ЖизньСинглизм: Как бизнес
и государство дискриминируют одиночек
Почему все отношения должны быть ценны в глазах закона
наташа федоренко
14 ФЕВРАЛЯ ПРИБЛИЖАЕТСЯ, А ВМЕСТЕ С НИМ НАВЯЗАННОЕ ОЩУЩЕНИЕ НЕЛОВКОСТИ, которое полагается испытывать всем оказавшимся в это время без пары. Общественное давление накаляется до предела — и вот люди, даже вполне счастливые без романтических отношений, зачем-то покупают большую упаковку мороженого, включают плохой ромком и как будто мрачнеют к вечеру.
На самом деле ореол «неполноценности» нависает над одиночками постоянно. Некоторые социологи говорят даже об особом виде дискриминации — синглизме (от английского «singlism»). Как выяснилось, он проявляется не только в неприятных вопросах за семейными обедами и чувством нелепой тоски в День святого Валентина, но и на институциональном уровне. Разбираемся, как одиночек обделяют налоговая, страховые компании, социальные программы и, конечно, общественные установки.
Быть одиноким — дорого
«Главный аргумент сторонников однополых браков: почему нужно быть определённой парой, чтобы к вам относились справедливо? Мой аргумент шире: почему нужно быть в паре в принципе, чтобы к тебе относились так же справедливо, как и к другим гражданам?» — говорит профессор социальной психологии, активистка и автор книги «Singled out» Белла Де Пауло. Она и её сторонники активно осмысляют зацикленность современного общества на отношениях и их институциональных преимуществах, считая предубеждения против одиноких людей ещё одним видом дискриминации.
Исследования показывают, что люди действительно верят в предрассудки, связанные с одинокими людьми. Например, Де Паоло и её коллеги опросили 950 студентов и выяснили, что 49 % из них автоматических описали женатых как добрых, жертвенных и заботливых (одиночки заслужили такую характеристику только в 2 % ответов). Около 32 % назвали женатых людей «любящими», тогда как никто не использовал это прилагательное в отношении одиноких людей. Другое немецкое исследование показало, что одиноких людей чаще воспринимают как неудовлетворённых жизнью, менее привлекательных, более невротичных, зато более свободомыслящих.
Одинокая женщина, зарабатывающая
40 тысяч долларов в год, теряет 500 тысяч долларов за жизнь, а зарабатывающая
80 тысяч долларов в год — более миллиона
Эти стереотипы отрабатываются на практике. Например, одинокий американец в среднем зарабатывает на 26 % меньше, чем женатый (что уж говорить об одиноких женщинах). А опрошенные арендодатели сдают жильё парам охотнее, чем одиноким людям, и не считают это дискриминацией. Бизнесам важно продать свои услуги как можно большему количеству людей, так что скидки для партнёров уже стали привычными, что возмущает активистов: «Компании, занимающиеся автомобильной и медицинской страховками, часто предлагают сниженный прайс для женатых людей, пока одиночки оплачивают эти скидки», — рассказывает Де Пауло. Зачастую эта дискриминация не так заметна — например, некоторые отели ставят равнозначные цены на комнаты для одного и двоих гостей, авиакомпании периодически делают скидки для полётов вдвоём, спортзалы предлагают сниженные цены на абонементы. Хотя куда честнее была бы инклюзивная политика «привёл друга — получи скидку».
Одинокие люди платят больше и получают меньше привилегий от государства. Согласно нехитрому исследованию издания The Atlantic, в котором журналистки исследовали стоимость жизни замужних и незамужних женщин в соответствии с актуальными американскими законами, одинокая женщина, зарабатывающая 40 тысяч долларов в год, теряет 500 тысяч долларов за жизнь, а зарабатывающая 80 тысяч долларов в год — более миллиона.
Законы для двоих
Законы, наделяющие пары дополнительными привилегиями, есть почти в каждой стране, например в США таких больше тысячи. Здесь и социальные льготы, которые передаются человеку после смерти партнёра, возможность получить выходной для ухода за больным супругом и субсидии на совместную покупку. В Великобритании женатые люди и вовсе платят меньше налогов с 2015 года. Если один из супругов зарабатывает меньше прожиточного минимума (11 тысяч фунтов в год), а второй — не более 43 тысяч в год, семья может вернуть из выплачиваемых налогов около 220 фунтов ежегодно.
Женатые люди пользуются законодательными привилегиями и в России. Например, не платят 13%-ный налог на дарение даже очень дорогого имущества и являются наследниками первой очереди. Если у одного из двух супругов пенсия была больше, то после его смерти другой человек может получать её, оформив потерю кормильца. Льготы, предназначенные ветеранам, после их смерти передаются мужьям и жёнам. «Супруги военнослужащих пользуются целым рядом привилегий вроде преимущественного права устройства на работу в госучреждения. Ещё при желании им дают отпуск в одни даты с партнёром», — говорит она.
Женатые люди пользуются в России законодательными привилегиями. Например, не платят 13%-ный налог на дарение даже очень дорогого имущества и являются наследниками первой очереди
В России уже десяток лет вводят программы по поддержке деторождения, что у многих вызывает смешанные чувства, но право на частично субсидированное жильё есть и у бездетных пар, например по программе «Обеспечение жильём молодой семьи». Для этого нужно доказать нужду в жилплощади, а также платёжеспособность. «Разница в том, что семьям без детей покрывают 30 % стоимости жилья, а с детьми — 35 %. К тому же супругам должно быть меньше 35 лет», — рассказывает Светлана Кривобокова.
Она же отмечает, что в некоторых регионах страны периодически вводят единовременные выплаты молодым парам после заключения брака, например студентам, — правда, эта инициатива никогда не работала на федеральном уровне. Те же регионы периодически выплачивают добавку к пенсии за время, прожитое в браке. «Ходили слухи, что пенсию будут повышать за тридцать лет в браке — это неправда, но отдельные регионы выплачивают дополнительные деньги за пятьдесят-семьдесят лет в браке», — говорит Кривобокова.
Новые семьи
Многие страны уже ввели или планируют ввести (например, как Россия) гражданское партнёрство, при котором людям будет необязательно вступать в брак, чтобы пользоваться всеми привилегиями. Так что речь идёт не только о желании сохранить институт, который очевидно находится в кризисе, а о попытках дать стабильность моногамным отношениям. Активисты, в свою очередь, предлагают задуматься о новых формах союзов, где романтика и моногамия перестанут стоять во главе угла — так, чтобы, например, можно было попасть в реанимацию к близкому другу.
Количество людей, не желающих вступать в брак или отношения, стремительно растёт: например, в Стокгольме в 50 % домов и квартир проживает только один человек, а в США более 45 % взрослых американцев не женаты. Всё это не значит, что у них нет родственников, друзей, сексуальных партнёров и просто людей, не менее важных, чем супруги. Постепенно традиционный брак (и фактический, и гражданский) станет не единственной, а одной из возможных форм союзов, и государству придётся к этому адаптироваться.
Фотографии: nerudol — stock.adobe.com, Katya Havok — stock.adobe.com