Star Views + Comments Previous Next Search Wonderzine

ЖизньТема раскрыта:
Как мы отвоевали
право на свою грудь

В какие одежды общество и стандарты красоты заставляли нас облекать свою грудь, и как это влияло на судьбы женщин

Тема раскрыта:
Как мы отвоевали 
право на свою грудь — Жизнь на Wonderzine

В том, как видоизменялся вид груди в одежде, можно отследить отношения женщины с обществом. В качестве очевидного вторичного полового признака — отличия женщины от мужчины — грудь на протяжении всей современной истории человечества оставалась «контролируема» социальными установками. Выбор того, как будет выглядеть бюст в одежде, всегда был и остается вопросом не столько изначальных физических данных и комфорта, но маркером подчиненности общепринятой системе ценностей. Другими словами, мы чуть ли не последние, кто решает, какой вид должна приобрести наша грудь после того, как мы оденемся.

Текст: Юнна Врадий

 

Роль женщины в обществе почти во все времена ставила ее в такое положение, когда ее грудь не принадлежала ей самой: ребенок, мужчина, семья, эстетическая норма, диктат моды, порноиндустрия, медицинское сообщество, — все они по отдельности и вместе взятые заявляли свое право на владение грудью. И вот сегодня у нас появился шанс вернуть себе свою грудь. Не для того, чтобы отказывать в ней мужчине или своему ребенку, игнорировать существующие дресс-коды или указания врачей. А для того, чтобы делать любое решение осознанно и в согласии с нашей волей. В том числе тогда, когда речь идет о выборе одежды.

Большинство доисторических обществ видели в женской груди символ процветания и плодородия, а богини изображались с нарочито крупной грудью или многогрудыми. Идеалы красоты формировались в этом же ключе: чем больше молочные железы, тем привлекательнее женщина. Найденная на территории современной Австрии статуэтка женской фигуры, позже названная Венерой Виллендорфской, изображает женское тело с гипертрофированно крупной грудью. То есть, возможно, за 22–24 века до появления мужских журналов с грудастыми красотками на обложках у девчонок с маленькой грудью уже был повод для того, чтобы быть недовольными собой. В Древнем Египте стандарты внешности были близки к современным модельным: высокий рост, длинные шея и ноги, узкая талия, средних размеров бедра и маленькая грудь.

 

 

В эпоху Древнего царства в Египте женщины всех сословий носили калазирис — узкий сарафан до пят, оставляющий грудь открытой. Позже появляется нижнее белье. Аналог современного лифчика — полоска из ткани, плотно стягивающая и визуально уменьшающая молочные железы — становится атрибутом женщин из высшего сословия. В конце раннего железного века (VI–IV вв. до н. э.) женщины-воины из кочевых племен сарматов имели равные права с мужчинами (по другой версии, у сарматов был и вовсе матриархат): они принимали активное участие в социальной жизни, занимали высокое общественное и военное положение. Чтобы стать настоящими воинами и направить все жизненные силы в руку, держащую меч, девушки проходили обряд удаления правой груди. Вполне возможно, даже тогда практическую (и по нынешним временам весьма сомнительную) пользу от этой процедуры ставили ниже ее символического значения — усечения роли матери в пользу роли бойца. Мужчины и женщины сражались одинаково и одевались идентично — в широкие штаны и кожаные куртки. И опытных воительниц, и маленьких девочек хоронили вместе с драгоценными украшениями и любимым оружием. Возможно, именно сарматские женщины были прообразом амазонок из древнегреческой мифологии.

 

 

 

В Древней Греции культ здорового атлетического тела проецировался и на женское тело. Требовались выраженные мышцы грудины и аккуратные молочные железы. Чтобы справиться с естественными размерами, гречанки стягивали их плотной полоской ткани или кожи — строфионом. В Древнем Риме такие же полоски были частью купального костюма. В Средние века ничего хорошего ни с женщинами, ни с их грудью не происходило. Церковь усмотрела в эротизме корень всех земных бед и заковало женщину в железный корсет, скрывающий ее формы. Девочек-подростков укладывали спать в наряде со свинцовыми пластинами, чтобы предотвратить развитие молочных желез. Ранняя женская смертность, бесплодие, деформация скелета и внутренних органов — вот приметы того безрадостного времени.

