Star Views + Comments Previous Next Search Wonderzine

ЖизньБывший или Райан Гослинг: На кого похожи наши партнёры

И почему биология сильнее массовой культуры

Бывший или Райан Гослинг: На кого похожи наши партнёры — Жизнь на Wonderzine

наташа федоренко

НА ПРОШЛОЙ НЕДЕЛЕ СЕРВИС ДЛЯ ЗНАКОМСТВ BADOO запустил функцию поиска людей, внешне похожих на знаменитостей, друзей в фейсбуке или даже самого пользователя. Уже после первых дней работы выяснилось, что постояльцы Badoo чаще всего ищут людей, похожих на селебрити: Ким Кардашьян, Селену Гомес и Эмму Стоун.

Новые технологии всё больше влияют на наши способы знакомств — чего стоит разнообразие тиндера и возможность свайпить вправо; не исключено, что со временем поиск партнёра, соответствующего определённому типажу, станет чем-то обыденным. Сейчас, правда, такая лукистская практика, не оставляющая шанса на случайную взаимную симпатию, кажется не только искусственной, но и просто неэтичной. Но, может быть, никакого «случайного» влечения не существует? А выбор партнёра всегда опирается на некую подсознательную «идеальную модель», которая воспроизводится в каждой влюблённости?

 

Новые Галатеи

«Кто из знаменитостей смог бы стать твоим бойфрендом?», «Смогла бы ты встречаться с Джастином Бибером?», «Проверь, насколько ты подходишь Зейну Малику!» — русскоязычный и западный интернет пестрит тестами, которые призывают проверить, доверившись прозорливому алгоритму, можешь ли ты стать партнёром знаменитости.

Киноактёры, рок-звёзды и селебрити самого разного толка стали то ли языческими идолами, то ли иконами в светском западном обществе последнего столетия. На них равняются, их желают видеть рядом с собой, им приписывают полубожественные качества. YouTube пестрит мейкап-тьюториалами, в которых показывают, как стать копией Миранды КеррТейлор СвифтЛеди Гаги или даже Дианы Шурыгиной и Марии Вэй. А с развитием пластической хирургии появились люди, которые тратят все сбережения, чтобы стать похожими на знаменитостей или популярных персонажей. Например, Джордан Джеймс потратил 150 тысяч долларов, чтобы выглядеть как Ким Кардашьян, а шведская модель Пикси Фокс удалила шесть рёбер, чтобы стать похожей на Джессику Рэббит — рисованную героиню фильма «Кто подставил кролика Роджера?».

 

 

Внешность не гарантирует ровным счётом ничего — мы сами наделяем её ожиданиями. В итоге нас ждёт лишь компульсивное разочарование

 

Эта обсессия берёт начало ещё в античные времена. Психолог Виктор Заикин предлагает вспомнить знаменитый миф о Пигмалионе, который изваял совершенную статую Галатеи и стал молить богов, чтобы её оживили. Боги сжалились, но Пигмалион довольно быстро понял, что счастлив с ней не будет. «Ровно с той же проблемой может столкнуться человек, ждущий от собеседника в тиндере, похожего на Джонни Деппа, соответствия уже готовому и чёткому образу: внешность не гарантирует ровным счётом ничего — мы сами наделяем её ожиданиями. В итоге нас ждёт лишь компульсивное разочарование — ведь это просто подмена, а не объект желания. К тому же, если стремление найти двойника знаменитости становится навязчивым, можно говорить о потере адекватной связи с реальностью и самим собой», — считает психолог.

Но почему кому-то нравится Ким Кардашьян и не нравится, к примеру, Тейлор Свифт? Заикин считает, что ни один из популярных образов не навязывается обществом напрямую, а скорее обуславливается одновременно биологией, историческими обстоятельствами и личными ожиданиями. Зацикленность на знаменитостях тоже сложно считать исключительно навязанной, ведь даже на эти далёкие образы мы проецируем готовые ожидания — либо коллективные (вроде одержимости современного мира худобой), либо глубоко личные и уникальные.

 

 

Меня преследует бывший

Ночной кошмар многих людей — столкнуться с тем, что новый партнёр окажется точной копией бывшего. Порой причиной обращения к психотерапевту становится желание выйти из порочного круга, избавиться от привычки выбирать партнёров, обладающих одинаковыми (часто некомфортными) качествами. В этом смысле искать копию бывшего партнёра на Badoo — практически признание в неспособности преодолеть проблемы старых отношений. Когда речь идёт о патологии, эту тенденцию можно считать опасной, но в целом нет ничего странного, если человек верен определённому типу, считает Заикин. «В любом случае мы ориентируемся на генерализированный тип отца или матери, начиная с внешности, заканчивая личными качествами. Этот образ могут формировать и люди, имевшие над нами власть в детстве: учителя, вожатые или даже сосед по лестничной клетке. Впоследствии все наши партнёры будут так или иначе его воспроизводить. Детское окружение сильно влияет на наше будущее», — говорит психолог.

Основатель дейтингового агентства Three Day Rule («Правило трёх дней») Талия Голдстин тоже считает, что большинство людей предпочитает определённый тип, который зависит даже не от этнической принадлежности или цвета волос, а от формы и особенностей лица. Так, её компания всегда запрашивает у клиентов фотографии бывших партнёров. «Обычно люди говорят, что у них нет конкретных предпочтений, но я часто сталкиваюсь с ситуацией, когда даже у партнёров с разным цветом кожи и волос лица сильно напоминают друг друга», — говорит Голдстин.

