ЖизньЖенщины на борту:
Пираты, о которых мы
не догадывались
Роман Мун рассказывает о женщинах, чья преступная деятельность была увлекательнее всех дамских романов вместе взятых
Текст: Роман Мун, Sports.ru
Сколько бы женщин ни входило в список Forbes, дискриминация по полу все еще процветает даже на страницах «Википедии»: недавно издание The Hairpin опубликовало списки из веб-энциклопедии с женщинами, сгруппированными по разным, порой совершенно нелепым критериям. В них есть подборки женщин, забеременевших после 50 лет, женщин-киборгов в поп-культуре, женщин, которые когда-либо и где-либо были первыми, и даже список кратеров на Венере, названных в честь великих женщин или просто женскими именами. Мы выбрали и изучили самый неожиданный википедийный список — женщин-пиратов, о существовании которых, предполагаем, мало кто догадывался вообще. Рассказываем про 7 героинь, которые опровергают известный миф о том, что женщинам на борту долгое время было не место (да и сейчас не везде рады).
Чжэн Ши
Ching Shih
Происхождение Чжэн Ши — загадка: неизвестны точный день и место ее рождения, а также настоящее имя. Не очень ясны и обстоятельства, при которых проститутка из скромного борделя в 1801 году вышла замуж за Чжэна И — одного из главных пиратов Азии начала XIX века. По одной версии, Чжэн И послал несколько верных ему людей, чтобы они забрали его любимую женщину силой. По другой, очарованный пират явился за ней сам, пообещал ей половину всей добычи и возможность участвовать в планировании налетов.
После шести лет брака Чжэн Ши овдовела. В посвященном ей очерке Борхеса «Вдова Чинга, пиратка» изложена красивая история о блюде отравленных гусениц с рисом, поданных ее мужу. На самом деле его корабль, скорее всего, просто потопил тайфун. После смерти мужа Чжэн Ши взяла на себя вопросы тактики, стратегии и общего планирования, а руководить флотом поставила своего пасынка Чжана Бао, вскоре ставшего ее вторым мужем (кстати, согласно ряду свидетельств, сразу после усыновления Чжан Бао стал любовником Чжэна И). Она написала революционный кодекс поведения для своих пиратов, предусматривавший тяжелейшие наказания за грабежи и изнасилования без разрешения капитана и другие нарушения дисциплины.
В лучшие годы Чжэн Ши и ее флот контролировали все Южно-Китайское море. Ей подчинялись 1800 кораблей, 17 тысяч человек и даже целая шпионская сеть, доносившая последние новости двора правящей династии Цинь. Попытки императора остановить Чжэн Ши силой неизменно заканчивались провалом — в конце концов она сама предложила властям приемлемые условия амнистии, те согласились. Почти все ее пираты были помилованы, Чжан Бао стал на сторону правительства и получил флот в 20 кораблей. Чжэн Ши сохранила все богатства, открыла публичный дом и притон для азартных игр и занималась ими до самой смерти.
Энн Бонни и Мэри Рид
Anne Bonny, Mary Read
Мэри Рид входила в команду одного из кораблей, захваченных Бонни и Рэкхемом. Чтобы выжить, Мэри с детства приходилось выдавать себя за мужчину и носить мужскую одежду. О том, какого пола новый пленник, Энн выяснила только когда попыталась затащить ее в кровать. Бонни и Рэкхем согласились хранить тайну Рид, а команда «Мести» так ничего и не узнала, пить и драться Мэри (как, кстати, и Энн) умела не хуже других. Образованной рыжеволосой дочери богатого юриста предсказывали брак с достойным молодым человеком — при условии, что буйная Энн Кормэк перестанет напиваться до беспамятства в тавернах и просыпаться в грязных койках местных рыбаков. В конце концов Энн тайком обвенчалась с нищим матросом Джеймсом Бонни и сбежала с ним на остров Нью-Провиденс, куда в XVIII веке стекались пираты, охотившиеся на испанские торговые суда. Брак Джеймса и Энн трещал на весь остров: она продолжила спать с незнакомцами, да и он точно не был образцом верности (однажды жена застала Джеймса в постели с мужчиной). Встретив Джека Рэкхема, капитана пиратского корабля «Месть», Энн ушла от мужа — в море.
Приключения Рэкхема, Рид и Бонни закончились, когда на «Месть» напал наемник Джонатан Барнет, действовавший по поручению ямайских властей. Момент Барнет выбрал идеальный: на корабле только что закончилась попойка и половина команды просто не смогла подняться на ноги. Рид и Бонни долго сопротивлялись, но Барнет все равно победил. Рэкхема вскоре повесили. Его последним желанием было увидеться с Энн. Придя к нему, она сказала, что если бы он дрался «как мужчина», то не умер бы «как собака». Рид скончалась в тюрьме. Точная судьба Бонни неизвестна, но, судя по всему, отец Энн нашел ее и увез в США, где она прожила долгую и спокойную жизнь.
