а в течение недели. Мы забирали ненужную еду у друзей, брали вчерашний хлеб из пекарен, ходили по помойкам рядом с супермаркетами».

По словам Аси, самым шокирующим для неё оказалось то, сколько съедобной еды можно найти на помойках: «Ты идёшь и радостно думаешь, что сейчас спасёшь еду, но набираешь себе мешок фруктов, овощей, молока, круп, творога, а там остаётся ещё десять пакетов по двадцать килограммов каждый с таким содержимым».

Сеничева рассказывает о разных российских проектах, построенных на принципах фриганизма. Существует группа фудшеринга, где можно обмениваться едой, проекты «Еда без границ», активисты которого собирают еду с овощебаз и готовят бесплатные обеды, «Замори червячка» (продвигают блюда из насекомых, альтернативного источника белка), «Они Пожрать Любят» — рынки выходного дня, организаторы которых ответственно подходят к теме отходов, стараются разделять мусор и не выкидывать еду. В Москве есть проекты «Смена Food Waste» (на Даниловском рынке повара готовили из еды, оставшейся у продавцов) и «Доброволицы» (соседи готовят еду для нуждающихся людей).

Иногда «улова» не бывает вовсе,
но иногда он оказывается по-настоящему царским — с задворков супермаркетов выносят целые коробки

Чтобы обеспечить себя и свою семью нужным количеством пищи, фриганы регулярно ходят в рейды, инспектируя мусорные баки своего района. Иногда «улова» не бывает вовсе, но иногда он оказывается по-настоящему царским — с задворков супермаркетов выносят целые коробки. Кто-то фриганит с друзьями и семьёй, кто-то ищет единомышленников в соцсетях: на фриганских ресурсах договариваются о совместных рейдах, делятся фотографиями «фриги», предлагают фудшеринг и обсуждают теоретические вопросы. «Около бака огромные пакеты с батонами и хлебом», «Сегодняшняя фрига составила около 10 кг зелени кинзы, штук 7 гранатов и 2 болгарских перца» — так описывают найденное. Одни делают это, потому что выступают против капитализма, другие руководствуются более практическими интересами — на тематических ресурсах можно встретить сообщения вроде: «Надо же, оказывается, я фриган уже много лет! Не знала этого слова».

Один из частых вопросов фриганам — как удаётся побороть брезгливость. Некоторые из них отвечают, что поначалу было противно, но потом сформировалась привычка. Другие делятся лайфхаками, например советуют носить перчатки и специальную одежду. Британец Сэм рассказывает, что какое-то время фриганил в Эдинбурге, где он был студентом-медиком: «С одной стороны, мы делали это от бедности, с другой — потому что стремились поставить под сомнение социальные нормы. И то и другое — обычное дело для студентов». Он говорит, что между местными фриганами существовала конкуренция, так что нужно было подгадывать время, когда заглядывать в баки. «Мы брали фонарь, резиновые перчатки, тепло одевались, знали, в каких супермаркетах выбрасывают продукты получше», — рассказывает он.

Один из самых животрепещущих вопросов во фриганских группах — можно ли разглашать адреса «рыбных мест». Одни полагают, что можно и нужно, ведь суть фриганизма в том, чтобы делиться. Другие скрывают адреса, опасаясь, что из-за притока новых посетителей помойка станет непригодной для «дайвинга»: бывает, что, увидев наплыв людей, хозяева перекрывают доступ к контейнеру или, как было с одним московским кафе, начинают вскрывать пластиковую упаковку перед тем, как выкинуть продукты в бак. Фриганы часто советуются, какое время лучше подходит для рейдов в конкретных точках (оно должно зависеть от часа, когда выбрасывают продукты, и отличается в разных магазинах), и обсуждают специфику разных сетей: одни выбрасывают продукты в помойку, другие нет, у третьих на баках замки.

