Star Views + Comments Previous Next Search Wonderzine

ЖизньМы вам не дети: Школьники и студенты о своём первом протесте

Участники протеста из разных городов и администратор паблика МДК о том, почему подростки вышли на улицу

Мы вам не дети: Школьники и студенты о своём первом протесте — Жизнь на Wonderzine

Интервью: Наташа Федоренко 

26 марта в российских городах прошли протестные акции, вдохновлённые расследованием Фонда борьбы с коррупцией о тайной недвижимости премьер-министра Дмитрия Медведева. В большинстве случаев акции не были формально согласованы с властями, а полиция массово задерживала людей от Санкт-Петербурга до Махачкалы. В Москве число задержанных и вовсе превысило тысячу человек.

Но главным событием этих протестных выходных стала даже не жёсткость полицейских, а неожиданно большая доля митингующих подростков — выступление пятиклассника на митинге в Томске и вовсе стало хитом соцсетей. Подростков задерживали наравне со взрослыми: в Нижнем Новгороде на пятерых родителей составили протоколы о «неисполнении обязанностей по воспитанию» из-за того, что их дети участвовали в протесте. А в Москве ещё пятеро подростков просидели четыре часа в запертом автозаке у ОВД «Хамовники». 

О Навальном и коррупции говорят теперь не только в фейсбуке, но и в группах «ВКонтакте» – расследования ФБК выкладывают в крупнейших пабликах с мемами вроде MDK и Pikabu. Паблики, пусть и в игровой форме, и раньше освещали протесты и события на Украине, но только нынешние антикоррупционные расследования массово вывели подростков на улицу. Мы поговорили с политически активными школьниками и студентами и узнали, как прошёл их первый митинг, как к протестам относятся их родители и почему они верят Навальному.

Полина, 20 лет

Москва

Мы с друзьями пришли на митинг около двух часов дня — ходили, стояли на Пушкинской площади с плакатами, фотографировались. Потом из-за того, что на Пушкинской распылили газ, пришлось передвинуться ближе к Охотному Ряду по Тверской. И около здания журфака МГУ к нам подошли полицейские, взяли под руки и повели в «бобик». Они не имели права этого делать, не представившись и не показав документы.

Нас посадили в автозак, попросили показать документы. В итоге мой паспорт забрали и на все просьбы отдать его обратно не реагировали. Я очень старалась не ссориться и вести себя адекватно. Там мы просидели час, за это время мой телефон отключился. Хорошо, что я смогла поймать вай-фай с планшета — написала друзьям и стала перечитывать статью на «Медузе», где объяснялось, как вести себя при задержании. В это время один из полицейских пытался увлечь нас разговором — старался выведать место учёбы и работы. Потом начал спрашивать про Путина, хвалить Навального. Тогда я спросила, зачем его товарищи упекли его в «бобик». Естественно, это была провокация со стороны полицейского. 

В итоге нас отвезли в ОВД на «Китай-городе» (с мигалками, всё как положено). Мы просидели ещё часа два и получили протокол, в котором была написана статья 20.2 п. 5 КоАП РФ «Нарушение установленного порядка организации либо проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования». А ещё написали, чем мы провинились: шли по Манежной площади с плакатом «Мы заслужили эту страну». Пока я читала протокол, полицейский спросил, сколько мне заплатили за участие в митинге. А когда я сказала, что нисколько, посмотрел как на дурочку. Мы расписались, сдали отпечатки пальцев и получили повестку в суд. Теперь я должна заплатить 20 тысяч государственной машине. А ещё в полиции мне сказали, что если в течение 180 дней я попаду к ним по той же статье, окажусь уже под уголовным, а не административным преследованием.

На следующий день я пришла в институт, и мне вербально пригрозили отчислением и начали пугать, что теперь никто не возьмёт меня на работу. А потом ещё правовед на паре пытался объяснить, что все вокруг воруют и митингами ничего не добьёшься.

Саша, 16 лет

Тольятти

Для меня это была первая акция протеста, которую я посетил осознанно. До этого меня только заставляли ходить на разные псевдопатриотические митинги в школе. Однажды из-за этого случилась довольно интересная ситуация! В седьмом классе нам преподавали так называемую проектную деятельность. А главными заданиями в четверти были подготовка и участие в акции «Бессмертный полк». К слову, у меня нет родственников, которые участвовали в Великой Отечественной войне. Но мне никто не поверил, и пришлось придумывать прадеда, который якобы воевал, чтобы не получить плохую оценку.

На пикете в Тольятти не было ничего особо интересного, но власти достаточно забавно относятся ко всем этим мероприятиям. Очень много молодых людей присутствовало на митинге. Хорошо, что они интересуются ситуацией в стране. 

