Star Views + Comments Previous Next Search Wonderzine

ЖизньДевушки о том, как
не перегореть на работе
и всё успевать

Как спланировать рабочее время и не стать трудоголиком

Девушки о том, как 
не перегореть на работе 
и всё успевать — Жизнь на Wonderzine

Интервью: Алиса Таёжная

На конец года приходится пик рабочей активности, а десятки несделанных дел вызывают панику от того, что перенесутся на будущий год. Мы спросили у шести девушек, которые много работают, о том, как они находят баланс между работой и личным временем и почему трудоголизм и эффективность — разные вещи.

Анна Загородникова

PR-специалист

Ты можешь быть трудоголиком и работать эффективно, можешь работать эффективно, но не быть трудоголиком или не осознавать этого. Ты же по большей части сам для себя определяешь, эффективен ты или нет, и не оцениваешь работу только по KPI. Со стороны работодателя всё проще: ему всё равно — спишь ты или нет, работаешь ты быстро или медленно, работа должна была выполнена быстро и хорошо. Некоторые работодатели, пытаясь сэкономить, предпочитают нанять одного специалиста, который бы трудился сутками и пытался всё успеть. Но на самом деле это неправильно: один человек, несмотря на то, как бы быстро и усердно он ни работал, как бы хорошо он ни находил кратчайшие пути для достижения поставленных целей, не может выполнить работу за пять человек, да и в сутках всего 24 часа.

Один из признаков эффективной работы — качественные показатели вашей деятельности. Какие большие задачи вы смогли решить, каких показателей достигли? Какой сотрудник будет при этом эффективнее? Тот, который пройдёт этот пусть быстрее, интереснее и достигнет этих целей, попутно разобравшись ещё с несколькими. Сложно и неполезно быть трудоголиком и руководить коллективом, ещё сложнее руководить при этом коллективом мечты, дримтимом. Потому что рано или поздно ты неосознанно начинаешь ожидать от твоих друзей-коллег такой же отдачи. Думаешь, что и они так же, как и ты, не спят, а думают о деле. А это недопустимо. У всех свои планы, дела, это их свободное время. Об этом нельзя забывать. Грустно ещё, но приятно, когда твои коллеги, зная, что прошло пять часов, как все ушли с работы, а ты всё сидишь на рабочем месте, звонят тебе и спрашивают, чем помочь.

Быть трудоголиком означает лишиться многого в своей жизни: свободного времени, увлечений, а иногда ещё друзей, любимых и здоровья. От ночей без сна ты становишься раздражительным, нетерпеливым, просыпаешься ночью от ощущения, что ты забыл сделать что-то важное. В ночи читаешь почту, понимаешь, что сходишь с ума, и ложишься спать опять. Но трудоголиков всё же любят работодатели. Зная тебя, они понимают, что ты никогда не кинешь, не уйдёшь на больничный, если совсем умирать не будешь, никогда не подведёшь и не скажешь: «На рабочие вопросы в нерабочее время не отвечаю». На тебя можно положиться, и ты пытаешься сделать всё как можно лучше: ты работаешь на общее благо, и это ценят. В итоге к тебе обращаются с новыми проектами.

Ближе к тридцати кажется, что ты
и личную жизнь проработал, остался в итоге один

Я думаю, трудоголиками иногда становятся люди, у кого с другими важными частями жизни (будь это семья, друзья или отношения) не всё так гладко или они не приносят им должного удовлетворения. Когда твой запал заканчивается, ты разочаровываешься в проекте, который делал круглые сутки, или ещё хуже — в людях, чувствуешь, что тебя кто-то подвёл, подставил, ты устал, чувствуешь себя неважно, оглядываешься назад и испытываешь ужас. В этот момент ты внезапно понимаешь, что всё это время ты работал и упустил столько времени, которое можно было бы потратить на увлечения, на путешествия, попробовать что-то новое, встретиться с друзьями, повидаться с семьёй, заняться собой.

Совсем грустно становится, когда ты понимаешь, что твой контакт с друзьями, любимыми или семьёй уже не тот. Ближе к тридцати кажется, что ты и личную жизнь проработал, остался в итоге один. Когда-то я слышала слова от любимого человека: «Пожалуйста, приезжай пораньше, давай хотя бы кино дома посмотрим, поужинаем вместе!» — и думала: «Да-да, сейчас ещё один документ допишу и прибегу», в итоге возвращалась в ночи. Время уходит, ты не оправдываешь ожидания близких, любимых. А с чем в итоге остаёшься, и самое главное — ради чего? Одно дело, если ты каждый день спасаешь жизни, помогаешь нуждающимся, но бывает, что всё, что ты делаешь по большему счёту, — помогаешь другим людям становиться ещё богаче, причём параллельно забывая про свою жизнь. А какого богатства ты пожелал бы себе? Вряд ли на пенсии о гортензиях вы будете говорить со своим бывшем работодателем.