Оставшись без издевательств христианских догматиков, красотки эпохи Возрождения все равно не унывали и от корсета-душегуба не отказывались, освободив от его гнета только грудь, — теперь ей необходимо было иметь округлую форму. Соблазнительную припухлость в области декольте стимулировали, натирая кожу смесью крапивы с марганцовкой (не пытайтесь повторить у себя дома!). В это же время грудь стал овевать ореол «священности»: библейские героини, Мадонна, так же как и античные богини, сплошь и рядом изображались с голыми сосками. Только так! Иначе никакого Лувра или Прадо спустя пару столетий.

 

 

   

 Феминистское движение критиковало корсет и как предмет одежды, наносящий вред женскому здоровью

 

   

 

Совсем другой статус у полуобнаженной пролетарки на картине Делакруа «Свобода, ведущая народ». Часто действие картины ошибочно относят к событиям Великой французской революции. Однако работа изображает события июльской революции 1830 года, когда французский народ восстал против монархии Бурбонов и положил конец режиму Реставрации. Здесь женщина в разорванном рабочем платье символизирует беззащитность простых людей, вышедших «с голой грудью» против вооруженных солдат. Обе революции среди прочего обозначали проблему прав женщин, однако по итогам обеих вопрос был замят.

Феминистское движение наравне с развитием медицины критиковало корсет как предмет одежды, наносящий непоправимый вред женскому здоровью. Появляются свободное от корсета платье реформ и первые бюстгальтеры. Последние за несколько десятилетий прошли путь от символа освобожденной женщины до объекта острой критики феминисток. В 40-е годы лифчик стал обязательной составляющей официального дресс-кода, «оформляющей» женскую грудь в приемлемую для деловых отношений оболочку: естественная форма скрыта и зафиксирована. Грудь, как и женская сексуальность, в рамках бизнес-лука все так же очевидна, но при этом находится строго в отведенных ей границах.

 

 

Против подобного диктата и за право на свободное оголение груди выступают представительницы третьей волны феминизма. К примеру, канадская Topfree Equal Rights Association (TERA) призывает закрепить за женщиной право появляться в общественных местах топлес. Против запрета инстаграма на демонстрацию женской груди в аккаунтах выступила Скаут Уиллис. В то время как в Европе девушки в одном бикини — обычное явление, в Канаде и ряде штатов Америки права женщин на публичное оголение груди ограничены законодательно.

Вопреки медиамифу, никаких лифчиков феминистки в действительности не сжигали. Одна из самых знаменитых феминистских акций прошла в 1968 году в Атлантик-Сити во время проведения конкурса «Мисс Америка». Несколько демонстранток устроили пикет перед входом в здание, в котором активное участие принимала живая коронованная овца (да, вы не ошиблись, животное) с лентой «Мисс Америка». Собравшиеся выкрикивали лозунги, призывающие оценивать женщин по их общечеловеческим качествам, а не как кусок мяса. В какой-то момент демонстрантки бросили в одну кучу туфли на каблуках, кружевные пояса, бигуди и лифчики и собрались все это сжечь. Полиция выступила против, так как опасалась масштабного возгорания. Однако ради хлесткого заголовка в New York Post выпускающий редактор назвал фигуранток акции «сжигательницами лифчиков». Термин быстро прижился, и «временем жечь лифчики» назвали целое десятилетие.

 

   

 Героиня «Пятого элемента» Люка Бессона, призванная спасти землю, как и средневековые красавицы, истощена, бледна, рыжеволоса и лишена груди

 

   

 

Во все времена женщины прибегали к использованию мужественного или андрогинного образа, полностью скрывающего грудь, для того чтобы выйти за те рамки, которые им предписывало общество в соответствии с их гендером. Жанна д’Арк носила мужские доспехи, не только чтобы эффективно сражаться, но и чтобы не привлекать нежелательного внимания со стороны воинов-мужчин. После смерти д’Арк была канонизирована. Священность и исключительность асексуального женского образа без груди, надиктованная испанской инквизицией, имела повторение и в художественных образах ХХ века. Героиня «Пятого элемента» Люка Бессона, призванная спасти землю, как и средневековые красавицы, истощена, мертвенно бледна, рыжеволоса и лишена груди. Образ Миллы Йовович стал одним из самых ярких символов «безгрудой» андрогинной моды 90-х. 

