Star Views + Comments Previous Next Search Wonderzine

ЖизньНа вторых ролях:
Какой первой леди будет Мелания Трамп

На вторых ролях:
Какой первой леди будет Мелания Трамп — Жизнь на Wonderzine

Должна ли первая леди отдуваться за своего мужа

Текст: Елена Нуряева

Новая первая леди США стала громоотводом для тех, кто до сих пор не может пережить избрание её мужа на пост президента. Все обсуждают внешний вид Мелании Трамп, её немногие публичные выступления и скудные факты биографии. Критика в её адрес как минимум категорична. И уже сама собою ставит вопрос: можно ли требовать чего-то от жены президента, которую даже не выбирают, отвечает ли она за политику собственного мужа и какой должна быть, если автоматически получает государственный статус и не слишком регламентированную позицию?

 

Мелания Трамп vs Джеки Кеннеди

Небесно-голубой наряд Ralph Lauren, в котором Мелания Трамп появилась на инаугурации, призван был дать почву для предположений, что перед нами новая Джеки, во всяком случае её прилежная ученица. Костюм Олега Кассини на Жаклин в 1961 году настолько прочно вошёл в американскую мифологию, что даже сам цвет «sugar paper», напоминающий об упаковке конфет, был моментально опознан всеми, кто следил за церемонией инаугурации.

Сама Мелания в одном из первых своих интервью в статусе потенциальной хозяйки Белого дома уже заявляла, что будет «весьма традиционной первой леди. Как Бетти Форд и Джеки Онассис». Возможно, этим самым она хотела подчеркнуть, что будет довольствоваться церемониальной ролью спутницы могущественного мужа. Тем не менее, апеллируя к растиражированному массовой культурой образу первой леди, созданной Жаклин Бувье, Мелания должна помнить, что он кодирует гораздо больше, чем просто стиль со страниц Vogue. 

Ни в одном документе не закреплён набор обязанностей первой леди, однако по всем признакам это самая настоящая работа

Жаклин Кеннеди обладала политической волей, позволившей ей оставаться важной фигурой для американского истеблишмента и после трагической смерти мужа. Именно с её легкой руки родился миф об «эпохе Камелота», с которой стали ассоциировать президентство Кеннеди. Если Джон по праву считался одним из самых прогрессивных президентов в американской истории, фигура его жены тоже была довольно нетипична для того времени. Джеки, пришедшая в Белый дом вслед за домохозяйкой Мейми Эйзенхауер, казалась фигурой почти революционной: активной, деятельной и самостоятельной. Белый дом её времени был средоточием богемы. Надпись «Соединённые Штаты Америки» на борту № 1 появилась по настоянию Жаклин: первая леди считала, что символы имеют значение. Она много летала одна, а однажды, после посещения Парижа с президентом Кеннеди, получила реверанс от собственного мужа: «Мне как спутнику Жаклин Кеннеди очень понравилась эта поездка». Жаклин стала первой женой президента, у которой был собственный пресс-секретарь.

Мелания же, принимающая эстафету у Мишель Обамы, пока копирует известную предшественницу лишь в вопросе выбора нарядов, намеренно следуя при этом консервативным канонам брака. Регулярно подчёркивает, что не собирается никоим образом влиять на решения мужа, с готовностью уступая роль «значимой женщины» возле президента его старшей дочери Иванке.

Внешний вид и поведение на публике Мелании Трамп ещё тоже не вполне удаются, первые её появления на политической арене были далеко не безупречными. Речь на партийном съезде, копировавшая выступление Мишель Обамы, стала поводом для обвинений в плагиате; а блуза Gucci с бантом «pussy bow», которую она надела на предвыборные дебаты, лишний раз напомнила о скандале вокруг сексистских заявлений её мужа. Вероятно, её эффектное появление на инаугурации стало результатом работы штата консультантов и является вполне конкретным политическим заявлением. Но такое поверхностное цитирование портрета семьи Кеннеди — идеологической противоположности Трампов — неизбежно ставит вопрос о том, насколько спродюсированной будет вся дальнейшая деятельность Мелании.

 

 

Первая леди — это должность

Весь набор требований и ожиданий, предъявляемый в отношении обитательницы Восточного крыла, связан в первую очередь с тем, что с годами этот статус стал приобретать осязаемое влияние. Да, ни в одном документе не закреплён набор соответствующих обязанностей, однако по всем признакам это самая настоящая работа. Первая леди США имеет свой штат помощников; от неё ждут общественно-полезной деятельности, благотворительных инициатив, поддержки проектов в сфере искусства и образования. В конце концов внушительное внимание прессы даёт известное влияние. Изучению и оценке подвергается всё, вплоть до тех же нарядов. И, надевая платье Jason Wu на церемонию инаугурации Барака Обамы, его жена Мишель осознанно помогала всей индустрии американской моды и одному конкретному дизайнеру в частности.