Многие дампстер-дайверы договариваются с сотрудниками магазинов — например, просят аккуратно складывать просроченные товары возле контейнера, а не кидать их на дно бака

Важную роль во фриганизме и успехах в поиске еды играет человеческий фактор. Многие дампстер-дайверы договариваются с сотрудниками магазинов — например, просят аккуратно складывать просроченные товары возле контейнера, а не кидать их на дно бака, или уговаривают сообщать точное время, когда выкидывают продукты. В некоторых случаях договориться не удаётся и работники магазинов реагируют на фриганов негативно. «Одни магазины запирали баки на ночь или покрывали продукты красителем специально, чтобы помешать нам, другие шли навстречу, оставляя ворота и контейнеры открытыми, — говорит Сэм. — Успех зависел от дня недели: особенно много нераспроданных продуктов оставалось в пятницу и нужно было успеть первыми, чтобы не проиграть другим голодным хиппи. Иногда нам доставалось всего несколько фруктов и овощей, но в другие вечера у нас было прекрасное вино, сыр бри, пирожные — если бы мы их не забрали, всё это в любом случае отправилось бы на свалку».

«Мы совсем мало контактировали с работниками магазинов. Обычно приходили на помойку поздно вечером, когда еда уже лежала в баках, — вспоминает Ася Сеничева. — Но иногда подходили к владельцам маленьких фруктовых лавочек на улицах и спрашивали, не остаётся ли у них еды в конце дня. Все говорили, что нет, но при этом стыдливо прятали взгляд. Очевидно, что еду выкидывают абсолютно все, кто ею торгует, но никто не хочет в этом признаваться. Считается, что это плохо для репутации, а ещё все боятся, что едой из их магазина отравятся. При этом, если бы все открыто об этом говорили, было бы проще вести статистику, изучать проблему и бороться с ней».

Законодательство и здоровье

Франция стала первой страной, которая на законодательном уровне начала бороться с огромными отходами пищевого производства: в 2016 году в стране супермаркетам запретили выбрасывать и уничтожать нераспроданную еду и обязали вместо этого передавать её благотворительным организациям. Закон также запрещает портить выброшенные в мусорные баки продукты (некоторые французские супермаркеты раньше обливали их кислотой).

В Америке и других западных странах на помойку попадает около 40 % продуктов и готовых блюд — так что французские законы кажутся неудивительными. Попытки исправить ситуацию существуют, но пока скорее на уровне отдельных инициатив: например, в Дании в 2016 году открылся супермаркет просроченных продуктов, где товары отпускают на 30–50 % дешевле стандартного уровня цен.

Сэм рассказывает, что во времена, когда он занимался фриганством, в Великобритании были большие проблемы с утилизацией продуктов. «Правда, с тех пор в этой области произошли подвижки — много „лишней“ еды жертвуют благотворительным организациям, а некоторые супермаркеты раздают продукты с истекшим сроком годности, как это обычно делается в скандинавских странах», — рассказывает он.

Точных данных о том, как российские торговые сети обращаются с продуктами, срок годности которых подходит к концу, нет: многое зависит от политики каждого конкретного магазина. Но судя по рассказам фриганов, чаще всего выбрасывают продукты, срок годности которых прошёл или скоро подойдёт к концу. Кроме того, нередко на помойку выносят готовую порционную еду. На фотографиях, которыми делятся фриганы, целые ящики немного потемневших бананов, штабеля йогуртов, коробки с хлебобулочными изделиями, сыры и ветчина в нарезке, десерты и торты. Так или иначе, в баки попадают практически все виды пищевых продуктов, которые можно найти в супермаркетах, включая те, что считаются деликатесами. При этом фриганство не такое «грязное» дело, как может показаться: многие товарные склады и магазины выбрасывают бракованные продукты целыми упаковками, иногда даже в пищевой плёнке. Впрочем, некоторые работники магазинов портят продукты и прокалывают упаковку специально для того, чтобы кто-нибудь не поживился её содержимым. По словам анонимной сотрудницы одного российского супермаркета, в их магазин поступило распоряжение заливать просроченные продукты реагентами на основе хлора.

Исследователи безопасности продуктов питания советуют быть осторожнее
с продуктами с истекшим сроком годности, особенно если их дают детям или людям с разными заболеваниями

К вопросу, можно ли есть продукты с истекшим сроком годности, многие относятся по-разному: одни боятся их как огня, другие считают даты формальностью. В российской практике различают понятия срока годности и срока хранения. Согласно ГОСТу, срок хранения — это период, в течение которого продукты соответствуют заявленным характеристикам. После его окончания вкусовые качества, цвет или консистенция пищи могут измениться (проще говоря, она перестанет выглядеть как на упаковке или в рекламе) — но это вовсе не значит, что такой продукт нельзя есть или что он опасен для здоровья. А вот срок годности, по тому же ГОСТу, обозначает время, после истечения которого продукт считается небезопасным.