Делать одновременно несколько дел можно, но совершенно не нужно. Ты одинаково быстро сделаешь несколько дел одновременно или если будешь делать их последовательно. Совершенно бессмысленно писать десятки бумажек, заметки в телефоне, напоминания со списками дел — всё равно ты двигаешься вне всех этих списков. Надо определить всего несколько важных больших дел, выполнив которые ты поймёшь, что день прошёл эффективно. Желательно, чтобы они занимали не больше половины твоего рабочего дня. Другую половину надо отдать под срочные задачи от руководства, которые всегда рушат все планы, и менее значимые — тогда всё успеешь и собой будешь доволен. И ещё важное — над этим работаю прямо сейчас: иногда ты думаешь (это очень в стиле трудоголиков), что совершенно точно успеешь всё и вовремя, и сам называешь нереальные сроки. В итоге ты закипаешь, стараясь всё успеть, а на самом деле делать этого не нужно: просто надо трезво оценить, сколько времени тебе для всего понадобится.

Варя Веденеева

предпринимательница,
CEO & соосновательница приложения «Периодика»

Моя личная красная лампочка для состояния «самоотверженного трудоголика» загорается, когда я теряю способность спать. Получается, что я и головой, и телом нахожусь в рабочих переживаниях без отдыха. Обычно такое состояние заканчивается срывом и переосмыслением. Я точно знаю, что я не одна такая, но по понятным причинам никто, конечно, и, в частности, девушки не афишируют своей подавленности. Однажды я пропустила очень важный момент из-за того, что вышла поговорить по телефону (в девять вечера, никто не умирал, просто работа). Это было хорошим уроком, но ничего не длится вечно.

Эффективность, в моём понимании, это включённость и сфокусированность на одном деле. Когда ты садишься и за три часа делаешь все дела недели. Словив такое состояние, довольно неприятно возвращаться к своей обычной скорости, как в «Марио». Эффективным людям достаточно работать, наверное, часа по три в день. Разумеется, лучше быть эффективным и уметь управлять временем, чтобы распределять его между тем, что тебе важно и интересно. У кого-то это семья, у кого-то это он сам, образование, хобби и так далее. Как метафора — дорожные пробки, когда десять километров — это десять минут или три часа.

Думаю, что эффективность тесно завязана на режиме. Поясню: когда приучаешь себя чистить зубы, мыть посуду и застилать кровать, то понимаешь, что у каждой задачи есть своё время и срочность. Ну и ещё что-то там с проводящими путями в мозге — что, настроившись на презентацию или brainstorm, не нужно ждать музу, она сама приходит по расписанию. Когда рабочие задачи более-менее перманентны, можно их сгруппировать тематически: встречи к встречам, письма к письмам, а планированию и стратегии уделять время, когда никто не отвлечёт и не прервёт мыслительный процесс. Мой совет: для этого используйте «авиарежим».

   

Юля Космынина

аккаунт-менеджер агентства Louder

Работа — это неотъемлемая часть нашей жизни, а в жизни бывают разные периоды. Любой сдвиг в той или иной жизненной сфере приводит к потере внутренней гармонии. Но не всегда это плохо, это как любой опыт: главное — сделать выводы. Трудоголизм — это как бешеная влюблённость. Что-то становится в какой-то момент важнее всего остального и поглощает тебя полностью. Если это понимать и чётко осознавать, что у тебя такой период и почему он сейчас происходит, всё в какой-то момент стабилизируется. Ты через него пройдёшь, поймёшь многое про себя и сможешь найти гармонию без расcтановки приоритетов.

Основные принципы, к которым я пришла в последнее время в попытке перейти от трудоголизма к эффективной работе, это во-первых, раз и навсегда уяснить: что бы сейчас ни произошло не так, никто не умрёт, мир не рухнет, и планета будет продолжать вращаться. Это такая банальная на первый взгляд установка, которой лично мне всегда не хватало, что приводило к паническим атакам, самобичеванию и прочим неприятным чувствам, свойственным людям, страдающим перфекционизмом. Во-вторых, делегировать. Только по-настоящему делегировать, а не делать самой работу чужими руками. Доверять тем, с кем работаешь, уметь удержаться от желания полностью переделать чью-то работу и перестать думать, что только ты можешь сделать всё как нужно. В-третьих, нет ничего страшного в том, чтобы сделать что-то на четвёрочку. Потому что четвёрочка — это тоже хорошо, и вообще, четвёрочка или пятёрочка — понятия относительные, и они только у нас в головах.

