ЖизньКак розовый стал «женским» цветом
История немаловажного вопроса, анализ культурных кодов и немного физики

Пожалуй, нет более гендерно окрашенного цвета, чем розовый. Он преследует нас с самого детства, вынуждая девочек играть с розовой машиной для Барби, носить розовые платья и краситься розовой детской косметикой. На девушек рассчитаны рекламные плакаты и обложки женских журналов, с которых буквально льются различные оттенки от бледного бейби-пинк до громогласной фуксии. Розовый становится объектом научных исследований и фотопроектов, мужчины обходят его стороной, опасаясь осуждения, и так далее. Кто-то считает его символом угнетения, кто-то — эмансипации. Между тем всё не так однозначно: в современной западной культуре розовый оброс большим количеством коннотаций и культурных подтекстов. Мы решили вывести этот противоречивый цвет на чистую воду и разобраться, как так получилось, что он стал «женским».

Даша Татаркова
Кто первый назвал розовый «розовым»?
Упоминания о розовом цвете в том или ином виде восходят к римской поэзии, в которой можно найти, например, описания цвета рассвета, связанного со словом «роза» — «roseus», как у Лукреция. В английском языке свое название «pink» он получил сложным ассоциативным путем от названия гвоздик: в XIV веке, появился глагол «to pink», обозначавший придание фигурной формы краю ткани наподобие лепестка гвоздики. Первое упоминание «pink» как существительного встречается в текстах XVII века. В XVIII–XIX в свою очередь в русском языке появляется заимствование «розовый», образованное от французского «роза» — наряду с «оранжевым», «фиолетовым», «кремовым» и прочими отглагольными и отымёнными наименованиями цветов. Розовый цвет вообще часто называется при помощи цветов. Помимо роз и гвоздик, как в европейских языках, в японском, например, есть два исконных названия, отсылающим к цветкам персика и сакуры.
Стоит понимать, что представление о цвете исключительно как длине волны очень относительно. Все люди видят каждый цвет индивидуально в зависимости от своих физиологических особенностей. К тому же многие цвета не получают отдельных названий просто потому, что считаются оттенками существующих, или же потому, что такое выделение не особенно важно для культуры. Существует исследование, посвященное предположению, что названия цветов у древних народов были крайне не проработанными, отчего Гомер называл море «винным». Это не значит, что люди не видели какие-то цвета, просто культурный код, связанный с ними, отличался от того, к которому мы привыкли. Некоторые языки вообще не идут дальше разделения идеи «цвета» на два-три подвида, а некоторые считают ее неразрывной с другими характеристиками вроде влажности или температуры. Об этом можно почитать, например, в книге известной польской лингвистки Анны Вежбицкой «Язык. Культура. Познание».
Почему на самом деле розовый не цвет?
С научной точки зрения розового цвета не существует: мы видим то, чего нет. Поскольку школьный курс физики многие из нас давно забыли, вот что нужно понимать о том, что такое цвет с точки зрения оптики и физиологии. Свет ведет себя и как волна, и как частица: у него есть и длина, и частота. Если разложить белый свет на спектр, то получатся цвета радуги, каждый из которых (за исключением розового) по сути есть один из отрезков видимого излучения с разной длиной и частотой соответственно.
Человеческий глаз при помощи палочек и колбочек оперирует тремя основными цветами: зеленым, красным и синим, — и, работая все вместе, они и дают нам цветное зрение. Только некоторые волны мы воспринимаем как цвет, а всё то излучение, что находится между красным и фиолетовым и нам недоступно, и достраивается нашим мозгом до розового благодаря их смешению. Вот самая упрощенная версия объяснения, почему это так. Кто-то даже называет розовый «минус зеленым», поскольку это как раз тот эффект, которого можно добиться, если вычесть из белого света зеленый спектр.
Всегда ли девочкам полагался розовый,
а мальчикам — голубой?
Сегодня в западной культуре существует четкое гендерное противостояние двух цветов: голубой для мальчиков, розовый для девочек. Даже в советских роддомах подбирали соответствующие ленты, чтобы завернуть новорожденного. Тем не менее такое разделение можно считать нововведением прошлого века. В европейской культуре на рубеже XIX–XX веков дети зачастую носили одинаковые белые платья, которые легко было отбеливать. Голубой считался цветом юности, поскольку ассоциировался с непорочностью и носил религиозные коннотации: например, Дева Мария зачастую изображалась в голубых одеждах.
