ЖизньПочему женщины отказываются
от замужества
Постсоветские одиночки в авангарде общественных перемен
Одиночество — это новая реальность жителей городов, и не только больших. Недавно вышедшая книга нью-йоркского колумниста Эрика Кляйненберга «Жизнь соло» только подтверждает, что феномен одиночек вполне себе международный, а проблема слишком застоялась, чтобы ее хорошенько не исследовать. Мы попросили Таню Симакову встретиться с Анной Шадриной, автором исследования феномена одиночек в России, и узнать, зачем последней пришло в голову написать об этом книгу.
Текст: Татьяна Симакова
Сколько миллионов человек игнорирует Елена Мизулина?
Книга исследовательницы Анны Шадриной «Не замужем: Секс, любовь и семья за пределами брака», вышедшая в декабре прошлого года в издательстве «Новое литературное обозрение», строго противопоказана всем защитникам традиционных ценностей. Это исследование впервые описывает жизнь современных молодых женщин постсоветского пространства, и речь идет прежде всего о тех, кто предпочли замужеству и хранению домашнего очага иные жизненные сценарии.
Жизнь «одиночек», как называет их автор, давно будоражит умы западных исследователей. Это и понятно, с некоторых пор именно люди, не состоящие в браке, стали главным локомотивом экономики: они больше тратят на еду и развлечения, активнее участвуют в политической и общественной жизни, чаще ходят в кафе и рестораны и в общем-то формируют городской ландшафт. Воспетые в сериалах типа «Секса в большом городе» и Girls, холостячки обрели собственный голос и место в западных медиа. Не считаться с их мнением уже нельзя. В своей книге Анна Шадрина приводит слова американской феминистки Синди Батлер: «Говоря о „семейных ценностях“ как о союзе мужчины и женщины с „законнорожденными“ детьми, кандидаты-республиканцы игнорируют 100 миллионов человек, не состоящих в браке. Это огромная ошибка, поскольку одиночки составляют приблизительно 30 процентов американских взрослых».
Сколько миллионов человек игнорирует Елена Мизулина? В одной только Москве почти 3 миллиона женщин из 5 в возрасте 25–50 лет — «одиночки». Согласно данным Всероссийской переписи населения 2010 года, около половины жителей России не состоят в зарегистрированном браке. При этом для отечественных исследователей и масс-медиа их как будто не существует, эти люди — невидимки.
Интересно, что книга Анны Шадриной отчасти основана на личном опыте. Десять лет назад Анне исполнилось тридцать, ни мужа, ни ребенка у нее не было, а опыт романтических отношений вызывал все больше вопросов: «Каждый раз я думала — неужели это и есть то самое, о чем пишут в книгах и показывают в кино? — вспоминает она. — Может быть, со мной что-то не так, может, у других иначе? И почему то, что происходит в быту, совсем не похоже на то, как это бывает в кино? Почему мужчины и женщины по-разному распределяют обязанности внутри романтического союза? И почему фильмы обещают неземное блаженство, но я его не испытываю, а испытываю лишь неудовлетворенность?»
Оставив свою многолетнюю работу в журналистике и пост заместителя редактора в крупнейшей газете Беларуси, Анна поступила на магистерскую программу по гендерным исследованиям ЕГУ, белорусского университета в изгнании, в связи с политическим давлением переехавшего из Минска в Вильнюс. Во вступительном эссе она пишет, что хочет разобраться, почему одни женщины выходят замуж, а другие нет — тогда это казалось ей проблемой. Впоследствии оказалось, что интересующие Анну темы — институт брака, понятия интимности и семейной жизни — за последние 50 лет во всем мире изменились гораздо сильнее, чем за последнее тысячелетие.
Основой новой книги стали интервью с незамужними жительницами крупных городов стран бывшего Советского Союза, такими же, как она сама. Исследовательница стремилась выяснить, как и почему они выбирают именно те, а не иные жизненные сценарии, а больше всего ее интересовали вопросы романтической любви, секса и материнства за пределами официального брака. Читать все эти интервью с одной стороны тяжело и страшно, но с другой — чертовски поднимает дух и уверенность в собственных силах. Ничего неожиданного в этих текстах нет, ведь с этими рядовыми жизненными ситуациями так или иначе сталкивалась каждая.
