Star Views + Comments Previous Next Search Wonderzine

ЖизньCabin fever: Как вынужденное одиночество делает нас несчастными

Cabin fever: Как вынужденное одиночество делает нас несчастными — Жизнь на Wonderzine

И почему одиночки и одинокие люди — это не одно и то же

александра савина

Это знакомое всем ощущение: после недели, проведённой дома в одиночестве из-за болезни, начинает раздражать даже любимая чашка на кухне. У этого феномена есть конкретное название, у которого, к сожалению, нет ёмкого аналога на русском языке — cabin fever, то есть раздражение и беспокойство, возникающие из-за того, что человек слишком долго находится в одном и том же помещении. Официального диагноза cabin fever не существует, но эксперты считают, что это вполне реальное явление. «По большому счёту, так ваш разум говорит вам, что среда, в которой вы находитесь, не совсем благоприятна для функционирования организма, — отмечает Джош Клапоу, клинический психолог и обладатель докторской степени Школы здоровья населения Университета Алабамы в Бирмингеме. — Это происходит, когда ваша свобода перемещения какое-то время ограничена и вы больше не можете это выносить».

 

Определить, что это именно cabin fever, а не просто усталость, можно по нескольким признакам, на которые обращают внимание специалисты: например, если вы чувствуете себя запертым в помещении, вам трудно сконцентрироваться на одной задаче, у вас появились вялость или апатия, вам не хочется ничего делать, вы раздражаетесь без особых на то причин. При этом с самодиагностикой стоит быть аккуратнее: за усталостью и раздражительностью может скрываться депрессия, которую стоит лечить с помощью специалистов — психотерапевта, а также невролога и эндокринолога. О депрессии стоит задуматься, если вы не только постоянно раздражаетесь, но и потеряли интерес к жизни, чаще плачете, у вас повысился или, наоборот, упал аппетит, вы стали больше спать или, наоборот, столкнулись с бессонницей.

Cabin fever практически не изученный феномен: единственное научное исследование, посвящённое непосредственно ему, провели в середине восьмидесятых — в нём приняли участие тридцать пять жителей Миннесоты в возрасте от семнадцати до восьмидесяти четырёх лет. Участников спрашивали, как они понимают феномен — чаще всего они называли в качестве его признаков недовольство тем, как обстоят дела дома, беспокойство, скуку, раздражительность и желание вырваться из привычной обстановки. Многие пытались бороться с проблемой самостоятельно (например, старались сменить обстановку) или с помощью друзей и родных — и лишь немногие обращались за помощью к специалистам. Авторы исследования приходят к выводу, что cabin fever — важное понятие, которое должно помочь в исследовании проблемы и поиске путей её решения.

 

 

От 40 до 60 % участников полярных экспедиций могут сталкиваться
с депрессией, нарушениями сна, злостью, раздражительностью, конфликтовать
с коллегами

 

 

Делать далеко идущие выводы по одному исследованию с таким количеством участников, конечно, сложно — но это не значит, что явления не существует в принципе. Далеко идти за примерами не нужно: случаи, когда изолированный от других человек ощущает себя некомфортно, встречаются и в экстремальных условиях, и совсем рядом с нами.

Один из самых ярких примеров того, что мы могли бы отнести к cabin fever, — состояние, в котором оказываются люди, долгое время работающие на Северном полюсе. Его называют «полярным безумием»: суровые условия и изоляция влияют на психологическое состояние человека. Исследователи Южно-Калифорнийского университета и Университета Британской Колумбии пришли к выводу, что от 40 до 60 % участников полярных экспедиций могут сталкиваться с негативными последствиями для психическоого здоровья: депрессией, нарушениями сна, злостью, раздражительностью, конфликтовать с коллегами. Около 5 % из них необходимы психотерапия или медикаментозное лечение. Конечно, здесь играет роль не только изоляция, но и другие факторы: «Некоторым бывает трудно приспособиться к циклам смены дня и ночи, из-за чего они не могут хорошо выспаться и сталкиваются с нарушениями сна, — отмечает один из авторов исследования. — У других развивается клиническая депрессия. Другие не выдерживают „заточения“ и того, что им долгое время нужно день за днём видеть одних и тех же людей».