Постепенно голубой ровно по этой причине стал одним из любимых цветов платьев для девочек, а мальчиков иногда предлагали наряжать в розовый как приглушенную версию красного — активного цвета, ассоциировавшегося с мужественностью. Заметим, что даже наряд вымышленной Золушки в диснеевском мультфильме 50-х — голубой. В современной поп-культуре существует троп «Настоящая голубая женственность» вслед за обозначенной исторической традицией.
До середины прошлого века многие воспринимали пастельные цвета, в частности голубой и розовый, как символы скорее юности, нежели пола. Если обратить внимание, то у многих женщин, изображенных на портретах до XX века, зачастую именно голубые платья, хотя, конечно, встречаются и розовые. Тем не менее такой сильной и абсолютной гендерной окраски, как сегодня, у этих двух цветов не было, и различные художники XVIII–XIX веков интерпретировали розовый каждый по-своему, ассоциируя с модой, юностью или соблазнением. Поиск по документам в Google Books по запросам «розовый для девочек», «голубой для мальчиков» и наоборот, показал, что начиная с XIX века, постепенно входили в обиход цветовые предпочтения для идентификации пола детей.
В 2007 году было опубликовано исследование, предлагавшее обоснование разделения цветовых предпочтений в соответствии с полом. Психологи-эволюционисты из университета Ньюкасла выдвинули следующее обоснование. На их взгляд, женщины могут быть эволюционно предрасположены к красным оттенкам, поскольку их предки занимались собирательством и им было необходимо замечать красные и розовые ягоды. Мужчины в свою очередь ориентировались на голубое небо, чтобы определять хорошую погоду для охоты и расположение воды, чтобы знать, куда собираются животные на водопой. После того как шумиха поутихла, многие согласились с тем, что подобные аргументы очень сильно притянуты за уши, а эволюционная психология в целом занимательная, но крайне неточная дисциплина.
Когда розовый стал «женским» цветом?
До сих пор не существует консенсуса относительно того, в какой решающий момент розовый стал «женским» цветом. Существует несколько теорий, и, скорее всего, несколько факторов просто сошлись вместе. США, ставшие в прошлом веке основным поставщиком в поп-культуры для всего мира, имели наибольшее влияние в установлении дихотомии розовый/голубой, к которой мы привыкли сегодня. Профессор Университета Мэриленда и автор книги «Розовый и голубой» Джо Паолетти считает, что ответить однозначно на вопрос «когда?» невозможно, но большинство исследователей тем не менее соглашаются, что именно после войны разграничение этих двух цветов по полу стало четким, а розовый стал символом женственности.
Источники сходятся на том, что идея о необходимости различать детей по полу при помощи цветов начала входить в моду в начале XX века. Кажется, что во многом это была маркетинговая стратегия: заставить родителей покупать больше детской одежды, а то и целиком новый гардероб, поскольку ее производство встало на поток. Один из самых знаменитых документов — это выдержка из публикации Earnshaw’s Infants’ Department, предлагавшей покупать розовое для мальчиков, а голубое для девочек. В 40-х произошла обратная перемена — кто-то считает это еще одним не слишком хитрым, но эффективным трюком, чтобы продать побольше, кто-то связывает это с возросшей популярностью моряцких костюмов для мальчиков и синей школьной униформы, передавшей, таким образом, синий цвет «серьезному» мужскому полу.
Блогер Кристен Конгер, автор популярного объяснительного канала на YouTube «Stuff Mom Never Told You», обращает внимание на популярную версию о связи розового цвета как феминной черты и нацистской практики нашивок. В немецких концентрационных лагерях, узникам, в частности гомосексуальной ориентации, рисовали розовый треугольник на одежде, чтобы отличить их от остальных. Несмотря на то, что многим такая теория кажется логичной, этот факт до сих пор широко неизвестен, и многие исследователи, как, например, автор книги выше, склоняются к тому, что если связь и существует, то она, скорее, обратная: подобный цвет мог быть выбран как раз из-за, вероятно, появившегося уже тогда представлении о розовом как «цвете для девочек».
