ЖизньАргументы и факты: Расовая дискриминация на «Оскаре»
В чем суть бурных дебатов о равноправии в Голливуде
саша савина
В последнее время кажется, что премию «Оскар» чаще ругают, чем хвалят: киноакадемию обвиняют в дискриминации женщин, гомофобии, а больше всего — в расизме. Академию ругали за исключительно «белый» состав актёрских номинаций ещё в прошлом году, но в 2016-м движение #OscarsSoWhite набрало небывалые обороты. Мы попытались разобраться, какие претензии в этом году предъявляют киноакадемии и как реагируют на проблему расовой дискриминации представители киноиндустрии.
Джада Пинкетт-Смит призвала бойкотировать церемонию
Начало обсуждению проблемы расовой дискриминации в Голливуде в этом году положила Джада Пинкетт-Смит. 18 января, в День Мартина Лютера Кинга актриса выложила в фейсбуке видео, где объявила, что они с мужем Уиллом Смитом планируют бойкотировать церемонию. В видео она говорит, что афроамериканцы обладают достаточной силой и влиянием в Голливуде, чтобы не ориентироваться на киноакадемию. «Умолять или даже просто просить о признании — всё это унижает наше достоинство и уменьшает нашу силу, — говорит Джада в ролике. — Мы обладаем силой, и у нас есть чувство собственного достоинства — давайте не забывать об этом. Давайте, со всем уважением и любовью к Академии, позволим ей делать свое дело — и начнём действовать сами, отдельно и по-своему».
Спустя несколько дней Уилл Смит сказал, что они с женой действительно не планируют приходить на церемонию. «Мы обсуждали это, — сказал Смит в эфире «Good Morning America». — Мы часть этого сообщества, но в данный момент мы не можем просто прийти туда и сделать вид, что всё в порядке».
Спайк Ли раскритиковал церемонию и сказал,
что не будет на ней присутствовать
18 января против расизма в Голливуде высказался и режиссёр Спайк Ли, опубликовав соответствующий пост в инстаграме. По его мнению, отсутствие расового разнообразия среди номинантов на «Оскар» лишь часть проблемы: он говорит, что руководители киностудий могли бы давать зелёный свет большему количеству проектов с участием афроамериканских актёров, но не делают этого. «Как поет прекрасный актёр Лесли Одом-младший в революционном бродвейском мюзикле „Hamilton“, „я хочу быть в той комнате, где всё происходит“. Суть в том, что нас туда не пускают, и пока там нет представителей меньшинств, номинанты на „Оскар“ будут оставаться белыми, как снег», — пишет Ли.
Через несколько дней в интервью «Good Morning America» Ли сказал, что несмотря на то, что они с женой не будут присутствовать на церемонии, он не призывал других бойкотировать её. Он продолжает говорить, что проблема расовой дискриминации в киноиндустрии не ограничивается «Оскарами» и что в Голливуде должно быть больше проектов для афроамериканских актёров.
Идрис Эльба выступил перед британским парламентом с речью
о дискриминации
В этом году все ждали появления Идриса Эльбы, сыгравшего в фильме «Безродные звери», в числе номинантов на «Оскар», но этого так и не случилось. 18 января актёр выступил перед британским парламентом с речью, где сказал, что британской кино- и телеиндустрии нужны серьёзные перемены. По его словам, ситуация с расовым и гендерным разнообразием в британском кино намного хуже, чем в США: он отправился работать в Америку, потому что на родине ему предлагали одни и те же роли. «Разнообразие в современном мире касается не только цвета кожи, но и гендера, возраста, ограниченных физических возможностей, сексуальной ориентации, происхождения и — самое, на мой взгляд, важное — разнообразия мыслей и идей. Потому что если люди, работающие над созданием фильмов и сериалов, не будут ограничены в свободе мысли, они не будут исключать из съёмок представителей всех тех групп, о которых я сказал».
Эльба также обратил внимание на то, что режиссёры и продюсеры при создании фильмов и сериалов не должны подпадать под влияние стереотипов: «Часто ли актёры африканского происхождения играют преступников? Часто ли женщины играют возлюбленных главного героя или в кадре говорят только о мужчинах? Показаны ли геи стереотипно? А появляются ли в кадре герои с ограниченными физическими возможностями?» Надеемся, что члены парламента его услышали.