Из более практических принципов — одно большое дело в день. Поставить себе одну большую задачу, сконцентрироваться на ней и выполнить. Это помогает не утонуть в куче задач помельче и сделать рабочий рывок. Делать одновременно два дела невозможно — это известный факт. Важно просто научиться научиться быстро переключаться с одного на другое, но только тогда, когда первое дело действительно сделано. Главное, на мой взгляд, это в принципе собственное отношение к работе: понять, осознать и принять (или поменять так, чтобы принять). И уж точно не ныть и не делать из себя мученика. Как известно, мы делаем только то, что сами хотим.

Аня Айвазян

журналист

Как мне кажется, эффективная работа в первую очередь направлена на результат, а трудоголизм связан, скорее, с процессом — работа ради работы, а не ради результата. Хотя на практике всё часто смешивается и превращается в какую-то беспрерывную цепь дел, которым не видно конца. Когда я только начинала работать журналистом, мне ужасно нравилось засиживаться в редакции, писать много и усердно: я тогда много чему научилась, и мне приятно вспоминать эти времена. Не знаю, можно ли назвать это трудоголизмом, но энтузиазма мне было не занимать. С годами его стало меньше, особенно когда мне нужно было сдавать текст диссертации, совершенно не связанной с журналистикой. Днём я работала редактором, а вечером возвращалась домой и до утра писала и редактировала. На следующий день вычитывала текст и находила в нём тысячу и одну опечатку и всякие нелепые повторы. И снова всё переписывала, потому что диссертация была для меня важным жизненным этапом — я очень хотела написать текст, который будет не стыдно послать моей замечательной научной руководительнице.

Я бы могла сказать, что этот опыт научил меня более разумному планированию времени, но это было бы неправдой: я всё ещё не умею правильно строить свой рабочий день, берусь за пятнадцать дел одновременно и живу дедлайнами, хотя понимаю, что моя работа была бы куда эффективнее, если бы я делала всё по очереди. Ещё я страшно завидую людям, которые начинают свой день в семь утра. С недавних пор я работаю из дома и просыпаюсь где-то к одиннадцати, несмотря на все будильники и обещания накануне «завтра я возьму себя в руки и встану в восемь». Моя жизнь была бы значительно организованнее и проще, если бы я научилась рано вставать.

   

Елена Филиппова

продюсер

Эффективная работа для меня — это чёткое решение мои рабочих задач в определённые сроки. И это при условии, что у меня есть все навыки и компетенции. Трудоголизм — это решение огромного количества задач в сжатые сроки. Для меня самое главное и страшное в трудоголизме — это огромная личная ответственность, которая заставляет тебя браться за всё подряд, даже за то, что ты, по сути, делать не умеешь. Я могу держать в голове сразу несколько дел и достаточно быстро принимаю решения. Мне кажется, это полезный рабочий навык, который может пригодиться на любой работе. Плюс у меня есть главное правило: я никогда не откладываю дела, которые можно решить за пять минут. Это простейший принцип, который помогает не держать в голове кучу мелких дел.

Для меня семья всегда стоит на первом месте. И если работодатель не понимает этого, нам точно не по пути. Но если ты ответственный человек, то приоритет семье ты будешь отдавать только по важным и действительно срочным делам. Всё остальное можно разрулить. На тёмную сторону трудоголизма меня перетягивало два раза. Один раз это случилось, когда я попала в отдел маркетинга в крупную американскую компанию, второй раз — в небольшом издании. В первом случае трудоголизм был следствием юношеского максимализма и отсутствия рабочего опыта. Мои бессонные ночи и мастерски сделанные презентации терялись в общем потоке работы и серьёзно на общее положение дел не влияли. Я могла выполнять 50 % от того объёма работы и оставалась бы всё равно любимчиком начальницы, но мне хотелось доказать себе и миру, что я могу и умею всё, о чём меня попросят. Но достаточно быстро я превратилась в человека, у которого главная тема для разговора — работа. Потом я первый раз искренне рассердилась на подрядчика и накричала на него, ну а после того, как чуть не заплакала из-за данных по продажам моего бренда, я поняла, что надо увольняться, пока во мне осталось хоть что-то живое.