Однако обязательно ли еда с истекшим сроком годности будет вредна для здоровья? Продукты, в зависимости от срока годности, делятся на три типа: особо скоропортящиеся (например, торты и пирожные или заправленные салаты), скоропортящиеся (например, сыры без вакуумной упаковки и варёные колбасы) и нескоропортящиеся. Последние могут храниться при комнатной температуре более месяца — к ним относятся, например, паста и крупы. Конечно, существуют и продукты, у которых практически нет срока годности — их можно спокойно есть, не опасаясь последствий для здоровья, при условии, что в помещении нет резких перепадов температуры и не растёт влажность — к ним относятся, например, белый рис, соль и сахар. Но важно понимать, что реальная пригодность продукта в пищу зависит от ряда факторов — условий хранения (включая состояние холодильника), особенностей упаковки, а также организма конкретного человека — и иногда может быть даже короче цифр, указанных на упаковке. Исследователи безопасности продуктов питания советуют быть осторожнее с продуктами с истекшим сроком годности, особенно если их дают детям или людям с разными заболеваниями. Конечно, можно отравиться и пищей с «нормальным» сроком годности, но для «официально просроченной» риск значительно выше.

Многие фриганы осознанно идут на риск и берут на себя ответственность за своё здоровье. «Я узнала, что сроки годности — это условность, и даже самая неприглядная на вид еда может быть вкусной, если правильно её приготовить, — рассказывает Ася Сеничева. — Раньше я могла вылить молоко, если оно было просрочено на один день, и выкинуть бананы, если они были почерневшие снаружи. Теперь я стараюсь доверять своему обонянию и вкусу больше, чем надписям на упаковках».

Важно понимать, что реальная пригодность продукта в пищу зависит
от ряда факторов — условий хранения, особенностей упаковки, а также организма конкретного человека

Многие фриганы поступают так же, доводя продукты с истекшим сроком годности «до ума»: срезают подгнившие места с битых фруктов, делают творог из вызывающей сомнения кисломолочной продукции и сухари из хлеба. Дампстер-дайверы говорят, что в любом случае руководствуются здравым смыслом и поначалу нюхают и пробуют еду: неприятный вкус и запах продукта наверняка означают, что он испорчен. Лучше не забывать, что есть и бактерии, например кишечная палочка и сальмонелла, которые на запах не влияют — и их легко пропустить. Кроме того, существует ботулизм — тяжёлое и потенциально смертельное заболевание, возникающее из-за того, что человек употребляет продукты (чаще всего консервированные), не прошедшие надлежащую обработку, из-за чего в них развиваются бактерии.

«Сроки годности не были для нас проблемой — фраза „употребить до“ на британских продуктах — это чаще всего рекомендация. У всех нас есть обоняние и вкус, которые помогут определить, подходит ли что-то в пищу, — считает Сэм. — Какие-то продукты мы выбрасывали, как только приносили их домой, что-то открывали, и оно выглядело так же, как на полке в магазине».

Трудно отрицать, что сегодняшняя экономика и маркетинг сильно влияют на восприятие людей, побуждая покупать больше и делая цикл жизни товаров короче. Магазины отбраковывают «некрасивые» фрукты и овощи, которые совсем не уступают по вкусу и пользе более симметричным и ровным собратьям, а покупатель скорее возьмёт с полки продукт с целой этикеткой, чем со слегка надорванной, хотя, вернувшись домой через полчаса, сорвёт эту этикетку сам. У системы перепроизводства есть очевидные недостатки. Можно ли побороть их, выуживая просроченные продукты из баков, — это вопрос. Но задуматься о перепотреблении в любом случае стоит.

Фотографии: chonticha — stock.adobe.com, Alpar — stock.adobe.com, kelifamily — stock.adobe.com

Рассказать друзьям
22 комментарияпожаловаться