Дэвид Ойелоуо высказался
о проблеме расизма
в киноиндустрии
Дэвид Ойелоуо — актёр, в прошлом году не получивший номинацию на «Оскар» за роль Мартина Лютера Кинга в «Сельме», также раскритиковал действия Академии на мероприятии King Legacy Awards, где он вручал награду президенту проводящей «Оскар» Академии кинематографических искусств и наук Шерил Бун Айзекс. Ойелоуо рассказал, что после прошлогодней церемонии у них с Бун Айзекс состоялся «серьёзный разговор» о том, почему ему так и не удалось получить номинацию.
«То, что в прошлом году были упущены 20 возможностей отметить актёров и актрис разных рас, — это одно. То, что это вновь произошло в этом году, непростительно», — сказал Оейлоуо. Он отметил, что действия Академии, членом которой он является, не отражают реальную ситуацию в США. «Я хотел бы просто уйти и сказать, что это не имеет значения, но это имеет значение: признание меняет твою жизнь, направление твоей карьеры и мир, в котором мы живём», — добавил он.
Президент Академии Шерил Бун Айзекс пообещала изменить ситуацию
Вечером 18 января Шерил Бун Айзекс, президент проводящей церемонию Академии кинематографических искусств и наук, в твиттере объявила, что состав организации ждут серьёзные перемены: «В ближайшее время мы проведём оценку системы членства, чтобы привнести столь необходимое разнообразие в наш состав и не только». Это решение встретили с одобрением, а Джада Пинкетт-Смит публично поблагодарила Бун Айзекс.
22 января Бун Айзекс (к слову, первая афроамериканка и всего третья женщина на посту президента академии) объявила, что к 2020 году число женщин и представителей разных рас в составе академиков вырастет вдвое. Академия не раскрывает состав своих членов, но, по неофициальной статистике, более половины академиков старше 60 лет — по всей видимости, бороться будут и за то, чтобы среди академиков были люди разного возраста. В этом году Академия изменит порядок членства: её члены будут иметь право голоса на протяжении десяти лет. Для того чтобы продлить членство, нужно в течение этого десятилетнего срока продолжить карьеру в кино. Обладатели «Оскаров» и члены Академии, на счету которых три десятилетних срока, сохранят за собой пожизненное право голоса.
Джордж Клуни написал колонку о проблеме дискриминации
в Голливуде
Джордж Клуни написал для Variety колонку о проблеме дискриминации в Голливуде, в которой говорит не только о расизме, но и о гендерной дискриминации и эйджизме. Он говорит, что ситуация в киноиндустрии не улучшается, а, наоборот, с годами становится только хуже: афроамериканцам и женщинам сейчас сложнее получить роли в кино, за которые их могли бы номинировать на премию. «Если подумать, десять лет назад ситуация в Академии обстояла куда лучше. Подумайте, насколько больше афроамериканцев тогда было в числе номинантов. Мне кажется, проблема не столько в выборе, сколько в том, какие возможности есть у представителей меньшинств в киноиндустрии, в особенности для работы над хорошими, качественными фильмами», — пишет он.
Шарлотта Рэмплинг назвала возмущения
по поводу оскаровских номинантов расизмом
в отношении белых
Шарлотта Рэмплинг, номинированная в этом году на «Оскар» за роль в фильме «45 лет», в интервью Europe 1 Radio назвала кампанию, призывающую бойкотировать «Оскар» из-за «белого» состава номинантов, «расистской по отношению к белым людям». «Мы не можем знать наверняка, но, может, актёры-афроамериканцы просто не заслужили того, чтобы попасть в число номинантов?» — приводит слова актрисы The Guardian.
Спустя несколько дней Шарлотта Рэмплинг сказала, что её слова были неправильно поняты: «Я просто хотела сказать, что в идеальном мире каждая актёрская работа будет оцениваться одинаково, — гласит её официальное заявление. — Проблема разнообразия в нашей индустрии стоит очень остро. В меня вселяют большую надежду планы по изменению состава кинокадемии, которые были озвучены сегодня».
