Star Views + Comments Previous Next Search Wonderzine

Жизнь«Призыв к действию» Джимми Картера: Учебник мужского феминизма

39-й президент США написал книгу о том, как нелегко живется женщинам в современном мире

«Призыв к действию» Джимми Картера: Учебник мужского феминизма — Жизнь на Wonderzine

Текст: Степан Сердюков

«Я понимаю, „призыв к действию‟, но женщины, религия, насилие и власть — как они-то между собой связаны?» — под смех аудитории спросил Джимми Картера комик Стивен Кольбер в эфире своей передачи «The Colbert Report». Речь шла о новой книге бывшего президента США, вышедшей 25 марта. Называется она «A Call to Action: Women, Religion, Violence, and Power». Это уже двадцать восьмая по счету книга Картера, который с 1981 года издал, помимо прочего, сборник стихов, размышления о преимуществах старости, обязательный роман про Гражданскую войну и религиозный трактат под названием «Живая вера».

Сочетание «призыв к действию» заставляет думать об агрессивном феминизме, а если не о нем в целом, так хотя бы просто о суровой клепальщице с плаката «We Can Do It!». Ничего радикального в книге Джимми Картера, конечно, нет — это никакой не революционный нон-фикшн и тем более не дерзкое провозглашение новой доктрины. «A Call to Action...» — это простой и внятный рассказ о том, как по-прежнему нелегко живется женщинам даже в современном мире. Главная идея книги такова: пока за проблему гендерного равенства не возьмутся отдельно и всерьез, остальные болезни общества тоже невозможно будет вылечить, потому что все гуманитарные катастрофы и любые институциональные несправедливости в истории человечества всегда больнее всего били именно по женщинам.

Войны, геноциды, торговля людьми, вопросы священства и рукоположения; убийства за негодное приданое, неравенство в оплате труда и защите закона — «A Call to Action…» ничего не оставляет без внимания. Выпустив эту книгу, Джимми Картер стал первым американским президентом, который подошел к проблеме женского равноправия комплексно и высказался наиболее полно. За последние тридцать лет все руководители США так или иначе обращали на нее внимание, будучи у власти — они уже не могли себе позволить ее игнорировать, тем более во внутренних делах страны, — но только Картер призвал наконец посмотреть на нее в общемировом масштабе. В свое время он покинул Белый дом с позором: на выборах 1980 года за него проголосовали в 10 раз меньше выборщиков, чем за Рональда Рейгана. Торжествующие консерваторы тогда многое сделали для того, чтобы Джимми Картер запомнился американцам как рохля и тряпка, которого не боялись даже кролики. Но он взял свое — основал Центр Картера, гуманитарный фонд, за двадцать лет почти искоренивший в Африке червя-паразита ришту и научивший многих мелких фермеров эффективнее обрабатывать землю.

 

 Джимми Картер запомнился американцам как рохля и тряпка, которого не боялись даже кролики. Но он взял свое

 

У картеровского центра есть и программы, связанные с политикой. Но большинство примеров дискриминации женщин, которые описаны в книге, взяты именно из опыта Картер-центра по уничтожению болезней и внедрению современного земледелия. Возьмем историю борьбы с риштой: от этого паразита страдали в основном жители деревень, где не было колодцев, и воду им приходилось брать из рек, кишащих личинками. Чтобы никто больше не болел, достаточно сделать две вещи: вырыть колодец и объяснить селянам, что речную воду пить ни за что нельзя.

С колодцем все просто: фонд Картера находил жертвователей — и все устраивалось. Совсем другое дело — привить людям хорошие гигиенические привычки. Тут и помогали женщины: они носят воду, они на этой воде готовят, этой водой моют дома и детей. На них картеровцы могли положиться совершенно. Женщины-волонтеры устраивали для односельчан демонстрации, рассказывали им, что такое ришта, и рисовали картинки с элементарными предосторожностями. Кто-то из слушавших, по словам Картера, часто вообще впервые видел изображение человека, и на картинку с женщиной, зашедшей по колено в реку, реагировал так: «Лучше у меня будет ришта, чем я без ног останусь!» (Если вы еще не знаете по «Википедии», как выглядит человек, пораженный таким червем, но смотрели «Upstream Color», то у вас уже есть довольно неплохое представление об этой болезни.)