Пытаясь всячески дистанцироваться от сферы политического, Мелания Трамп упускает один немаловажный аспект своей нынешней ситуации. С того момента, как её муж стал сорок пятым президентом США, любой её поступок, шаг и выбор становятся политическими, нравится ей это или нет.

 

 

Тест на толерантность

Мелания Трамп не совсем традиционная первая леди ровно в той же степени, в которой муж Мелании Трамп не совсем традиционный президент США. Несмотря на тщательно сконструированную проекцию классических, корневых американских ценностей и столь привлекательный для его избирателей консерватизм, карьера Дональда Трампа выстраивалась беспрецедентным образом — как минимум потому, что до собственного избрания нынешний президент не занимал ни одной государственной должности. Соответственно, и Мелания, до сих пор весьма комфортно ощущавшая себя в роли светской персоны, к статусу первой леди явно не стремилась.

Рассуждения о её соответствии (или несоответствии) внезапно свалившемуся статусу как минимум высокомерны, словно для него обязательны определённые качества и карьерные достижения. Пресловутая американская мечта (один из сюжетов которой рассказывает о героическом пути простого конгрессмена к президентскому креслу) подразумевает и фигуру не менее амбициозной жены с идеальной биографией, в которой будто бы нет места обнажённым фотосессиям.

Обсуждение Мелании — вообще непростой тест на толерантность. Осуждать и жалеть Меланию, кажется, так просто, что это стало повсеместным и уже почти допустимым развлечением как для прессы, так и для праздных пользователей соцсетей. Понятно, что статус первой леди автоматически налагает на её обладательницу определённые обязательства, и одно из них — терпеть пристальное внимание публики. В конце концов, как бы стремительно мы ни избавлялись от формальностей и предрассудков, наличие жены и её облик для президента США сегодня — такое же непременное условие его избрания, как и, например, его религиозность.

 

 

Общество стало забывать, что стоит с уважением относиться к личному выбору — даже если он подразумевает позицию
на вторых ролях

 

 

И всё-таки большинство из претензий, которые предъявляют Мелании, свидетельствуют о некорректности и непоследовательности авторов. Да, Мелания — бывшая модель, а не, скажем, общественная активистка, выступающая за права женщин. Однако далеко не первая: Пэт Никсон и Бетти Форд тоже позировали для модного глянца до того, как обосновались в Белом доме. И прежде чем возмущённо указывать на наличие в её портфолио обнажённых фотографий, нелишним будет вспомнить, что ещё пару лет назад весь мир обсуждал снимки первой леди Франции Карлы Бруни-Саркози. 

Вообще, осуждать Меланию за любовь к обтягивающим нарядам или привычку к праздности — лицемерно. Самостоятельное воспитание сына — далеко не синоним безделья, а тяжелая работа. Во-вторых, феминистские идеалы, которые постулируют право женщины заниматься чем угодно, подразумевают и возможность осознанно выбрать патриархальную модель семьи и образа жизни. И уж тем более эта свобода распространяется на вопросы внешнего вида. Женщина может одеваться и выглядеть ровно так, как ей хочется, и не обязана нравиться мужчинам. Но если ей нравится быть привлекательной для противоположного пола — можем ли мы отказать ей в праве носить каблуки и правильно, немедленно наградив оскорбительными ярлыками?

Бесконечные шутки насчёт зависимого положения Мелании и связанные с этим предложения помощи (от плакатов «Моргни, если тебе нужна помощь» на «Женском марше» в Вашингтоне до коллажей, будто Мелания просит спасти её) также спекулируют на тему того, что женщина непременно должна громко заявлять о своей позиции и вообще явственно присутствовать в любом обществе. Женщины так долго боролись за то, чтобы выйти из тени мужа, что общество стало забывать, что стоит с уважением относиться к личному выбору — даже если он подразумевает позицию на вторых ролях.

Возможность быть в тени, безусловно, первый политический сигнал Мелании Трамп, признавая право на который, не стоит забывать, что молчаливая виза первой леди уже всё-таки стоит на всех политических высказываниях её мужа. И это плохая новость для женщин, и не только.

фотографии: Getty Images (2), Wikimedia Commons

 

 

Рассказать друзьям
30 комментариевпожаловаться