Меня не очень волнует разрешённость протестных акций, я имею на это базовое конституционное право. Хотя на массовых мероприятиях лучше бы присутствовать полиции, мало ли что может произойти. Но у нас в городе всё было спокойно — только я упал в лужу. Ну и ещё, мои родители ярые патриоты, если бы они узнали о моём присутствии на митинге, случилось бы что-то страшное.

Я поддерживаю Навального. Мало у кого в России получалось сделать качественные расследования на коррупционную тему. Хотя я не думаю, что они так уж достоверны. Есть моменты, которые трудно оценить, к примеру реальную стоимость жилья чиновников.

 

 

Михаил, 16 лет

Москва

Для меня это был первый митинг, но я собираюсь посещать их и дальше. Если я не ошибаюсь, то Конституция всё-таки разрешала Навальному его провести, а это как-никак высшая инстанция в нашей стране. Но даже если считать его несанкционированным, то ходить на такие мероприятия всё равно стоит. Я считаю, что наше правительство слишком сильно утонуло в коррупции. Народу надо как минимум напомнить о своём существовании и беспокойстве о том, куда уходят деньги налогоплательщиков.

Молодых людей было действительно очень много, по ощущениям, 60–70 %. Думаю, это связано с тем, что Навальный ведёт свою пропаганду в интернете. Я и сам пришёл с друзьями, а ещё там был учитель из моей школы. Родители не имеют ничего против таких событий, папа вообще говорит, что митинги — единственный доступный и мирный способ хоть как-то раскачать нашу власть.

По-моему, полиция на подобных мероприятиях должна присутствовать, но явно не в таких количествах. Создавалось ощущение, будто полицейских со всей Москвы и Подмосковья привезли, а это говорит о том, что власть всё-таки боится нас. Полицейские были уж слишком жестоки к участникам митинга. Я видел, как товарищи в форме грубо вытаскивали из толпы двух школьников лет четырнадцати, два десятка студентов и даже одного дедушку лет семидесяти.

К самому Навальному я отношусь скорее положительно, очень нравятся расследования ФБК, но особых надежд на его фигуру не возлагаю.

Лиза, 20 лет

Москва

Вчерашний митинг был для меня первым и, пожалуй, станет не последним, потому что такая форма выражения настроений народа — это невероятно сильно и вдохновляюще. Ещё при встрече в метро мы с друзьями заметили, как много людей собирается и как накалена атмосфера из-за того, что акция не согласована. Люди посматривали на полицейских, полицейские посматривали на людей — как будто мы участвуем в какой-то игре, сказала моя подруга.

Мы с друзьями не очень хотели попасть в автозаки, так что не несли транспаранты, уточек и кроссовки. Единственное — хотели нарисовать флаг России на щеках, но поздно спохватились и нашли краски. Впоследствии я узнала, что задерживали даже людей с российскими флагами. Так что технически мы не участвовали в незаконном митинге, а просто прогуливались по Тверской замечательным весенним днём.

Полиция на мероприятиях такой массовости необходима, потому что бывают люди агрессивные, действительно нарушающие общественный порядок и вносящие хаос. Но вчера полиция не охраняла покой, а выражала властную сторону государства. Я могу понять и принять задержание людей с плакатами, так как они пришли на несогласованный митинг, но задержание людей с уточками — это нонсенс, который показывает слабость власти.

В то же время мне понравилось, насколько креативны люди в протестах. Я видела девушку на самокате с прикреплённой табличкой, на ней был просто знак вопроса и больше ничего, видела мужчину с совершенно пустым листом А4, на вопрос: «Что вы хотите этим сказать?» — он ответил: «А что ещё говорить-то?»

Я не была свидетельницей жестокости полицейских, так как ушла через полтора часа после начала митинга. Но потом узнала, что мы успели уйти с Пушкинской площади минут за пять-десять до того, как пустили газ, слышала, как пытались остановить автозак с Навальным и громкий удар о машину. Не знаю, сбила ли она человека или её просто ударил кто-то из толпы. Со мной и моими друзьями всё было в порядке, потому что мы были предельно осторожны. Хотя жаль, что из-за этой осторожности мы не могли протестовать в полной мере.

Мне кажется, что каждый должен понимать важность таких мероприятий: если ты не пошёл, то ты сказал власти «да». Ты сказал «да» коррупции, автократии, беззаконию, тюрьме за репосты, за оскорбление чувств верующих и другим бредовым вещам.

Несмотря на множество разнообразных теорий, почему Навальный занимается тем, чем занимается, я верю этому человеку и его расследованиям. В силу своей работы я понимаю, как работает его команда, какими ресурсами они пользуются, поэтому считаю это достоверной информацией, а то, как они это подают, как стараются изменить положение в стране, вызывает у меня уважение. Мне бы хотелось присоединиться к команде и помогать делом, а не только словом, особенно сейчас, когда пошёл прессинг непосредственно фонда.

