Star Views + Comments Previous Next Search Wonderzine

ЖизньЮнг, тату и ЭКО: Как женщины страдают от кризиса среднего возраста

Юнг, тату и ЭКО: Как женщины страдают от кризиса среднего возраста — Жизнь на Wonderzine

И откуда он берется

Наташа федоренко

Новенький Porsche, девушка на двадцать лет младше, стрижка «не по годам» — мы все знаем киношные признаки кризиса среднего возраста у мужчин. И пусть о женщинах не придумали такого же вороха стереотипов, они всё равно сталкиваются с возрастными проблемами — более того, для них вопрос стоит особенно остро. Разбираемся, почему женщины преодолевают барьер успешнее, чем мужчины, и как на это влияет менопауза.

 

Прошлое и обесценивание

Термин «кризис среднего возраста» изобрёл психоаналитик Жак Эллиотт в 1965 году, хотя раньше о концепции так или иначе говорили корифеи вроде Фрейда и Юнга. По мнению психолога Ольги Прохоровой, кризис среднего возраста можно считать платой за долгожительство современного человека: «В молодости мы запасается ценностями и представлениями о жизни (зачастую навязанными), однако со временем становится понятно, что не все они соответствуют нашим желаниям». Периодические кризисы нормальны — даже у ребёнка бывает «кризис двухлетнего возраста», когда он очень хочет, но пока физически не может объяснить свои потребности окружающим. 

Кризис среднего же возраста связан с прошлым. С его наступлением кажется, будто весь проделанный путь был бессмысленным, а работа, партнёр, дом и друзья больше не приносят никакого удовольствия. Человек может остро чувствовать, что занимается не своим делом или никогда не добьётся карьерных успехов. Примерно в это же время могут скончаться пожилые родственники, так что человек неизбежно задумывается о смерти. Так, иные склонны менять род деятельности, уходить из семьи или кардинально менять образ жизни — ведь времени, кажется, остаётся всё меньше.

 

 

Неравенство и конкуренция

Принято считать, что кризис настигает в первую очередь мужчин — вспомнить хотя бы главного героя «Красоты по-американски», который бросает стабильную работу в рекламном агентстве и идёт продавать бургеры в забегаловке. Мужчины, как гласит стереотип, страдают из-за нереализованных карьерных амбиций, сомневаются в выборе партнёрши, жалеют об упущенных сексуальных опытах и, разумеется, тоскуют по уходящей молодости.

Однако те же переживания свойственны и женщинам: страх выбора неверной профессии, усталость от рабочих обязанностей и экзистенциальная пустота универсальны. При этом из-за гендерного неравенства и биологических особенностей они могут переживать их куда острее. В одной только России женщины зарабатывают на 30 % меньше мужчин, а количество женщин-директоров и в мире, и у нас на родине всё ещё остаётся довольно скромным — от 4 до 9 %. Более того, женщины от 35 до 45 лет зарабатывают больше, чем работницы в возрасте от 45 до 55 лет. Средний же возраст директоров компаний стабильно падает. Понятным образом на фоне такой картины карьерные разочарования становятся ещё горше.

 

 

Проблема поднимается, например,
в сериале «Яблочный двор», где главная героиня — успешная научная работница, мать и жена — начинает роман с мужчиной, который грозит разрушить её размеренную респектабельную жизнь

 

Всё это отражается на эмоциональном состоянии женщин накануне кризиса среднего возраста. Ситуация не только ломает амбиции, но и пугает финансовой нестабильностью, в особенности тех, кто воспитывает или поддерживает подросших детей самостоятельно. В среднем работающие женщины тратят больше часа на уход за ребёнком каждый трудовой день, тогда как мужчины — всего 26 минут. К тому же зачастую женщинам приходится содержать пожилых родственников: средний возраст человека, вынужденного ухаживать за больным родителем, — 49 лет. Неудивительно, что многие переживают за своё будущее.

Но как чувствуют себя женщины, которые не попытались построить карьеру? «Многие посвящают первую половину жизни семье. Делают всё для близких, и ничего для себя. Ими могут долго манипулировать», — рассказывает психолог Ольга Чиж. К кризису среднего возраста они подходят истощёнными, желая что-то изменить. «Не просто купить новое платье или сделать укладку, а отвоевать хоть немного свободного времени. Они просто устают от семьи и чувствуют, что пошли по „неверному“ пути», — считает Чиж. Проблема поднимается, например, в сериале «Яблочный двор», где главная героиня (её играет Эмили Уотсон) — успешная научная работница, мать и жена — начинает роман с мужчиной, который грозит разрушить её размеренную респектабельную жизнь. Есть и обратный пример — синдром «опустевшего гнезда». Спустя столько лет работы на детей женщина чувствует пустоту, когда отпрыски начинать жить отдельно, — и для кого-то это может быть не освобождением, а неожиданным одиночеством.

