Жизнь«Только не он»: Женщины Бразилии против кандидата в президенты

Чем известен ультраправый Жаир Болсонару

Дмитрий Куркин
МАССОВЫЙ ЖЕНСКИЙ МАРШ ПРОШёЛ В БРАЗИЛИИ В МИНУВШИЕ ВЫХОДНЫЕ: участники митинга под лозунгом «Только не он» («Ele Não»), собравшего десятки тысяч жителей страны, протестовали против ультраправого конгрессмена Жаира Болсонару, одного из фаворитов нынешней президентской гонки в Бразилии. Первый тур выборов должен состояться уже в следующее воскресенье, и многие из бразильцев, вышедших на улицы накануне, всерьёз опасаются, что у руля страны может стать реакционер и популист, которого они считают «сексистом и фашистом». Опасения эти не беспочвенны: Бразилию уже многие годы раздирает политический кризис и у Болсонару, бывшего военного, обещающего навести порядок железной рукой, немало сторонников.
Главный женоненавистник в демократическом мире
Инициатором акции «Только не он» стала онлайн-группа «Женщины, объединившиеся против Болсонару» («Mulheres Unidas Contra Bolsonaro»), которая с момента создания собрала 3,8 миллиона участников. Популярностью у женщин кандидат в президенты, получивший от обозревателей характеристику «самого мизогинного политика демократического мира», и правда не пользуется: недавний опрос Бразильского института общественного мнения и статистики (Ibope) показал, что на 36 процентов мужчин, готовых проголосовать за него, приходится лишь 18 процентов женщин. Такую гендерную диспропорцию в политических опросах можно встретить относительно редко, хотя в случае Болсонару она едва ли удивительна.
За почти четыре десятилетия своей политической карьеры бывший армейский офицер успел сменить несколько партий (в президенты он идёт от консервативной Социал-либеральной партии). Неизменными оставались лишь его ностальгия по режиму военной диктатуры 1964–1985 годов и агрессивная демагогия, направленная против женщин, бразильцев африканского происхождения, ЛГБТ, иммигрантов и коренного населения страны.
Идущий на выборы под лозунгом «Бразилия превыше всего, Господь превыше всех», Болсонару выступает за «традиционные семейные ценности», что в его понимании означает запрет абортов и ЛГБТ-браков (гомосексуальность политик приравнял к педофилии). Он также выступает за ужесточение иммиграционной политики, более свободный оборот оружия в стране и возвращение смертной казни. В экономике он поддерживает принцип свободного рынка и ратует за приватизацию, что, впрочем, плохо согласуется с его тоской по временам диктатуры.
Операция «Автомойка» и кризис власти
В марте 2014 году в Бразилии началась так называемая операция «Автомойка», масштабное расследование коррупционных схем, в которых оказались замешаны десятки высокопоставленных политиков и представителей деловой элиты. Следователи выяснили, что государственная нефтегазовая компания Petrobras предоставляла строительным фирмам крупные подряды в обмен на «откаты» — деньги поступали на счета не только топ-менеджеров Petrobras, но и верхушки тогдашней правящей партии страны, Партии трудящихся.
Одним из главным фигурантов дела стал экс-президент Бразилии Лула да Силва: в июле 2017 года он был осуждён на девять с половиной лет, а в апреле 2018 года лишён государственного иммунитета и отправлен в тюрьму (к тому моменту срок заключения увеличился до 12 лет). Не менее важно, что скандал затронул и его преемницу, президента Дилму Русеф, занимавшую пост председателя совета директоров Petrobras в 2003–2010 годах. В августе 2016 года её отстранили от власти путём объявления импичмента, правомерность которого оспаривается до сих пор.