Существует мнение, подтверждённое исследованием Ратгерского университета, что наше влечение отчасти объясняется химическими реакциями в мозгу. Так, люди с высоким уровнем дофамина (как правило, импульсивные и любознательные) и серотонина (зачастую общительные и рациональные) тянутся к похожим на себя. А мужчины с высоким уровнем тестостерона будут предпочитать женщин с высоким уровнем эстрогенов и окситоцина и наоборот. И хотя только сходства оказывается недостаточно, сложно не отметить некоторую предопределённость выбора. 

 

 

Пары-двойники

В блоге «Бойфренды-близнецы», одном из самых удивительных на платформе Tumblr, можно найти сотни фотографий гей-пар, где оба партнёра стремятся выглядеть одинаково — от причёски и очков и до одежды. Автор блога считает, что таким образом исследует нарциссизм, эксгибиционизм и сексуальность. Казалось бы, это подтверждает старую теорию Зигмунда Фрейда: он считал, что гомосексуальность может быть связана с нарциссическим расстройством личности. Этот подход не только гомофобен и архаичен, но и опровергается многочисленными исследованиями, которые говорят, что большинство людей (как гетеросексуальных, так и гомосексуальных) считают привлекательными партнёров, похожих на них самих.

Интернет как будто в подтверждение заполнен заголовками вроде «9 знаменитых пар, которые похожи друг на друга», «Почему пары, которые долго живут вместе, похожи друг на друга?». Оказывается, что друг на друга похожи Джастин Тимберлейк и Джессика Бил, Софи Хантер и Бенедикт Камбербэтч, Джессика Альба и Кэш Уоррен. А в последние годы для этого даже появился специальный термин — гомогамия, который означает тягу к людям, похожим на себя, не важно, гетеросексуален ты или нет.

Исследователи говорят, что с годами мы становимся всё более гомогамными, так как получаем всё больше возможностей самостоятельно выбрать партнёра с таким же образованием, достатком, религиозными и даже политическими взглядами, то есть тянемся к людям из одного с нами социального круга. Но не только — исследователи Иллинойсского университета в Урбане-Шампейне возвращают нас к внешнему сходству: учёные выяснили, что если предложить людям оценить привлекательность незнакомцев — большинство отдаст предпочтение тем, кто похож на них самих. Ну а растущая необходимость постоянной самопрезентации в социальных сетях и популярность селфи в целом только подкрепляет эту тенденцию.

 

 

В исландских браках между четвероюродными и пятиюродными братьями и сёстрами появлялось больше детей и внуков, чем у абсолютно генетически несхожих пар

 

«Согласно одному из американских исследований, 23 % гетеросексуальных респондентов, стоящих перед необходимостью выбрать самых привлекательных незнакомцев по фотографии, предпочитали самих себя, отфотошопленных под человека противоположного пола», — говорит Заикин. Он считает, что эта динамика объясняется биологически: мы стремимся помочь нашим генам победить в процессе эволюции и поэтому выбираем людей со схожим набором генетической информации.

Исследователи компании deCODE Genetics в Рейкьявике и вовсе отмечают, что в исландских браках между четвероюродными и пятиюродными братьями и сёстрами появлялось больше детей и внуков, чем у абсолютно генетически несхожих пар (между тем в парах двоюродных братьев и сестёр очевидно встречались многочисленные проблемы). Согласно исследованию, существует приемлемая степень дальнего родства, которая позволяет получить наиболее здоровое и многочисленное потомство. Таким образом, исландские учёные, по сути, опровергают знаменитый эксперимент швейцарского биолога Клауса Ведекинда: в 1995 году женщинам предлагали нюхать футболки мужчин и, ориентируясь на запах, респондентки выбирали партнёров, генетически не похожих на них (защищая род от вырождения, объясняли швейцарские учёные). 

Даже скептически настроенные к биологическим теориям исследователи считают, что нам нравятся люди, похожие на нас. «Эта информация не имеет отношения к генетике, а формируется из-за нашего окружения. Члены нашей семьи и близкие формируют наши ожидания от потенциальных партнёров», — считает Дебра Либерман, младший профессор Университета Майами. По её мнению, мы хотим встречаться не столько сами с собой, сколько с абстрактными фигурами наших родственников. К тому же Тони Литтл, научный сотрудник Стерлингского университета, считает, что мы заранее склонны доверять людям, имеющим с нами общие черты.

И всё же навязчивое желание встречаться со своей копией может быть патологией. «Таким образом люди могут пытаться неосознанно помочь себе спастись от нарциссического расстройства. Разговор с зеркалом — классический приём из гештальт-терапии, но кому-то его может быть недостаточно. Человек может выбирать живое зеркало, чтобы наконец честно поговорить с самим собой», — говорит Виктор Заикин. По его мнению, временная связь со своей копией может быть вполне нормальной и даже полезной, в то время как навязчивая тенденция должна насторожить, как и любое желание, подчиняющее остальную жизнь.

Изображения: Etsy (1, 2, 3, 4, 5)

 

Рассказать друзьям
7 комментариевпожаловаться