Жизнь«Я родила в 15»: Женщины
о подростковой беременности
Помощь семьи, академические отпуска и некачественные контрацептивы
наташа федоренко
Во время президентства Рональда Рейгана сексуальное образование в США заменила пропаганда воздержания: подростков убеждали в том, что секс до свадьбы — грех. Результаты не заставили себя ждать, и в стране случился резкий рост подростковых беременностей. Эту разницу можно наблюдать и сейчас: в консервативном штате Миссисипи на 1000 беременностей приходится 55 подростковых, тогда как в Нью-Гэмпшире, где сексуальному образованию уделяется большое внимание, — только 16 из 1000.
Согласно данным за 2013 год, 46 из 1000 россиянок в возрасте от 15 до 19 лет беременеют — это средний показатель для стран Восточной Европы и Средней Азии. Для сравнения, в Нигерии — это 203 девушки-подростка из 1000, а в Швейцарии — 8 из 1000. При этом около 30 % подростковых беременностей в России заканчиваются абортами, что примерно равно статистике в США и расходится с данными, к примеру, Швеции, где абортами заканчиваются 70 % подростковых беременностей.
Разумеется, многие родители-подростки справляются с внезапным взрослением в экстренном режиме, но появление ребёнка в незрелом возрасте всё ещё остаётся испытанием, которое преодолевают не все. Мы поговорили с девушками, которые забеременели в подростковом возрасте, и узнали, почему подводит контрацепция, как окончить учёбу с новорождённым и что думают о матерях-подростках окружающие.
Олеся Иванькова
Я забеременела в 17 лет, когда у нас с будущим мужем только-только начали закладываться серьёзные отношения. Он был немного старше меня — ему было 22 года. Я окончила школу, поступила в университет и узнала о беременности уже в сентябре. К тому времени я уже мысленно построила планы на жизнь: университет с красным дипломом, потом работа, а семья и ребёнок к 25 годам. Сначала я испугалась и первые пару часов раздумывала о том, чтобы сделать аборт. Потом позвонила парню — он меня успокоил и предложил пожениться.
Сперва мы боялись говорить об этом моим родителям, но в итоге всё сложилось удачно. Конечно, мама сначала немного поплакала — ей было жалко моей молодости, но быстро собралась с мыслями и сказала, что я справлюсь с ребёнком, даже если парень решит повести себя недостойно. Но всё сложилось благополучно.
Как и у всех, у меня скакали гормоны и случались токсикозы, но беременность далась мне довольно легко. Всё это время я постоянно ходила в университет, а в тот день, когда у меня начались схватки, я как раз собиралась идти на экзамен. Я родила в мае, так что уже в сентябре смогла вернуться к учёбе: с ребёнком постоянно вызывались посидеть то мама, то муж. Правда, в один момент такая возможность пропала, и всё-таки пришлось взять академический отпуск на год. Потом ребёнок дорос до детского сада, а я получила диплом и вышла на работу.
Сейчас моему сыну уже восемь лет, а год назад я запланированно родила дочку. Из-за беременности мне пришлось быстро повзрослеть, но мне повезло, потому что рядом всегда была семья.
Екатерина Иванова
(имя изменено по просьбе героини)
Когда я забеременела мне только исполнилось 17 лет, а моему парню 21. В вопросах контрацепции я полностью полагалась на него, так что всё произошло очень неожиданно. Сначала он не поверил и постоянно заводил разговор о том, что я жду ребёнка от кого-то другого. Несмотря на это я даже и не думала об аборте, хотя долго боялась сообщить маме — зря, она меня очень здорово поддержала.
С парнем решили расписаться, потому что он из-за своей юридической неграмотности подумал, что может попасть в тюрьму: я была несовершеннолетней (возраст сексуального согласия в России начинается с 16 лет. — Прим. ред.). Мама подписала разрешение, и мы поженились на двадцатой неделе беременности. Я тогда училась в техникуме на парикмахера, и все мои одногруппники были в шоке. До этого они знали меня как ответственную, спокойную и неконфликтную девочку, а тут — беременность в 17 лет! Было много слухов и неприятных разговоров, но главное, что мне удалось окончить учёбу, даже не пришлось брать академический отпуск.
Беременность я перенесла легко: врачи оберегали меня, потому что я была совсем молодая. Правда, за полтора года кормления грудью я набрала двадцать килограммов — стала всё время сидеть на диетах, комплексовать из-за своего тела и растяжек. Первое время мы с мужем и ребёнком жили у моей мамы, но затем удалось съехать в собственное жильё. Муж заставил меня уйти с любимой работы и пойти няней в детский сад, где был мой ребёнок. Он тем временем перешёл на другую работу, перестал нормально зарабатывать и приносить деньги в дом. Очень нехотя тратил деньги на ребёнка и часто предъявлял мне претензии из-за того, что наша дочка плохо себя ведёт. Отношения портились, и в итоге мы развелись после пяти лет брака.
После развода первое время было тяжело и финансово, и эмоционально, потому что муж ушёл к другой женщине, но со временем всё наладилось: я вернулась на любимую работу, стала нормально зарабатывать и встретила другого мужчину. Бывший муж платит жалкие алименты в 2000 рублей, а не виделись мы уже три года. Но я вовремя поняла, что жить нужно ради себя и ребёнка, а не мужчин.
Лейсан Умаева
Я мусульманка из тех краёв России, где кража невесты считается нормальным делом. В 12 лет я встретила своего будущего мужа: мы общались два года, а потом договорились, что он меня украдёт из родительского дома. Спустя месяц после начала половой жизни я забеременела — мне было 15 лет, а моему парню 16. Все жители деревни, где мы жили, были в шоке и начали распускать слухи. Но это всё не важно — мы были мужем и женой перед богом.