Дженнифер Райт, специалист в истории моды и автор сайта Racked в недавнем видео портала Vox высказывает предположение, что именно Мейми Эйзенхауэр, жена 34-го президента Штатов популяризовала розовый цвет. Начиная с церемонии инаугурации, она любила выходить в свет именно в розовом, став примером для подражания всей нации. Примерно в те же годы героиня мюзикла «Funny Face», главный редактор модного издания, списанная во многом с Дианы Вриланд, поет о любви к розовому. Она противопоставляет его цветам, которые женщины носили во время войны, черному и синему, призывая, таким образом, дистанцироваться от событий Второй мировой и оставить их позади. В то время розовый, скорее, ассоциировался с женщинами, которые хотели вырваться из традиционных гендерных ролей, однако со временем это толкование замылилось и розовый потерял свой бунтарский дух, став, наоборот, цветом, загоняющим женщин в узкие рамки.
Что еще означает розовый?
Розовый не просто так закрепился в современной культуре. Поскольку с самого детства девочки и мальчики зачастую окружены конкретным цветом, который сразу подается как символ их пола, они сильно привязываются к нему. В раннем взрослении детям очень важно ассоциировать себя со своими ровесниками и своим гендером. Таким образом, насаждаемый обществом розовый цвет порой превращается в обсессию у маленьких девочек, плавно перетекающую во взрослую жизнь.
Современные ассоциации с розовым на первый взгляд довольно очевидны. Крепкая сцепка с гендером одновременно привязала его к таким характеристикам, как наивность, слабость и предельная женственность, граничащая с легкомысленностью, что не всегда идет ему на пользу. Например, опрошенные респондентки, которым показывали розовую рекламу с информацией о раке груди, были склонны жертвовать меньше денег и не жертвовать вовсе, поскольку розовый цвет воспринимался ими как агрессивная тактика, нарочито напоминающая им о своей гендерной принадлежности. «По средам мы носим розовый»: феминистичные Пластикс из «Дрянных девчонок» как будто нарочно наряжаются в «слабый» цвет, то ли прикрывая свою истинную натуру, то ли наделяя его новым смыслом. В том же ключе сегодня воспринимается и «Блондинка в законе», придавшая розовому силу и приравнявшая его к гордости за свой пол.
Как показывает пример с розовой лентой, символом борьбы с раком груди, розовый сегодня куда многограннее, чем кажется на первый взгляд. Розовый треугольник, например, был перепридуман ЛГБТ-сообществом как символ гордости вопреки его чудовищной истории. Розовый — один из самых «вкусных» цветов, многие десерты нарочно делают розовыми, чтобы вызвать ассоциации со сладостью и удовольствием. Помимо этого цвет сегодня стал куда более сексуализирован и политизирован. Сленговое обозначение «розового» так или иначе часто намекает на сексуальную тематику, а политические активистки иногда используют его как символ борьбы с опрессией, как, например, Шведская феминистская партия и американская женская антивоенная организация «Code Pink».
Как эксплуатируют связку «розовый — женщины»?
С начала сороковых и до настоящего времени розовый то становился любимым цветом женщин, то терял популярность, как это было во время второй волны феминизма, стремившейся к гендерной нейтральности. Помимо некоммерческого использования как символа борьбы или самоутверждения, розовый до сих пор остается мощным оружием маркетинга, как это было в момент зарождения его популярности. Речь не только о детской одежде для девочек. Самая продаваемая кукла на свете живет в розовом доме, ездит на розовой машине и, в общем, любит всё розовое.
Целый отдел Victoria’s Secret называется «Pink», огромное количество визуальной рекламы, направленной на женщин, содержит оттенки розового. Недавно получила огласку связь продажи розовых предметов под лозунгом благотворительности исключительно ради получения прибыли. Как оказалось, во время месяца привлечения внимания к борьбе с раком груди многие бренды прикрываются пожертвованиями в фонд от каждой тематической розовой вещи просто для того, чтобы поднять продажи. Другая сторона — сбыт с целью благотворительности продуктов, подозреваемых в том, что они могут вызвать рак. Этот феномен получил название «Pinkwashing».
Фотографии: 1, 2, 3, 4, 5 via Shutterstock, 1 via flickr