ЖизньДевушки в любимых
нарядах мам
и наоборот
Проводим эксперимент по обмену луками между поколениями
Помимо всех удивительных и зачастую радостных изменений вокруг нас, очевидно, что-то важное происходит и с понятием возраста. Грани все больше стираются, и о различиях между 25-летними и 35-летними уже никто не говорит. Это касается и манеры одеваться, благо мода взяла резкий курс на инфантилизм — теперь никто не падает в обморок при виде элегантной женщины в слипонах, которые раньше носили исключительно скейтеры. Мы решили изучить, сохраняется ли разрыв в стиле и самоощущении на большей дистанции — между поколениями, и попросили нескольких героинь ради эксперимента поменяться одеждой и аксессуарами со своими мамами, а потом рассказать, что они при этом почувствовали.
катя биргер
Мария и Полина
Полина Медведева
актриса МХТ им. Чехова
Мне очень нравится, как одевается Маша. Она не придерживается одного определенного стиля, но всегда выглядит очень эффектно. Больше всего мне нравится, как она носит высокие каблуки. Приятно, что мы совпадаем в размерах. Когда мне было столько же лет, сколько сейчас Маше, у меня было куда меньше одежды: одно-два платья, точно одни туфли и первые в жизни джинсы. В одежде я всегда любила классику, да и сейчас. Люблю дорогую обувь и люблю, чтобы ее было много.
Раньше мы часто обменивались с Машей вещами, а теперь это случается реже, потому что живем в разных квартирах. Мы довольно быстро выбрали наряды для этого эксперимента. В Машином платье и слипонах я чувствовала себя очень комфортно и уверенно. Но, конечно, в моем случае это наряд только для съемки, в жизни такое короткое платье я вряд ли бы надела. Маше достались мои туфли Dolce & Gabbana и платье уже не помню какой марки, но оно точно из магазина «Кашемир и шелк».
Мария Смирнова
директор спецпроектов
фонда «Обнаженные сердца»
Мне нравится, как одевается мама. У нее всегда был классный стиль, а на шопинг она ездила в Милан. Мама предпочитает классику, такую, с правильными формами, каблуками — думаю, в ее возрасте я буду одеваться более смело. Я с детства ношу мамины вещи — когда мне было лет 17, я выбирала в ее шкафу самые красивые платья. Но вот в школе я была ребенком-задротом и ходила в белых рубашках и черных брюках и правильных туфлях-лодочках, пока одноклассники носили брюки-трубы и толстовки. В какой-то момент мне тоже захотелось чего-то классного. Мама, кстати, меня полностью поддержала, мы пошли в магазин и накупили какой-то совершенно уродской одежды, которая мне казалась тогда самой модной, и я пришла в школу в классном свитере и очень широких штанах.
Классно, когда одежда подчеркивает характер человека. Если речь идет о какой-то деловой встрече, то я стараюсь выглядеть строго и выбираю соответствующие туфли и пиджаки. Если я иду на вечеринку, то люблю, чтобы было много открытого тела — например, я часто ношу короткие шорты и люблю показывать ноги. Люблю яркие аксессуары, крупные украшения: браслеты и кольца.
Я часто хожу в том, что надето сегодня на маме. Мне было очень интересно увидеть, как она будет выглядеть в слипонах. Для нее это супернеочевидный выбор обуви. А вот мамин наряд, который я надела на съемку, показал, что кроме прочего я могу быть элегантной. Обычно я такое не ношу, но в целом мне нравится, как он на мне выглядит. Сразу чувствуешь себя взрослее и более женственной — тут такие шифоновые рукава, приличная длина.
Нина и Анна
Нина Захарова
инженер
Мне нравится, как одевается молодежь сегодня. В мое время не было такого выбора, и фантазии не было куда развернуться, кругозор у молодежи не расширялся. А сейчас все такие разные, это здорово. У меня в Анином возрасте был небольшой гардероб, потому что возможностей опять же не было. Я носила какие-то джинсы, брюки, куртки, кроссовки, потому что это было удобно в любой сезон — и зимой, и летом. Со временем я начала занимать серьезные должности, долго была членом совета директоров, и приходилось носить серьезную офисную одежду, так что я перешла на деловой стиль. Хотя сейчас я стараюсь позволять себе casual-вещи, ну, хотя бы по пятницам.