Еще одна сила, которая посягает на суверенитет нашей груди, — порноиндустрия. Популярность актрисы Саши Грей не позволяет говорить об однозначном навязывании «силиконовых» стандартов. Но кроме проблемы смещения эстетической нормы от естественности до гипертрофированности существует еще более серьезный вопрос восприятия женской груди — а вслед за этим и самой женщины — в качестве объекта. Именно поэтому в обществе существует противопоставление образованных, настроенных на интеллектуальную и творческую самореализацию девушек и «грудастых кукол». Действительно, женщины, которые строят образ вокруг своей сексуальности, прибегают к помощи эстетической хирургии, подчеркивают формы открытой одеждой, отказываются от бюстгальтера ради провокативных образов, используют разные ухищрения вплоть до вкладок в лифчик для образа «с торчащими сосками». Личные качества, которыми определяют себя «независимые» женщины, в этом случае отходят на второй план. У этой медали есть и обратная сторона. Наш свободный выбор — отказаться от белья в пользу собственного комфорта и пережить свой nipples moment, — может рассматриваться другими как жест готовности к сексу.

 

 

За всей этой суетой часто забывается первая и главной функции груди — кормить младенцев. В разное время мода, социальное устройство или государственная политика ограничивали женщину в этом праве (или же обязанности, в зависимости от воззрений). Чтобы влезть в модный корсет или выйти к станку на третий день после родов, женщины перевязывали грудь и доверяли здоровье своего ребенка кормилице с чужим молоком или «системе» с искусственной смесью. Жена Николая II, Александра Федоровна, первая из русских цариц сама кормила своих детей, из-за чего часто не могла носить одежду «на выход», пропускала зимние балы и подвергалась острой критике двора — ставить интерес детей выше личного и общественного считалось глупым или даже преступным.

В 80-е годы прошлого столетия вместе с распространением «естественного родительства» и рекомендаций ВОЗ кормить ребенка по требованию растет популярность одежды для кормления. Большинство моделей скроено так, что факт кормления остается скрытым, а посторонние видят лишь ребенка на руках у матери. Кроме того, появились физиологичные бюстгальтеры, ватные, тканые и силиконовые вкладки в белье, позволяющие активно заниматься любой активностью и даже спортом, не опасаясь того, что одежда будет испачкана молоком. Это еще один шаг в сторону женских свобод: у нас появилось право продолжать вести активный образ жизни и полноценно реализовываться в роли матери.

Ну и в, конце концов, отказ от ношения бюстгальтера вопреки распространенной эстетической и этической норме часто объясняется фактором здоровья. Большая часть современного белья — особенно корректирующего — скроена так, что мешает естественным физиологическим процессам. Таким, например, как свободное кровообращение и ток лимфы. В системном нарушении этих процессов врачи сейчас видят причину большой части современных болезней груди. В силу того, что параметры каждой груди индивидуальны и постоянно варьируются, 80 % женщин сталкивается с проблемой ношения бюстгальтера не по размеру. Чтобы продолжать носить белье без ущерба для здоровья, важно выбирать и правильно сконструированную модель.

Итак, сегодня наша грудь оказалась в наших, гм, руках. Это хорошие новости и повод для оптимизма. В то же время мы должны отдавать себе отчет, что мы не можем контролировать суждения других людей, навязать им свое мнение и избежать их оценок. И в этом плане мало что изменилось — сосуществование со своей грудью, как и прежде, требует от женщин больше усилий, чем хотелось бы.

 

Фотографии: 1, 2, 3, 4, via Wikipedia, Victoria and Albert Museum and Shutterstock

   

Рассказать друзьям
47 комментариевпожаловаться