Star Views + Comments Previous Next Search Wonderzine

ЖизньЗапрет на определённые действия: Поможет ли новая мера жертвам насилия

Запрет на определённые действия: Поможет ли новая мера жертвам насилия — Жизнь на Wonderzine

И чем она отличается от охранных ордеров, использующихся на Западе

 

В российском законе появилась новая мера пресечения — «запрет на определённые действия»: суд может избрать её в отношении подозреваемого или обвиняемого, запретив ему или ей «выходить из дома в определённое время, находиться в некоторых местах, общаться с определёнными лицами, отправлять и получать почтово-телеграфные отправления или использовать средства связи и интернет или управлять автомобилем».

Введённая мера смутно напоминает западную практику охранных ордеров, запрещающих осуждённым за насилие общаться со своими жертвами и даже приближаться к ним на определённое расстояние (аналогичные решения также помогают оградить людей от преследования сталкеров). Но может ли новый закон действительно помочь жертвам насилия? Мы обратились за комментариями к специалистам.

 

Анна Ривина

соосновательница центра «Насилию.нет»

Очень часто наше законодательство уже позволяет правоприменителям, правоохранителям и судьям защищать интересы граждан. Эти лазейки уже есть, но ими никто не пользуется. У нас и в Конституции говорится, что есть человек, его честь, достоинство, а дискриминация запрещена — но правовая система не всегда работает так, чтобы подтверждать это. У правоохранителей уже есть возможность наказывать агрессоров в случаях домашнего насилия, но очень часто они не прибегают к этой мере: они отправляют пострадавших домой, говорят, что это «дело семейное», и не хотят разбираться. Если домашнее насилие не выражено очевидно, оно не считается проблемой. 

Новая мера [запрет на определённые действия] даже не может быть применена, потому что после декриминализации побои вывели из уголовного кодекса в административный. Если предположить, что вдруг появится добропорядочный судья или полицейский, который захочет защитить пострадавших от домашнего насилия, у них, по сути, появляется ещё один инструмент. На практике же мерой, скорее всего, не будут пользоваться.

Мы давно говорим о необходимости профильного закона против домашнего насилия, который позволит выписывать охранный ордер, но такой закон до сих пор не принят. Вместе с тем нынешнюю меру пресечения утвердили в кратчайшие сроки. Неудивительно, что она выглядит просто ещё одной палкой, которой можно будет стукнуть несогласных. 

В любом случае юристы, занимающиеся делами о домашнем насилии, дискриминации или каких-либо ущемлениях прав людей, должны использовать все возможные механизмы. Возможно, у нас получится накопить критическую массу тех случаев, когда новую — или старую — меру удаётся применить для защиты пострадавших, чтобы она по-настоящему заработала или её можно было заменить на более эффективную. Даже если она не будет работать, это уже будет на совести судей, и на эту статистику тоже можно будет ссылаться.

 

 

Сергей Лысов

юрист, «Кульков, Колотилов и партнёры»

Прежняя редакция уголовно-процессуального кодекса предусматривал несколько мер в отношении подозреваемого или обвиняемого. От наиболее мягкой к наиболее жёсткой: подписка о невыезде, личное поручительство, домашний арест, залог и содержание под стражей. У российских судов самая строгая мера стала самой популярной, что не очень правильно: человек сразу же оказывается в психологически сложной ситуации.

Запрет на совершение определённых действий — это самостоятельная мера, она может применяться в связке с залогом и домашним арестом. Есть надежда, что она повысит популярность более мягких ограничений. У суда появится механизм контроля (если условия запрета не соблюдаются, суд может ужесточить меру пресечения), а значит, ему не нужно будет сразу же прибегать к содержанию под стражей. 

В английском праве уже давно предусмотрен такой институт, как non-molestation order — запрет на домашнее насилие, который может потребовать член семьи, подвергшийся насилию. Провести аналогию между ним и новой мерой в нашем процессуальном законодательстве можно только условно: non-molestation order — самостоятельная мера, прямо прописанная в семейном праве, у нас же она сформулирована скорее в общих чертах. И с учётом того, что у нас недавно были декриминализированы побои в отношении близких родственников, запрет на определённые действия не сможет применяться технически.

Если речь идёт о более тяжких преступлениях, то запрет на общение с конкретными лицами может быть вынесен. Но надо иметь в виду, что в законе он не детализирован и только последующая практика покажет, к какой категории преступлений будет применяться такой запрет, в каких обстоятельствах суд будет к нему прибегать. Если речь идёт об изнасиловании, причинении тяжкого вреда здоровью или вреда средней тяжести, суд скорее всего изберёт самую строгую меру. А если подозреваемый и так изолирован от общества, то нет смысла запрещать ему отдельные контакты.

 

Обложка: ?

Рассказать друзьям
0 комментариевпожаловаться