Переодеться в Анины вещи было очень весело и на удивление довольно комфортно. Кольцо в носу оказалось не очень удобной штукой, но к нему, наверно, просто надо привыкнуть. Я спокойно отношусь к таким вещам и считаю, что человек должен меняться и все пробовать — пойдет ли тебе это или нет. Я вроде довольно неплохо в этом всем смотрюсь. Так что можно раз в неделю и в таком виде куда-нибудь выйти, может, даже с кольцом в носу. Почему бы и нет. Глядишь, дочь скажет — мама, ты жжешь.
Я люблю покупать много одежды, как любая женщина. Особенно летом хочется разнообразия и ярких красок. Это все помогает напомнить себе, что ты неплохо выглядишь и можешь себе позволить одежду в обтяжку. В магазинах я, правда, об этом не задумываюсь, просто смотрю, украшает ли меня вещь или нет. Раньше все ходили одетые в серое и темное, и это так все надоело, что хочется ярких красок, радоваться больше и улыбаться, поэтому мне нравится яркая одежда.
Платье, в котором снималась Аня, она выбрала сама, потому что считает, что оно традиционно мое. Вообще у нее гардероб больше, чем у меня. Я люблю функциональные вещи, если я не надеваю вещь больше года, то просто ее выкидываю — это лишнее, я не люблю лишнее. Зато Аня умеет все комбинировать.
Анна Айрапетова
редактор SNC
Мне кажется, маме нужно носить больше вещей с открытыми плечами, но сама она их не покупает категорически. Мама у меня, может, и не какая-нибудь Виктория Бекхэм, но одевается она достаточно стильно, хотя есть, конечно, моменты, которые бы я поправила. Например, она любит супермягкую обувь, похожую на ортопедическую. Я понимаю, что маме уже 55 лет, ей неудобно ходить на высоких каблуках, а в такой обуви комфортно. Еще у нее есть такой момент из 90-х — она считает, что все должно подо все подходить: оранжевая сумка под оранжевую обувь и так далее. В общем, колор-блокинг она бы не поняла.
Еще маме продавцы навязывают всякие тренды. Могут, например, сказать, что в этом сезоне модно, чтобы ремешки были на всем. И вот она приходит, сообщает об этом мне и порой больше прислушивается к мнению каких-то консультантов, чем к моему. Хотя вот маникюр с двумя пальцами, накрашенными другим цветом, недавно у меня переняла. Но кольцо в нос она, конечно, не будет носить на людях, что бы вам там ни говорила.
Сложно сказать, как я буду одеваться в мамином возрасте, но вот уже сейчас в моем гардеробе стало очень много рубашек. Не каких-то там с дырками и пятью карманами, а таких классических, спокойных. И брюки мне стало нравиться носить. Платье, в котором сегодня мама, я люблю за воротничок и карманы. В карманы удобно рассовать все самое необходимое, когда идешь куда-то ненадолго. А когда платье шикарное, но при этом у него есть карманы — это вообще супер. Значок-кораблик — мне нравятся такие милые, в чем-то даже школьные вещи, он неплохо разбавляет серость платья. Обувь — именно эта пара поразительным образом подходит подо все. И туфли, и платье я ношу чаще всего. По-моему, маме этот наряд очень идет по фасону и цветам.
В мамином наряде мне было некомфортно из-за туфель, потому что у меня в принципе сложные отношения с каблуками. Чтобы их носить, мне нужно собраться с духом и приготовиться, что весь день будет неудобно. Платье в целом ничего, но мельтешащий орнамент и расцветка сразу выдают, что это платье для взрослой женщины. Ну и кофточки, накинутые сверху, меня смущают — это как-то несовременно, я бы ее сняла, конечно.