 

 

Менопауза и молодость

В 36 лет Трейси приняла решение бросить стабильную работу Великобритании и свободные отношения со своим парнем, чтобы отправиться в Танзанию. Там она проработала волонтёром, поняла, что её не устраивает ни её партнёр, ни жизнь в Европе. Она никогда не хотела детей, но всё же решила забеременеть во время своего путешествия.

Для женщины наступление кризиса среднего возраста и необходимость его преодоления более очевидна, чем для мужчин, по биологическим причинам, считает психолог Ольга Прохорова. Согласно статистике, женщины в период пременопаузы более склонны к депрессивным состояниям, чем все остальные. Очевидно, что они переживают гормональную перестройку, которая может отрицательно сказываться на психическом состоянии. Помимо этого, те, кто раньше не хотел становиться матерью, могут испытывать фрустрацию из-за того, что не оправдал ожидания общества. Экстренные ЭКО, лихорадочные поиски партнёра, обращение в банк спермы оказываются не осознанным выбором, а невротичным признаком кризиса среднего возраста. Сюда же относится внезапное решение завести ещё одного ребёнка без оглядки на обстоятельства и глубинные желания.

Когда Люси исполнилось 45, она ушла от мужа, купила себе «Харлей-Дэвидсон» и отправилась путешествовать. Вместе со своей новой татуировкой «Live Life» она нашла нового партнёра, младше её на девять лет. «До пременопаузы сексуальные потребности женщины только нарастают. И на самом деле для 40-летней женщины нужен достаточно активный партнёр, каким может не быть её муж», — считает Чиж, объясняя, почему женщины накануне среднего возраста могут уйти из семьи, остро чувствуя сексуальную неудовлетворённость.

 

 

Когда женщина перестаёт быть фертильной, она предъявляет более сложные требования мужчине. Теперь ему недостаточно быть сексуальным партнёром и отцом детей — нужно быть духовно близким человеком

 

При менопаузе же происходит обратная динамика. «Когда женщина перестаёт быть фертильной, она предъявляет более сложные требования мужчине. Теперь ему недостаточно быть просто сексуальным партнёром и отцом детей — нужно быть духовно близким человеком. По этой причине многие браки распадаются — женщины перестают нуждаться в мужчинах как раньше», — считает Прохорова. На минуточку, в 68 % случаев инициаторами развода становятся женщины. Например, Яна рассказывает, что в 38 лет почувствовала, что должна найти своего человека, к тому же к этому времени её сын вырос. Муж был против развода, но она настояла. Яна до сих пор не нашла нового партнёра, но сменила работу и чувствует себя более гармонично.

В этот период женщины сталкиваются и с необходимостью принять себя в новом качестве, но переход обычно происходит болезненно. Так, в 2016 году американки в возрасте от 40 до 54 лет сделали более 7,5 миллиона эстетических процедур и пластических операций — все в погоне за пресловутой «молодостью», залогом счастья в мире коммодификации. «При здоровом подходе женщина наконец может перестать воспринимать себя исключительно как сексуальный объект, и это прекрасно. Молодость, стремление быть привлекательной и конкурировать с другими женщинами и прочие навязанные ценности перестают быть такими важными», — говорит Прохорова.

 

 

Риски и надежды

«Проходя кризис среднего возраста, человек перестаёт воспринимать себя как обслуживающую функцию для других. А чтобы прийти к себе, придётся собирать вытесненные социумом кусочки его личности», — говорит Прохорова. Проще говоря, когда гонка ежедневных забот замедляется и тело начинает меняться, люди оказываются вынуждены наконец-то заглянуть в себя, что неизбежно ведёт к переосмыслению желаний и потребностей.

Вместе с тем женщинам проще успешно преодолеть кризис среднего возраста, считает Прохорова: «У женщин биологически обусловлена смена периодов жизни, и это сильно помогает принять себя в новом статусе. В то время как мужчины могут жить иллюзией о бесконечной молодости: менять жён, заводить новых детей, делая вид, что всё в порядке, будто юность никуда не ушла. Проблемы будут накапливаться, так и не находя логичного разрешения».

Фотографии: HBO, Universal Pictures

 

Рассказать друзьям
5 комментариевпожаловаться