Вслед за актрисой Майкл Кейн в интервью BBC Radio 4 сказал, что «нельзя голосовать за актёра только потому, что он темнокожий. Он также должен хорошо сыграть». При этом Кейн отметил, что игра Идриса Эльбы в фильме «Безродные звери» достойна номинации на премию. На вопрос о том, что он может посоветовать афроамериканским актёрам, Кейн сказал им «быть терпеливее»: «Всему своё время. На то, чтобы получить „Оскар“, у меня ушли годы».
В отличие от Рэмплинг, Бри Ларсон и Марк Руффало, также вошедшие в число оскаровских номинантов в этом году, напротив, высказались в поддержку движения за права афроамериканских актёров.
Жюли Дельпи
сказала, что быть афроамериканцем
в Голливуде легче,
чем женщиной
Ещё одна актриса, чьё высказывание на тему расового неравенства в Голливуде вызвало бурю возмущения, — Жюли Дельпи. На фестивале Sundance актриса сказала, что женщиной в Голливуде быть сложнее, чем афроамериканцем. «Два года назад я высказалась о том, что в Академии доминируют белые мужчины (что правда), и пресса меня уничтожила. Это так странно — женщины не имеют права высказаться, — сказала она в интервью The Wrap. — Иногда я думаю, что хотела бы быть афроамериканцем, поскольку их не критикуют за их слова. Женщиной быть сложнее всего. Люди ненавидят феминисток больше всего на свете. В этом бизнесе нет ничего хуже, чем быть женщиной».
Спустя несколько дней Дельпи также публично извинилась за своё высказывание. «Я просто хотела обратить внимание на то, что женщины в этой индустрии также не имеют равных возможностей с белыми мужчинами, поскольку я сама женщина. Я ни в коем случае не хотела принижать чью-то борьбу! Мы должны быть внимательными и едиными, должны поддерживать друг друга, чтобы изменить эту несправедливую ситуацию. Мы не должны позволять, чтобы кто-то дискредитировал наши общие усилия, искажая правду», — сказала актриса.
Стив Маккуин,
Люпита Нионго и Ава Дюверней высказались против расизма
в киноиндустрии
Стив Маккуин, Люпита Нионго и Ава Дюверней сыграли значительную роль в обсуждении проблемы расизма в киноиндустрии. Стив Маккуин снял удостоенный «Оскара» фильм «12 лет рабства», а сыгравшая в картине Люпита Нионго в тот же год получила статуэтку за лучшую женскую роль второго плана. Ава Дюверней сняла фильм «Сельма», рассказывающий о движении за гражданские права афроамериканцев в 60-х годах прошлого века, — картина была номинирована на «Оскар» в категории «Лучший фильм», но режиссёру и исполнителю главной роли номинации так и не досталось.
И Маккуин, и Нионго, и Дюверней говорят, что афроамериканцам нужно давать больше возможностей в киноиндустрии. «Церемония награждения должна не диктовать то, каким должно быть искусство в современном обществе, а отражать всё многообразие того лучшего, что есть в искусстве сегодня», — написала Нионго в инстаграме. «Можно говорить о том, какие люди являются членами Академии, о её демографическом составе, но проблема заключается в том, как снимается кино: как руководители киностудий, телевизионных компаний и кабельных телеканалов решают, что будет, а что не будет сниматься», — сказал Маккуин. Ава Дюверней, назвавшая решение киноакадемии пересмотреть состав её членов, «хорошим шагом на долгом пути для представителей разных рас и женщин», сказала, что ей не нравится слово «разнообразие», которым описывают проблему. По её словам, гораздо важнее говорить о том, что представители меньшинств в Голливуде не чувствуют себя причастными к киноиндустрии.
Уверены, обсуждение проблемы расовой дискриминации в Голливуде ещё не закончено и продлится как минимум до самой церемонии 28 февраля, а скорее всего, и дальше. Вести церемонию будет Крис Рок, который часто высказывается о непростом положении афроамериканцев в киноиндустрии — возможно, именно 2016-й запомнится нам как год начала долгожданных перемен.
фотографии: Jada Pinkett Smith, Cloud Eight Films, NARS