ЖизньКак выглядит феминизм
глазами стоковых
фотографов
Wonderzine изучил крупнейшие российские фотоархивы по тегу «феминизм»
Каким бы клишированным нИ было понятие «феминизм», большинство до сих пор не может дать ему четкого определения. Феминистка — это сильная женщина? Женщина, которая стремится доминировать? Не ухаживает за собой? Может быть, женщина, которая просто хочет всеобщего равноправия? Несмотря на отсутствие четких представлений о феминизме, есть категория людей, которые это понятие визуализировали и фактически определили. Это фотографы, чьи снимки мы видим в стоках под тегом «феминизм», когда хотим проиллюстрировать статью.
Принято считать, что настоящим фотографам не стоит отправлять свои работы в стоковые агентства, даже когда ты в финансовой яме, выбраться из которой не представляется возможным. Большинство фотографов, которых можно увидеть на разворотах журналов, и правда следуют такому правилу — их работы точечные, сделаны либо на заказ, либо выкуплены напрямую журналом. Тем, кто решился отдать себя на растерзание фотомассмаркету, приходится пройти несколько кругов ада и разобраться в юридических аспектах работы с фотостоками. Самый интересный и главный момент — это правильное, верное тегирование своей работы. По тегам и ключевым словам можно найти подходящую иллюстрацию строчки из песни и даже корову в депрессии. Именно поэтому ключевые слова к снимку задает сам фотограф. Каждый человек, разумеется, личность и индивидуальность, но когда появляется целый тумблер с фотографиями из стоков про веселых женщин, поедающих салат в одиночестве, в этом начинаешь серьезно сомневаться.
элина чеббоча
Так видят феминизм в зарубежных фотостоках, согласно проекту
«Feminism, According to Stock Photography»,
опубликованному в New York Magazine
Фотографии по тегу «феминизм»
агентства ИТАР-ТАСС
Осенью 2013-го на сайте The Cut опубликовали материал под названием «Понятие феминизм согласно стоковой фотографии». Предполагалось, что снимки с тегом «феминизм» должны были улучшить образ женщины, однако каждый второй фотограф выступил в жанре «мужская шовинистическая свинья». Выяснилось, что феминистка — это боксерша, которая любит унижать мужчину, наступая ему на голову каблуком, обожающая подпиливать ногти циркулярной пилой и — та-дам! — вообще не человек — в стоках есть целая серия фотографий феминисток с шестью руками. Разумеется, одной из них она укачивает ребенка, второй делает звонки, третьей держит сковородку, а оставшимися просто радуется (видимо, независимости). Примерно так представляют себе равноправие 99 % стоковых фотографов.
Возмущенная такими представлениями о женщинах, Пэм Гроссман, директор визуальных трендов в фотоагентстве Getty Images, запустила свой проект — Lean In Collection. Основной идеей было показать женщин на фотографии такими, какие они есть — без избыточного фотошопа и театральной постановочности, чтобы сила там иллюстрировалась не боксерской перчаткой, а любовь к уюту — не сковородкой. Гроссман хотела вернуть фотографии ее первоначальный смысл — конспектировать реальность, а не унижать женщину набором стереотипов. Надо сказать, что в стоковых фотографиях выглядят глупо не только женщины, но такова природа стоковых агентств — в них всем приходится искать жемчужину в потоке неправдоподобного трэша. Несмотря на хороший зачин, Гроссман успели немножко покритиковать за отсутствие на фотографии женщин из мира науки, технологий или даже фотографий, иллюстрирующих женщину в мире математики. Некоторые саркастически замечают, что у современного феминизма есть проблемы посерьезнее, чем портреты женщин в стоковых фотографиях. Пэм Гроссман парирует, как настоящая феминистка: «Мы все обязаны использовать те инструменты, которые есть в нашем распоряжении, чтобы сделать мир лучше. Считаем ли мы, что это единственная возможность решить проблему с равенством женщин и девушек? Конечно же нет. Но это то, на что у нас есть силы прямо сейчас».
Пэм Гроссман, наверное, потеряла бы дар речи, если бы увидела, как феминизм представляют себе в российских стоковых агентствах. Для «Коммерсантъ Фото» феминизма просто не существует: единственная присутствующая там фотография — это акция оппозиции «Марш против палачей». В «РИА Новости» феминизм иллюстрируют черно-белой гравюрой на дереве «Освобождение женщины Востока. Сожжение паранджи», тоже в единственном экземпляре. В ИТАР-ТАСС феминизм наличествует на 18 страницах и полностью олицетворяет русский подход к делу. Во-первых, там феминизм существует прежде всего как историческое понятие: были какие-то женщины-суфражистки, иногда социалистки, их было очень много, чаще всего они были нерусскими и их любили изображать на марках. Во-вторых, феминизм — это чертовщина: девушки с красными рожками и плетками перемежаются с боксершами — последних просто поразительно много и в сатанинских позах. В-третьих, настоящая феминистка любит брить лицо (!) кухонным ножом, стрелять из лука, наступать на голову мужчине каблуком да и просто порукоприкладствовать. Завершает композицию Мария Арбатова, главная русская феминистка, по мнению ИТАР-ТАСС, с фотографией в казино на чемпионате по караоке.
Откуда появляются подобные представления о феминизме — вопрос не праздный и достоин отдельного обсуждения. За рубежом только-только нащупывают правильные интонации для того, чтобы рассказать о движении за гендерное равноправие языком иллюстрации. Для русского сток-маркета это слишком сложно — феминизма здесь либо не существует, либо он дремуч и в буквальном смысле бородат. Очевидно, что разрушение стереотипов стоит брать в руки директорам фотоагентств на примере зарубежной коллеги — пока обычные фотографы продолжают самостоятельно выставлять теги к фото, настоящая феминистка будет продолжать боксировать шестью руками, хотя могла бы готовить борщ.
Фотография: Photo via Shutterstock
lev dolgachov, www.alamy.com, Мосичев Валентин /Фото ИТАР-ТАСС
Фотографии по тегу «феминизм»
агентства ИТАР-ТАСС