Болсонару выступает за «традиционные семейные ценности», что в его понимании означает запрет абортов
и ЛГБТ-браков
Сильно ударившую по их репутации операцию «Автомойка» Партия трудящихся назвала политическим заговором с целью свержения законно избранной власти. В августе 2018 году партия выдвинула Лулу да Силву кандидатом в президенты, несмотря на то, что к тому моменту он уже четыре месяца находился в заключении: рейтинг семидесятидвухлетнего политика в Бразилии до сих пор остаётся очень высоким и, по оценкам аналитиков, он вполне мог бы выиграть нынешние выборы в первом туре. Однако в конце августа Высший избирательный суд лишил Лулу права избираться, сославшись на закон о «безупречном прошлом», который запрещает кандидатам, осуждённым по обвинению коррупции, баллотироваться в органы власти на протяжении восьми лет. Вместо него Партия трудящихся спешно выдвинула бывшего мэра Сан-Пауло Фернанду Хаддада, однако его рейтинг значительно ниже.
Растянувшийся на четыре года скандал и последовавшая неразбериха привели к тому, что подавляющее большинство бразильцев утратило доверие к нынешней политической системе. Опрос, проведённый Latinobarometro около года назад, показал, что доверие к правительству страны упало ниже 10 процентов. Поэтому неудивительно, что о режиме военной диктатуры жители страны — особенно те, кто в силу возраста сам режим не застал — всё чаще отзываются как о времени, когда в стране был порядок. После падения диктатуры в конце восьмидесятых многие документы, относящиеся к этой эпохе, до сих пор не были рассекречены и обнародованы, а потому идеализировать её как «золотую эру» гораздо проще. Чем активно пользуются ультраправые, лицом которых не так давно стал Болсонару: допросы с применением пыток, практиковавшиеся во времена диктатуры, он назвал «допустимыми».
Латиноамериканский Трамп
Болсонару иногда называют «латиноамериканским Дональдом Трампом». Сравнение, хоть и несколько натянутое, не лишено оснований, и дело не только в общности взглядов по многим вопросам и обещаниях снова сделать Бразилию великой. Своих оппонентов из Партии трудящихся одиозный конгрессмен заранее обвинил в фальсификации выборов и заявил, что не признаёт никаких других итогов голосования, кроме своей победы. И как и в случае Трампа, трудно сказать, где заканчиваются собственные взгляды Болсонару и начинается троллинг с целью максимально разозлить «левое крыло» и тем самым завоевать симпатии консервативно-религиозной части Бразилии. Ясно, что его предельно резкие заявления делают его самой противоречивой политической фигурой в стране.
В апреле 2018 года генеральная прокуратура обвинила конгрессмена в разжигании ненависти: Болсонару раскритиковал законы, защищающие киломбу, исторические поселения, созданные беглыми рабами африканского происхождения, и добавил, что их жители, по его мнению, «не должны иметь даже прав на размножение». Подобная риторика из уст кандидата в президенты или просто политика высокого ранга в Бразилии ещё четыре года назад была бы немыслимой, однако с тех пор настроения в стране сильно изменились. Чем ниже падает доверие к институтам власти, тем выше поднимается градус общественной озлобленности.
Жители исторических поселений, созданных беглыми рабами африканского происхождения,
по его мнению,
«не должны
иметь прав
на размножение»
6 сентября во время предвыборной кампании в городе Жуис-ди-Фора, штат Минас-Жерайс, на Болсонару было совершено покушение. Сорокалетний мужчина по имени Аделиу Биспу ди Оливейру набросился на него с ножом и нанёс тяжёлое ранение. Свой поступок нападавший объяснил «волей бога», заявив, что полиция не поймёт его мотивов. 29 сентября Болсонару выписали из больницы. Маловероятно, что до первого тура он сможет лично участвовать в предвыборных мероприятиях, однако мало кто из аналитиков верит, что всё решится в первом туре — для этого один из восьми нынешних кандидатов должен набрать более половины голосов.
За неделю до выборов Болсонару продолжает лидировать (на его стороне 28 процентов избирателей), но его ближайший соперник Фернанду Хаддад сумел заметно сократить отставание (сейчас у него 22 процента). То, что именно они выйдут во второй тур выборов, назначенный на 28 октября, очевидно почти всем бразильцам — включая тех, которые в минувшие выходные призвали голосовать за кого угодно, только не Болсонару.