У меня за последние годы скопилось очень много одежды, и из-за этого бесконечное желание покупать хоть что-то новое немного притупилось. Но если мама мне предложит сходить в магазин и купить новое платье, я, как любая девушка, скажу — конечно, пойдем. И, уверена, мы купим даже не одно платье, а сразу целую кучу. Я вообще люблю ходить с мамой по магазинам, с ней почему-то всегда чувствуешь себя защищенно, как в детстве. Только теперь после шопинга можно пойти и попить вместе кофе. Ну и провести целый день с мамой — бесценно.
Наталья и Аглая
Наталья Демиденко
кавист
В платье Аглаи я почувствовала себя великолепно. У нее такой романтический образ, а у меня больше спортивный. Но это платье я надела и поняла, что чувствую себя очень хорошо и свободно, так что подумала даже, что мне оно больше подходит. Не то чтобы я его прямо решила забрать, но мы часто обмениваемся одеждой. Раньше в основном я ездила за границу и привозила ей одежду, когда она была маленькой, а теперь — наоборот. Вот эти брюки, в которых она сегодня снималась, Аглая привезла мне из одной из своих поездок.
Аглая очень необычно одевается, у нее безукоризненный вкус. Когда-то, когда она была очень хрупкой и маленькой, я что-то покупала себе, а надевала она — и я понимала, что мне эта вещь уже больше не нужна, так идеально на ней она сидела. У меня в гардеробе всегда было немного платьев, в основном брюки и джинсы. С возрастом мой стиль смягчился и стал более женственным. У меня был период, когда я не могла остановиться, — надо было бесконечно покупать обновки, с тех пор они так горой и лежат. А теперь, когда я сама стала делать одежду, мне стало неинтересно ее покупать. Интереснее делать. В одежде для меня главное комфорт. Я не люблю яркие вещи, мне скорее хочется, чтобы одежда меня скрывала, а не выделяла из толпы.
Брюки и кофта, которые сегодня надела Аглая, — мой типичный наряд, с романтическим верхом и достаточно строгим низом. Главное в нем — комфорт и удобство.
Аглая Демиденко
графический дизайнер
Платье Diane von Furstenberg, в котором сфотографировалась мама, мне подарила подруга, когда я была в Нью-Йорке. Оно мне немного велико, так что сидит свободно и из-за этого в нем очень удобно. Оно в принципе довольно простое, но при этом его можно использовать как нарядное или надеть на обычную прогулку. На маму оно село еще лучше. У мамы куча платьев, но она их не носит. Если она заберет это, то, уверена, оно также будет висеть в шкафу. Вообще у нас с мамой очень похожий вкус. Вот брюки, в которых я снималась, я привезла нам обеим, чтобы носить по очереди, но в итоге они незаметно отошли к маме. А эта блузка для меня слишком строгая и серьезная, для себя я обычно выбираю что-то более открытое.
Мне нравится мамин элегантный стиль и то, что она не превращается в тетку. Она легко может надеть брюки, добавить к ним кеды Vans и хорошо себя в этом чувствовать. Думаю, если я не стану совсем сумасшедшей старушкой, то через 30 лет буду выглядеть примерно как мама. Хотя есть же блог Advanced Style со всякими фриканутыми стариками, мне в общем нравится, как они выглядят.
Я совершенно чудовищно одевалась в школе, но со временем это трансформировалось в какой-то более приличный стиль. На какие-то мероприятия я могу надеть роскошное платье и выглядеть как дама. Но конечно мне более комфортно в кроссовках или босоножках на танкетке, майке, свободных брюках — чем-то совсем простом. Не уверена, что у меня есть какой-то конкретный стиль. Мне нравится иметь много вещей — чем больше, тем приятней. Одежда для меня способ самовыражения: я рисую, и когда мне что-то нравится в графике, то я пытаюсь отразить это в одежде.
Ирина и Анастасия
Анастасия Максутина
дизайнер марки «Конечно ∞»
На маме платье моего дизайна, я люблю его как раз за универсальность. Пальто из секонд-хенда, по-моему, это вообще какой-то рабочий халат химика. Ботинки мы носим вдвоем, хотя изначально они принадлежали моей подруге, с которой теперь и мама тоже дружит. Украшение — винтажные сережки из 70-х, я люблю такой крупный винтаж. Нравится, что старые украшения не выглядят как бижутерия.