Схожие эффекты наблюдают у людей и в других экстремальных ситуациях — например, у тридцати трёх чилийских горняков, которые в 2010 году провели больше двух месяцев под землёй из-за аварии на шахте: они злились, когда ответственные за их спасение люди отказывались выполнять их условия, подвергали себя риску в шахте и ругались друг с другом. «Чувство от попадания в безвыходное положение может вызывать или усиливать тревогу даже у горняков, которые привыкли к замкнутому пространству, — отмечает профессор психологии Висконсинского университета в Мадисоне Кен Роббинс. — То, что они [по слухам] опасно перемещаются по шахте и ругаются с теми, кто пытается им помочь, даёт повод предположить, что у них возникли трудности в сфере ментального здоровья».

 

 

В ситуации изоляции, впрочем, оказываются не только горняки и участники экспедиций: замкнутое пространство и отсутствие общения влияет и на тех, кто живёт обычной жизнью. Например, по данным прошлогоднего исследования, проведённого благотворительной организацией Action for Children, 52 % из двух тысяч опрошенных молодых родителей сказали, что страдают от одиночества: многие чувствуют себя изолированными от других из-за тяжёлой финансовой ситуации и невозможности выходить из дома так же часто, как до рождения ребёнка. Другой пример — одинокие пожилые люди. Исследования показывают, что ощущение одиночества — источник проблем со здоровьем у людей старшего возраста, который может серьёзно влиять на качество жизни и её продолжительность.

Учёные отмечают, что между одиночеством и депрессией прослеживается связь. Например, по данным исследования, проведённого среди почти трёхсот британских детей, те, кто ощущали себя одинокими в детстве (от пяти до девяти лет), были более предрасположены к депрессии в дальнейшей жизни. Ощущение одиночества также связывают с суицидальными наклонностями: среди тех, кто чувствует себя так, риск, что у них появятся мысли о самоубийстве, на 21 % выше.

 

 

Исследования показывают, что ощущение одиночества — источник проблем со здоровьем у людей старшего возраста, который может серьёзно влиять на качество жизни и её продолжительность

 

 

При этом одиночество — это ещё и субъективное чувство: то, что человек фактически сейчас один, ещё не значит, что ему некомфортно. «Социальная изоляция подразумевает, что у человека мало социальных связей и он редко взаимодействует с людьми, тогда как одиночество — это субъективное восприятие изоляции: несоответствие желаемого количества социальных связей реальности», — отмечают психологи Джулианна Холт-Ланстад и Тимоти Смит. Помимо количества людей в жизни человека, важно качество этих отношений — например, по данным того же исследования о влиянии одиночества на пожилых людей, значительная часть тех, кто чувствует себя одинокими, женаты или живут не одни.

В этом, возможно, и кроется главный способ борьбы с cabin fever и ощущением изоляции. Можно попробовать справиться с проблемой, сменив обстановку или род деятельности: больше гулять, начать новый проект или затеять перестановку — всё, что поможет почувствовать себя активнее. Эксперты также советуют следить за питанием: «У многих есть привычка налегать на жирную еду и еду с большим количеством углеводов, когда больше нечем заняться. Это не очень хорошо, потому что она делает нас вялыми, — отмечает Джош Клапоу. — Другая привычка — пить много кофе, который подпитывает тревогу».

Наконец, стоит быть внимательнее к окружающим: так как чувство одиночества и изоляции субъективно, можно не заметить, что человек рядом ощущает себя как-то «не так», а встреч и общения, которые уже есть в его жизни, ему недостаточно. Хорошая новость в том, что cabin fever можно победить — главное заметить его признаки.

Фотографии: Tierney – stock.adobe.co (1, 2)

 

Рассказать друзьям
3 комментарияпожаловаться