Кадр из сериала «Девочки»
Понятия интимности и семейной жизни
за последние 50 лет во всем мире изменились
Кадр из сериала «Секс в большом городе»
У кого из нас
не вставал выбор между карьерой
и отношениями?
К примеру, 33-летняя незамужняя IT-менеджер рассказывает: «На самом деле раздражает моя независимость. То, что у меня все есть. И я, конечно, дорожу отношениями, но в случае чего останусь при своем интересе… Рано или поздно начинаются конфликты. Я очень много времени уделяю работе. Мне сейчас доверили вести очень важный проект. Я долго шла к этому и не могу упустить свой шанс. Это очень перспективно. Я могу приходить с работы в 10–11 часов вечера. И это обижает мужчину, который рассчитывал на то, что он в 18:00 придет с работы и найдет горячий ужин».
У кого из нас не вставал выбор между карьерой и отношениями? Или вот, типичный броманс, в котором, кажется, вместо брака живет едва ли не пол-Москвы: «Уже семь лет мы вместе с девочкой снимаем квартиру. Хоть мы и абсолютно разные, но мы как родственники стали. У нас разные интересы, разный стиль жизни, но у нас получился такой очень интересный сплав. Вряд ли это можно назвать семьей, но это нельзя назвать и просто коммунальным соседством». Это рассказывает женщина-драматург 33 лет. Очень волнительно узнавать, что многие сталкиваются с теми же проблемами, что и ты, и решают их самостоятельно — с чувством собственного достоинства, но совсем не так, как показывают в кино.
Пытаясь разобраться в том, почему в России нет местного аналога «Секса в большом городе», Шадрина говорит, что кино и пресса продолжают культивировать образ брачного союза как единственного способа полноценной реализации для женщин. Одиночество прочно ассоциируется с тоской, страхом и экзистенциальной пустотой. Холостячкам внушаются чувства вины и стыда за несоответствие культурным нормам. Именно эти эмоции на самом деле должны вызвать «невинные» мамины вопросы про внуков и дружеские советы о том, как надо себя вести с мужчинами, колонки про отношения, смешной рупор неопатриархального режима «Давай поженимся» и курсы женской привлекательности.
Счастье — понятие политическое, оно отражает, насколько человек вписывается в социально-иерархические структуры конкретного общественного уклада. «Женское счастье» в популярном сознании всецело зависит от того, захотели на тебе жениться или нет. Другие желания и жизненные планы всерьез не рассматриваются и воспринимаются в массовом сознании только как оправдание женской несостоятельности. Другими словами, универсальное решение всех «женских проблем» — «найти подходящего мужчину». Желание соответствовать культурным нормам заставляет женщин терпеть неудобства, отказываться от жизни здесь и сейчас, превращая ее в ожидание того самого принца, который придет и все починит.
В этом смысле книга Анны Шадриной имеет терапевтическое воздействие. Описывая собственный опыт «одиночки», она приводит пример того, как ждала появления мужчины для того, чтобы он починил кран и передвинул тяжелый стол поближе к светлому окну, не задумываясь, что это может быстро и совсем недорого сделать наемный рабочий. Анализируя ряд подобных историй, она приходит к выводу, что гораздо разумнее полагаться на собственные силы и не ждать случая, который разом сделает жизнь более комфортной. «Перед лицом неизбежной смерти и неизвестности, постоянно размышлять о том, произойдет ли „судьбоносная встреча“ — на мой взгляд, это досадное расточительство», — пишет Шадрина.
Самым важным сейчас становится не вопрос равноправия, а то, готовы ли женщины самостоятельно нести ответственность за свою жизнь и комфорт, или все же до сих пор хотят перепоручить эти заботы кому-то другому? Опыт современных холостячек, описанный в книге, говорит о том, что готовы. Более того, исследуя его, Шадрина пришла к выводу, что никаких одиноких женщин на самом деле не существует. Все то, что изображается как прерогатива брака: забота, удовольствие, развлечение, материнство, — все это может быть и вне брачного союза и романтических отношений. Вместо того, чтобы думать о том, как найти и удержать мужчину мечты, не лучше ли понять, какие проблемы хочется решить с его помощью, и начать рассчитывать на собственные силы?
Кадр из сериала «Девочки»
Желание соответствовать культурным нормам заставляет женщин терпеть неудобства
ФОТОГРАФИЯ: photo via Shutterstock