Вчера на митинге было очень много молодых людей, потому что мы являемся поколением, которое видело только эту власть, видело только ухудшения и пафос, мы хотим настоящей сменяемости власти, посмотреть, как оно будет. Мы выросли не в СССР, где ограничивали свободу слова, не в бешеных 90-х посреди беспредела, мы не хотим подчиняться, а хотим ответов и ответственности.

Настасья, 18 лет

Москва

На митинге было очень много народу и приятное ощущение, что можно что-то изменить. Меня не пугало, что акцию не согласовали, потому что было очевидно, что будет много людей и всех забрать не смогут. А даже если заберут, можно будет разобраться. Без жертв не обходится нигде! Так что на всякий случай я взяла с собой ксерокопию паспорта (чтобы не отдавать оригинальный документ) и все номера «ОВД-Инфо». И ещё на всякий случай кинула клич в социальных сетях, чтоб состыковаться со знакомыми.

Самая жесть была на Пушкинской площади, но я её не застала. В основном стояла на возвышении около ТЦ «Охотный Ряд». Рядом была будка Первого канала и много ментов. В один момент рядом с ними начали кричать: «Позор». После этого людей стали забирать огромной кучей, очень жёстко обыскивали, таскали по земле. 

Раньше я думала, что моё присутствие на митингах ничего не решит — сами разберутся. Но вот сейчас я понимаю, как важно действовать действовать, а не отсиживаться дома. Мне уже 18 лет, а я всю жизнь живу при Путине! Насколько я знаю, первые четыре года его президентства рос ВВП и повышался уровень жизни. В общем, он старался делать что-то хорошее для страны. А потом его вдруг переклинило. Ладно бы, если бы они стыдились своего воровства. Но это так очевидно! Особенно мне понравилась встреча Путина и патриарха Кирилла, где неудачно замазали «ролексы» на его руке — вроде на теле ничего нет, а в отражении мраморного стола отсвечивают золотые часы.

В нашей стране ужасные пенсии. Мой дед в прошлом военный лётчик, и у него пенсия 20 тысяч, а у бабушки 6 тысяч, так что ей пришлось специально прописываться в Москве, чтобы повысить её до 15 тысяч. И то ей приходится подрабатывать уборщицей. Я на личном опыте вижу, как всё плохо. Ещё показывала маме расследование ФБК про Медведева — она была в шоке, что такое вообще возможно. Даже взрослые люди, которые раньше поддерживали Путина, сейчас всё понимают.

Раньше я хотела уехать из России, потому что думала, что это плохая страна. Но сейчас понимаю, что она невероятно классная и богатая как ресурсами, так и в культурном плане. И ещё мне всегда было интересно, почему в Москве и Питере всё классно, а клёвые регионы вроде Татарстана и Алтайского края, где очень красиво и интересно, остаются незамеченными. Ведь в США каждый штат уникален и интересен, а у нас только Питер да Москва.

Дмитрий, 18 лет

Ярославль 

Лично я не обвиняю Медведева, но считаю, что он должен дать ответ перед народом. Человека нельзя называть вором, пока этого не доказал суд. Такой же позиции придерживаются мои родители. Мы не пытаемся оклеветать власть, нас лишь беспокоит её молчание.

В воскресенье я первый раз в жизни участвовал в протестной акции. Но это сложно назвать полноценным митингом — просто организованная и спокойная прогулка людей, которым небезразлична судьба страны. Всё происходящее на акции ещё раз доказало, что народ в Ярославле добрый и порядочный. Полиция вела себя достойно, и я не видел ни одного задержания — только вежливые предупреждения. Было много молодых людей, и это связано с тем, что Навальный активнее выступает в интернете, чем в телевизоре.

Я хорошо отношусь к Навальному, а его расследования должны помочь нашей стране, изменить её в лучшую сторону. Лично я верю его словам, но хочу, чтобы это доказал суд. Но, судя по тому, что никто не может опровергнуть его расследования, они правдивы.

Алина, 19 лет

Москва

По большому счёту, мне было плевать, согласуют ли митинг. Очевидно, что свободы слова нам не видать, значит, её надо добиваться. Я имею право на мирный протест, имею право высказать своё мнение. А если человека ограничивают в этом праве, чего потом удивляться, что горят покрышки и летают дымовухи? Сами напросились.

Я ни разу не участвовала в митингах до вчерашнего дня. Возможно, причина в том, что ещё два года назад я жила в Южно-Сахалинске, а там люди далеки от политики в целом. По приезде в Москву я всё ещё предпочитала бездействовать, хотя вопиющее неуважение власти к собственному народу было для меня очевидным. Мой молодой человек политически активен, он верит, что такие формы протеста должны работать. Под его влиянием я переосмыслила свою позицию и решила поучаствовать в этом шествии против коррупции. Опыт оказался удачным, я чувствовала себя субъектом политических отношений, а не безмолвной жертвой обстоятельств. Я была едина со множеством людей, личностей, граждан и патриотов своей страны. Ради этого чувства свободы, объединения против общего врага я пойду защищать свои права снова.