Рэйчел Уолл
Rachell Wall
Рэйчел Шмидт, девушка из небогатой, но приличной религиозной семьи, вышла замуж за человека по имени Джордж Уолл и уехала с ним в Бостон. Там она устроилась служанкой, а он — на рыболовное судно. Быстро пропив заработанные деньги, Джордж решил заняться пиратством и втянул в новое дело ближайших друзей и жену.
План Уоллов был очень прост. Их шхуна плавала у побережья Нью-Гэмпшира, дожидаясь шторма. Как только погода становилась лучше, Рэйчел выходила на палубу и начинала звать на помощь криками и жестами. Тех, кто соглашался помочь, убивали, все их ценности забирали, а корабль топили, чтобы все выглядело так, будто во всем виновата непогода. Уоллы пиратствовали около года. По некоторым подсчетам, за это время они захватили 12 кораблей и убили больше 20 человек.
Закончилось для парочки все плохо: Джорджа смыло за борт волной, Рэйчел пришлось вернуться в Бостон, где она снова стала служанкой, а затем угодила в тюрьму. Часть источников утверждает, что Уолл попалась на краже у хозяев, в других написано, что она занялась проституцией и неудачно пыталась что-то стащить у клиента. Рэйчел признала себя виновной в пиратстве и воровстве. 8 октября 1789-го ее повесили.
Мари-Анна Божья Воля
Anne God-Wants/Anne Dieu-le-Veut
Он сказал про нее какую-то гадость, она пообещала его пристрелить. Именно так начался роман французской авантюристки и голландца Лоренса де Граффа — знаменитого пирата, прославившегося налетами на английские и испанские корабли в пользу Франции. Обвенчавшись, супруги продолжили жить опасной жизнью: как утверждают, Мари-Анна участвовала в сражениях наравне с мужем и его командой. В 1695-м англичане захватили Мари-Анну и ее детей в плен. Освободили ее только три года спустя, когда Рисвикский мир завершил девятилетнюю Орлеанскую войну между французами и Великим Альянсом, куда входила Англия. Дальнейшая судьба Мари-Анны неясна. Чаще всего встречается уютная версия о том, что они с мужем осели где-то на юге США и дожили до преклонного возраста.
Грэйс О'Мэлли
Grace O'Malley
Грэйс родилась в семье Оуэна Дубдары, вождя клана О'Мэлли, контролировавшего все побережье ирландского графства Мейо. По легенде, девушке уже в юности так хотелось в море, что когда отец запретил ей приближаться к кораблям под предлогом, что ее волосы запутаются в тросах, она без лишних раздумий их отрезала. О'Мэлли и ее первый муж начали разбойничать в конце XVII века. Они поджидали корабли, покидавшие или плывшие в порт на берегу залива Голуэй (одноименный ирландский город тогда был центром торговли с Испанией и Францией), и предлагали заплатить или отдать часть перевозимых товаров. Сопротивлявшихся избивали, иногда даже убивали.
Ирландка знала, что самые большие неприятности грозят ей даже не из-за пиратства, а из-за того, что она выступала против английской колонизации и подбивала соотечественников на сопротивление. В 1593-м она отправилась на переговоры с королевой Елизаветой I. Известно, что О'Мэлли отказалась кланяться той, кого не считала королевой Ирландии, а говорили женщины на латинском (Елизавета не знала ирландского, а Грэйс — английского). Требования О'Мэлли в конце концов не были выполнены и в грянувшей год спустя войне вождей ирландских кланов против английских колонизаторов она выступила на стороне Ирландии. Скорее всего, Грэйс не дожила до конца войны — возможна как насильственная смерть, так и смерть по естественным причинам (О'Мэлли было уже за 70).
Саида аль-Хурра
Sayyida al Hurra
В 1492-м семье Саиды аль-Хурры (скорее всего, не настоящее имя, а что-то вроде титула «благородная, свободная и независимая дама») пришлось покинуть родную Гранаду, чтобы скрыться от испанской Реконкисты. Впоследствии она стала женой короля Марокко, однако неспособность забыть самый тяжелый эпизод детства и справиться с ненавистью к христианам вынудили ее обратиться к Аруджу Барбароссе — правителю Алжира и одному из самых знаменитых пиратов того времени. Саида и Барбаросса контролировали почти все Средиземное море и регулярно нападали на португальские и испанские судна. При этом Саиде удавалось сохранить хорошие отношения с правительствами обеих стран. Ее даже приглашали в качестве посредника, когда власти Испании и Португалии пытались освободить пленных, захваченных пиратами. Возможно все дело было в дипломатическом таланте Саиды, есть также мнение, что ее просто очень боялись. Саида аль-Хурра почти всю жизнь была губернатором марокканского города Тетуана, пока в 1542-м ее не сверг собственный зять. Женщину лишили власти, титулов и собственности, что с ней было дальше — неизвестно.