Родители были против моей беременности, так что специально купили мне противозачаточные таблетки, когда у меня начались отношения с мужчиной. Но я не стала их пить и решила положиться на судьбу. Тем более за пять лет до этого у меня родилась маленькая сестра — я часто с ней нянчилась и поняла, что люблю детей и стану хорошей мамой.
Я неплохо перенесла беременность, а ребёнок родился здоровым и спокойным. Я окончила школу у себя на родине, а потом поступила в техникум в Ульяновске. Правда, уже после первого семестра пришлось взять академический отпуск на год: парень уехал на заработки в Москву и с ребёнком сидеть было некому. Я вернулась в деревню, и этот год стал для меня тяжёлым. Все знакомые осуждали меня за спиной, распускали слухи о том, что ребёнка я нагуляла, — было очень обидно, иногда я даже плакала из-за такого враждебного отношения. Потом мама пошла мне навстречу и взяла отпуск за свой счёт, чтобы я могла уехать обратно в город в окончить учёбу, пока она занималась ребёнком. После этого я ещё заочно окончила университет.
Сейчас я жду уже четвёртого ребёнка и нахожусь в декрете. Рожать ребёнка в 15 лет, пожалуй, рановато, но это моя судьба, и я нисколько не жалею о своём решении. Сейчас моему первому сыну 11 лет, и он просто замечательный — очень умный и отзывчивый.
Аня Саранг
Я забеременела в 17 лет, когда только-только встретила свою первую любовь и начала заниматься сексом. Разумеется, это произошло из-за абсолютной сексуальной неграмотности. В начале 90-х не было никакого сексуального образования, да и презервативы, кажется, было достать не так просто. В общем, информации толком не было. Но я слышала про оральные контрацептивы, так что попросила маму помочь мне их купить. В то время мы были на даче и вместе пошли в какую-то странную местную аптеку — такой полноценный трип за контрацептивами. Но почему-то они не сработали!
В то время я училась на вечернем отделении в МГУ, а днём подрабатывала на кухне в детском саду. Первым симптомом беременности стало то, что я просто физически не смогла находиться на работе: слишком много запахов. Я рассказала об этом маме — она отреагировала нормально, но сказала, что особо помогать не сможет, потому что у неё самой был маленький ребёнок: мой брат родился за пять лет до этого.
В тот момент аборт было делать как-то стрёмно — мне это казалось совершенно непонятной темой. К тому же мой будущий муж и его родители посоветовали оставить ребёнка. Мы с парнем решили подождать, пока мне исполнится 18 лет, и пожениться, чтобы не мучиться с дополнительными формальностями. Так что в загс я пришла уже с заметным животом.
После рождения ребёнка я ушла с работы и взяла академический отпуск в университете — три года я занималась только ребёнком. Мы с мужем были практически ровесники, так что денег особо не было: в силу возраста он не мог много зарабатывать, да и финансовой помощи было ждать особо неоткуда. Жили то у моих родителей, то у его, иногда свекровь привозила какие-то овощи с дачи. Жизнь была очень скромная, но вместе с тем я не могу сказать, что было тяжело. Мне нравилось сидеть с ребёнком, много гулять и читать. Гораздо сложнее было, когда мы развелись, я осталась без денег и жилья и мы с сыном перебирались из одной квартиры моих друзей в другую, какое-то время не имея собственного дома.
В три года ребёнок пошёл в садик, а я вернулась в университет и к своей обычной жизни. В целом я не считаю, что рождение детей может радикально испортить чью-то жизнь или поставить перед выбором: семья или карьера. Декрет или академический не означают конец жизни, и рождение двух детей не помешало мне заниматься и работой, и учёбой.
Лилия Прохоренкова
Я забеременела в 16 лет, на тот момент мы с будущим мужем встречались четыре месяца. Парень был старше меня на четыре года и посоветовал оставить ребёнка, даже взялся самостоятельно сообщить об этом моей маме. Она отнеслась понимающе, да и вся остальная семья и мои друзья старались не делать комментариев о том, что я собралась завести ребёнка слишком рано. А самой мне было страшно не столько из-за того, что появится ребёнок, а из-за возможных проблем с учёбой: в тот момент я училась в художественном училище.
Конечно, беременность в определённом смысле нарушила мои планы. Накануне я готовилась к операции на эндокринную систему, и её пришлось отменить. Также я ушла в академический отпуск, практически сразу как забеременела. Доучиваться пришлось уже на заочном отделении. И всё же мне довольно сильно помогали с ребёнком: мама шла навстречу и забирала его к себе, а у мужа было много выходных. Даже в училище старались закрывать глаза на мои прогулы, потому что знали о ребёнке. Благодаря маме я не чувствовала, что упускаю свою молодость: была возможность сходить в гости или погулять вместе с мужем. К тому же не оправдались опасения по поводу недосыпа из-за ребёнка — дочка спала до 11 часов утра почти каждый день.
Я начала работать на полставки почти сразу после рождения ребёнка. По специальности я художник-оформитель, так что имела возможность работать на дому. А когда ребёнку исполнилось два года, мы отдали его в ясли — потому что мой муж военный и ему полагалась такая льгота. Вскоре я вышла и на вторую работу. Я ни разу не пожалела о своём решении: мне очень нравится быть молодой мамой, а сейчас мы с мужем планируем второго ребёнка.
Фотографии: 20th Century Fox, Columbia Pictures