Мы с моим молодым человеком и двумя его друзьями начали прогулку на «Белорусской». Шли спокойно, смотрели по сторонам, фотографировали. Пройдя примерно одну пятую пути, мы услышали громкий гул, крики. Оказалось, Навального взяли и сфоткаться с ним в авангарде уже не получится. Наше презрение было просто словами не передать. Ну что он сделал? Неужели им настолько страшно, что они не хотят создать хотя бы видимость приличия? Больше я задержаний не видела, хотя слышала, что многих взяли на Пушкинской и на Страстном бульваре. 

К полиции на протестах я отношусь с пониманием. За порядком надо следить, но не превышать полномочий. Если честно, при мне особо никого не задерживали, только увещевали в громкоговоритель. Мол, не пойти бы вам, ребята, в «Сокольники». Знайте своё место. Ну, в наших рядах это даже не обсуждалось. По Тверской уж погулять нельзя в хорошей компании? Бред.

Не сказать, что я идеализирую Навального. Он политик и преследует свои цели, глупо этого не понимать. Но его интересы на данном этапе совпадают с моими. Все знают, что наверху развращённая, зажравшаяся власть, а он это подтверждает в интересном формате. Нам всем нужна альтернатива — сильная оппозиция. Надо видеть, что от людей что-то зависит. 

На митинге было много молодёжи, но могло быть и больше. Я учусь на журналиста, и никто из моей группы не пошёл. Эта апатия меня очень расстраивает. Мы живём в стране, где не можем себе позволить не интересоваться политикой.

 

 

Роберто Панчвидзе

администратор паблика MDK

Подача материала, которую использует ФБК, очень подходит для подростков. Они акцентируют внимание на конкретной персоне, понятно объясняют, что такое коррупция и почему это плохо. Ещё и ролики на YouTube выкладывают! У детей вообще очень сильна установка на полярное представление о плохом и хорошем, и реакция на плохие поступки вызывает у них очень однородную реакцию, как в случае с Медведевым. К тому же Навальный использует инфографику, мемы — всё это помогает подросткам легко поделиться информацией с друзьями, найти с ними общий язык.

Даже если подросток живёт в обеспеченной семье, ему всё равно очень важно и интересно быть частью какого-то движения, которое нравится его сверстникам. Сейчас не так много способов самовыражения. Мода? Тусовки? А политика — это новый развивающийся вектор, в котором сегодняшние 10-11-классники совсем скоро смогут активно себя проявить, а главное, определиться со своей идентичностью и окружением. Как исполнится 18 лет, смогут пойти волонтёрами в ФБК и представлять его по всей России. К тому же сейчас Навальный — это единственная сила, которая предлагает такой вариант.

Навальный перешёл на новый уровень работы с социальными сетями, в принципе, как и Дональд Трамп, который выбил себе президентское кресло, потому что мемифицировал себя как политика. Обама в своё время получил широкую поддержку среди демократов благодаря социальным сетям, а Трамп пошёл дальше и привлёк не только обычных республиканцев, но и молодую кровь, размещая контент на 4chan и Reddit. Его популизм очень близок молодёжи, потому что всё это напоминает поведение большого ребёнка. К тому же его политтехнологи активно использовали юмористическую подачу (мем с лягушонком, к примеру), что тоже помогло привлечь молодых людей. Навальный действует в этом же ключе.

Мы внимательно анализируем, какой контент интересен юзерам. «Манежка», «Болотка», проспект Сахарова не особо волновали подростков. Даже Крым прошёл достаточно поверхностно, хотя война с Украиной, конечно, волновала многих. Но опять же это нельзя было назвать феноменом в отличие от того, что мы видим сейчас с ФБК. Причина этому — появление новых медиа для молодой аудитории, которые эту повестку продвигают. Это же не только MDK, но и «Лентач», «Медуза». Благодаря таким площадкам о Навальном и протестах теперь знают все подростки.

Как паблик мы в первую очередь смотрим на интересы наших пользователей. И принципиально не призываем никого выходить на улицы. В случае с ФБК мы публиковали лишь информацию о расследованиях, но не ссылки на мероприятия. Зато наша редакция ходила на митинг, делала трансляцию в перископе, инстаграме и телеграме. Мы публикуем материал, который нужен нашим юзерам, — здесь нет специальной миссии. Если подростки решат, что им не нравится Навальный, мы ответим и на эту потребность. Всё решают юзеры. Именно поэтому мы форсили Путина, когда присоединяли Крым.

 

Рассказать друзьям
3 комментарияпожаловаться