ЖизньКак сообщество «Women Who Code» пришло в Россию и зачем нам кодинг
Рассказываем о первой встрече российских программисток и блестящем будущем кодинга
Текст: Мария Серветник
Мы не раз писали о том, что за программированием — будущее, и девушек такое будущее интересует не меньше, чем профессиональный рост в любой другой сфере. Убедиться в этом можно было на первой российской встрече сообщества «Women Who Code», прошедшей в Москве при поддержке «Яндекса». Важно оговориться, что филиала «Women Who Code» в России пока не существует, но, мы уверены, именно сейчас он нужен нам как никогда.
В 2011-м сообщество «Women Who Code» представляло собой группу американских программисток, которые собирались раз в месяц, чтобы кодить вместе. Три года спустя отделения сообщества существуют в 14 странах, а само оно превратилось в мощную независимую организацию с красивой и, главное, нужной целью: к 2019 году объединить 1 миллион женщин, работающих в IT-сфере. Можно считать это хоть профсоюзом нового формата, хоть женским кружком по интересам, — вклад «Women Who Code» в укрепление положения женщин в индустрии от этого не изменится.
Сегодня сообщество помогает участницам начать карьеру в IT, овладеть необходимыми навыками для профессионального роста и найти наставников, но самое важное — вдохновляет женщин на то, чтобы заниматься любимым делом несмотря ни на какие трудности. На встречах «Women Who Code» участницы осваивают новые языки программирования, общаются с рекрутерами крупных IT-компаний, учатся правильно проходить собеседования и в общем делают все, чтобы преуспеть профессионально. CEO «Women Who Code» Элэйна Персивал уверена, что в будущем все индустрии будут связаны с IT: «Если женщине интересно работать в банковской сфере, в здравоохранении, в моде — все эти отрасли будут искать программистов. Например, Nike, компания, которая производит обувь, уже сейчас хочет нанять 200 человек в свою команду цифровых технологий».
На встречу в офис «Яндекса» приехала участница сан-францисского объединения «Women Who Code» Елена Пыченкова. Она рассказала, что представляет собой организация и что нужно сделать, чтобы запустить ее филиал в России. «Это невероятная история — очень дружелюбное, бесплатное сообщество, которое готово отвечать на все ваши вопросы, устраивать бесплатные образовательные группы и проводить еженедельные митапы. Я туда прихожу каждый раз и офигеваю», — ощущения Пыченковой легко объяснить.
«Women Who Code» полностью построено на желании одних людей помогать другим
Сегодня «Women Who Code» помогают такие гиганты, как Facebook и Twitter: предоставляют помещения, общаются с участницами, а сами получают лишнюю рекламу и возможность находить сотрудниц на ранней стадии. Среди участниц сообщества или симпатизирующих ему профессионалов зачастую находится человек, готовый научить других тому, что умеет сам — от языка Ruby до дизайна баз данных. На московской встрече одна девушка недоверчиво шепчет другой: «Ну сколько он готов этим бесплатно заниматься?» Ответ простой — если члены сообщества не могут найти эксперта, мечтающего поделиться знаниями, то пользуются Coursera и аналогичными ресурсами.
«Women Who Code» полностью построено на желании одних людей помогать другим людям и своей индустрии в целом. Механизм простой: чтобы в городе появился филиал «Women Who Code», нужна девушка, которая станет главным организатором и будет заниматься модерированием и прочими административными делами филиала. Участницы из Сан-Франциско готовы помогать всеми возможными способами и надеются, что глава «Women Who Code Russia» будет появляться на конференциях и выступать от лица сообщества.
В США, чтобы организовать встречу сообщества, девушки создают событие через популярный сервис Meetup. Там нужно указать тему и количество участников, найти место, выбрать время — казалось бы, ничего сложного. «Не знаю, какой ресурс может заменить Meetup в России», — вздыхает Елена Пыченкова. Аудитория тут же хором подсказывает: «ВКонтакте!»
«Современная женщина, работающая в IT, умеет общаться, любит учиться и решать задачи», — утверждает Элэйна Персивал. Я смотрю на девушек, которые пришли на встречу, и вспоминаю все стереотипы о программистках как о девушках в свитерах и без косметики — не то чтобы с ними было что-то не так, но это просто неправда. В этой встрече в офисе «Яндекса» я насчитала трех девушек с цветными волосами, восемь — в пиджаках, шесть — в смешных футболках, девять — на каблуках и почти двадцать в очках. Они все разные, и это удивляет меня сильнее, чем должно бы.
В России, очевидно, есть своя специфика: если на Западе считать, что в IT-индустрии нет сексизма, значит не признавать очевидное, то мы — в глобальных масштабах — только начинаем задумываться, что вообще такое сексизм. Мысль о том, что человек может прийти и потратить свое время, чтобы кому-то помочь и не взять за это денег, часто кажется нам абсурдной. Общественный институт волонтерства, который в США развивается с XIX века, у нас появился в середине 90-х и соответственно запаздывает.
Москвички, слушавшие Елену Пыченкову, готовы были хоть сразу записаться в участницы российского «Woman Who Code» и помогать сообществу, но никто не осмелился взять на себя обязанности организатора. Классическая проблема — найти «идейного» лидера, девушку, которая готова взвалить ответственность на свои плечи, и это уже тема для отдельного разговора про роль человека в истории.