Мне не всегда нравится то, какую новую одежду мама приносит домой. При этом когда я привезла ей это джинсовое пальто, она на него взглянула и заявила, что носить не будет. Через три месяца надела — да так и носит теперь. Как-то сама до этого дошла. Я ей даю советы, только когда она сама спрашивает. У нас гардероб общий примерно 50/50: я люблю носить широкую одежду, а маму, наоборот, заставляю носить что-то поуже.
Долгое время я одевалась нейтрально, а потом коротко постриглась и в одежде стали пробиваться какие-то панк-мотивы. Сегодня то, во что я оденусь, полностью зависит от настроения. Одежда — это настроение. Могу одеться спортивно-нейрально, если хочу, чтобы на меня не смотрели. А могу нарядиться, если готова в этот день привлекать к себе внимание. В одежде больше всего я люблю универсальность. Чтобы вещь можно было надеть с кедами и пойти гулять с собакой, а в другой момент отправиться в этом на вечеринку.
Ирина Корсакова
художник
Я мать и сейчас, наверно, что-то Насте советую по поводу одежды — это нормально между родителями и детьми. Тем более что я одеваюсь, как она мне говорит. Так конечно было не всегда, началось, когда ей было лет 16–17, мы тогда в основном одевались в «Лужниках». Так как я женщина крупная, то одежда моих размеров всегда была представлена в определенной стилистике. А идти было некуда, поэтому я шла туда, в «Лужники». А Настя говорила мне: «Мать, ты туда не пойдешь», — и находила мне что-то такое приличное — и до сих пор находит. И вот сейчас мне в магазинах даже не приходит в голову искать свой размер. Как-то Настя принесла мне сарафанчик, он явно был меньше моего размера, и я даже не подумала бы его померить. Но дочь заставила — и оказалось, что он на мне прекрасно сидит. Я, конечно, редактирую ее советы под себя, но всегда слушаю, что дочь говорит, — все друзья мне завидуют, тому, как я одеваюсь.
В Настином возрасте у меня были длинные волосы и такой цыганский стиль: длинные юбки, шали. Фотографироваться в ее платье мне было абсолютно привычно, у меня есть ровно такое же платье — его Настя придумала сама, это из ее коллекции. Если мы с ней и надеваем разные вещи, то только из-за разной комплекции, а в целом стиль у нас один и тот же, и отдельными вещами мы меняемся регулярно. Например, пальто, в котором я фотографировалась, мы носим вдвоем. Настя купила мне его в Тбилиси в секонд-хенде, и я из него не вылезаю. Обычно ношу его с лосинами. Кроссовки я сама не ношу, всегда казалось, что это не мое, но сейчас вот посмотрела на Настю и, пожалуй, буду теперь носить этот наряд с кроссовками в том числе — хорошо сочетается. Массивные серебряные серьги Настя привезла из Индии, у меня были похожие, но поскромнее.
Обычно я влюбляюсь в какую-то вещь и затаскиваю ее до безобразия. Мне все равно, дорогие ли вещи в моем гардеробе, скорее я, наоборот, радуюсь, когда одежда стоит недорого. Например, пару недель назад купила в Черногории на рынке льняное платьице за 5 евро — полный восторг. При этом пусть я на работу и не хожу, но все же я художник и постоянно бываю на людях, так что мне важно выглядеть опрятно, красиво и презентабельно. Ну и перед заказчиками я тоже должна выглядеть на миллион.
Мой стиль изменился вместе с прической. Я долго ходила с длинными крашеными волосами, но в какой-то момент с появлением детей просто перестало хватать времени на уход за ними. И я решила побриться наголо и посмотреть, что будет дальше, понять, какой там у меня натуральный цвет волос и кем быть — блондинкой или брюнеткой. Примерно тогда же стал меняться мой стиль в одежде. Ну и плюс с возрастом вся эта цыганщина просто начинает смотреться нелепо. А там уже Настя подросла и стала мне советовать, что надеть.
продюсер:
Люба Козорезова
фотограф:
Сергей Иванютин
визажист:
Елена Гостева, Ирина Гришина