В общем, без активной помощи женщин инициатива Картера далеко бы не зашла — тем печальнее, говорит он, их подчиненное положение, в котором мало что изменилось даже несмотря на то, что все видели, что без них в таком важном деле никуда. Еще одна смешная история из «A Call to Action…» случилась в Зимбабве, куда Картер поехал, чтобы вручить награду фонда одному особенно успешному фермеру. В деревне его встречала небольшая депутация во главе с самим фермером — нервным человеком в запыленном костюме, надетом по случаю. Картеру, его жене Розалин и помощникам закатили торжественный ужин. Однако он все-таки захотел посмотреть на хозяйство, которое наградил. Когда Картер сказал об этом фермеру, тот еще сильнее занервничал, но как отказать? Отправились в поля. Картер, сам из фермерской семьи, стал задавать хозяину вопросы о земледелии — тот не мог связать двух слов и только кивал на свою жену. Она же, потупившись, отвечала на любые сложные вопросы. Сразу стало понятно, кто на самом деле заслужил награду: обязанности мужа в этом хозяйстве сводились к уходу за скотиной и, конечно, к формальному доминированию над супругой.

Картер много рассказывает о женщинах, борющихся за равноправие в разных странах, и поступает очень умно, выделяя тех из них, кто не соответствует западным представлениям о феминистках. Такова, например, Зайна Анвар, многолетний лидер малайского движения «Сестры в исламе» («Persaudaraan Wanita Islam»). Ее правозащитные принципы основаны на ее толковании Корана, где, по мнению Анвар, изначально заложена идея равноправия полов — просто она оказалась с годами извращена в патриархальных обществах, таких как малайское или индонезийское. «Для нас отвергнуть нашу веру и стать феминистками — это не выбор. Мы хотим быть феминистками и мусульманками», — говорит Зайна Анвар.

В собственных размышлениях о Коране Джимми Картер, кажется, тоже придерживается такого соображения: во всяком случае, он признает, что в этой священной книге женщины уже имеют куда больше прав, чем в Ветхом Завете (где, как сказали бы в песне «Птицу Емъ», блудницу камнями побить — как орешки пощелкать). Немало времени он посвящает христианским толкованиям истинного места женщин в церкви, вспоминая не только о снисхождении Иисуса к женщине, взятой в прелюбодеянии, и к самарянке, у которой было пять мужей, но и о существовавшем в эпоху раннего христианства институте диаконис, которые упоминаются в Послании апостола Петра к римлянам. Сам Картер — баптист (Южной конвенции), и его жена периодически служит дьяконом в церкви на его родине, в городке Плейнсе.

 

 В деле освобождения женщин и их благополучия самым активным образом должны участвовать и мужчины

 

Другая важнейшая идея «A Call to Action…» — в том, что в деле освобождения женщин и их благополучия самым активным образом должны участвовать и мужчины. Именно из-за их пассивного одобрения или бездействия женщины часто попадают в порочный круг необразованности (много где отцы не заботятся об образовании девочек), бедности и дискриминации. В конце книги Картер рассказывает весьма вдохновляющую историю о Маке Джулио Кватайне Масине — вожде 89 деревень в малавийском округе Нтчеу. В 1996 году тот распорядился, чтобы все женщины нашли себе «тайную мать», с которой можно посоветоваться во время беременности, и приказал штрафовать те семьи, где беременные матери не приглашают акушерок принимать роды. По его инициативе девушки стали учиться акушерскому ремеслу, чтобы специалистов хватало на всех. Материнская смертность начала сокращаться, в итоге за последние три года на территории под властью Кватайне (где живет около полумиллиона человек) ни одна женщина не умерла при родах — и это в стране, которая и в Африке считается очень бедной. Картер считает, что раз даже в третьем мире достаточно таких энтузиастов, то нет никаких причин для того, чтобы в более развитых странах мужчины не нашли бы в себе смелость отвергнуть последние (пусть и благоприятные для них) пережитки патернализма.

 Фотографии: Getty Images/Fotobank, Geoff Holtzman via Flickr.com

 

Рассказать друзьям
1 комментарийпожаловаться