Я никогда не откладываю дела, которые можно решить за пять минут

Второй раз трудоголизм был более осознанным. Я сильно полюбила своё издательство и в определённый момент столкнулась с определённой ситуацией. Либо это хоть как-то сделаешь ты, либо этого не сделает никто. Как выглядела при этом моя жизнь? В два часа ночи я отвечала по работе на сообщения в фейсбуке, работала в выходные, праздники и по вечерам пятницы. В свободное время всё, что я могла делать, — это смотреть 20-минутные серии сериалов (от большей продолжительности я засыпала), пила вино перед сном и иногда специально выходила раньше на одну станцию метро от дома, чтобы немного подышать свежим воздухом. 

Да, решение моих дел (я не разделяю рабочие и домашние) устроено следующим путём. На каждый день или неделю я пишу список задач, разделяя их по приоритетам (срочно/не срочно, важно/не важно). Это простейшая матрица, о которой написано в каждой таблице по тайм-менеджменту. По мере выполнения я вычёркиваю выполненные дела. Если что-то не сделано, оно просто переходит на следующую страницу. Для меня очень важно правильно работать с почтой, я работаю только в Gmail, где с помощью различных инструментов раскидываю письма, в которых есть важная информация, по моим задачам. По некоторым проектам, в которые вовлечено много людей, я люблю пользоваться Basecamp или его аналогами. А самое главное правило, которое я вынесла за свою жизнь: не стоит сразу же бросаться делать все дела. Удивительное дело, но 20 % дел разрешатся без вашей помощи, просто отменятся или же в них всё поменяется. Главное — понять, за сколько надо начать работать над проектом, чтобы всё успеть.

Ольга Вад

куратор Политехнического музея

Я не считаю себя трудоголиком, хотя работа уже довольно давно — с тех пор как я стала зарабатывать любимым делом — находится у меня на стабильном первом месте. Ничего не могу поделать, но работа — это я, и именно через работу я себя определяю. Я не трудоголик, потому что знаю про себя, что более или менее нормально функционирую, только если с определённой периодичностью занимаюсь всякой фигнёй, никак не связанной ни с работой, ни с отношениями, ни с семьёй. Эту фигню тот же Business Insider никогда не включит в список вещей, на которые успешные люди тратят своё свободное время. Бывает, сижу одна взаперти, играю в Playstation, могу часами выбирать гостиницу, где остановлюсь всего на одну ночь в поездке, или собираю корзину на Farfetch, чтобы потом с чистой совестью закрыть сайт навсегда. Кажется, трудоголики не такие. Но я свято верю, что это помогает мне перезагрузиться.

Чтобы более-менее равномерно выстроить баланс между рабочими задачами, каким-то легитимным свободным времяпрепровождением (книжки, выставки, вечеринки) и вот этими бессмысленными занятиями, я стала много думать про то, как распределяю своё время. В какой-то момент, например, приняла волевое решение не проверять почту и Facebook по выходным и поздно вечером, если, конечно, сейчас не в самом разгаре проект или подготовка к нему. Во фразе «ой, мы сидели вчера на работе до часа ночи» мне видится не увлечённость работой и то, какие все классные, а плохой тайм-менеджемент. Каждый раз, когда я сама оказываюсь в этой ситуации, я начинаю лихорадочно думать, что и в какой момент пошло не так и что можно сделать, чтобы было по-другому.

Я сейчас работаю в музее, и заниматься несколькими проектами, с музеем не связанными, времени нет, но вообще многозадачность — это ещё один путь к эффективности. Особенно если она связана с разными видами деятельности. Пишешь тексты про выставки? Сделай выставку. Делаешь выставки? Напиши стратегию продвижения. Ты меняешь ракурс, смотришь на проблему по-новому — и голова сразу начинает лучше работать.

Я, к сожалению, очень плохо учусь на чужих примерах — могу только на своих ошибках. Пока что-то не становится частью моего опыта, оно доходит до меня очень плохо. Поэтому мне сложно сказать, есть ли универсальные методы, подходящие абсолютно всем. Тем более что ответ на вопрос про эффективность очень плавающий: когда-то ты доволен, что делаешь несколько проектов одновременно, а когда-то переживаешь, что не можешь уделить одному делу достаточно времени. Иногда ты работаешь на один результат, а оказывается, что ждут от тебя немного другого. Наверное, единственно правильное — всё время перепроверять себя и задавать вопрос «зачем?».

Фотографии: 1, 2, 3, 4, 5, 6 via Shutterstock

Рассказать друзьям
2 комментарияпожаловаться