ЖизньНе уходи: Как Филип Сеймур Хоффман научил нас любить людей
10 ролей одного из лучших актеров современности, которые сделали нас человечнее
Текст: Наталья Серебрякова
Сегодня ночью стало известно, что умер Филип Сеймур Хоффман — один из лучших актеров своего поколения, если не лучший, при этом сыгравший не так много ролей первого плана. О его проблемах с алкоголем и наркотиками знали давно — а он явно понимал, куда они его приведут, но никогда не выглядел как мудак. «Капоте», «Ночи в стиле буги», «Счастье», «Синекдоха, Нью-Йорк» и, конечно, «Мастер» Пола Томаса Андерсона — во всех этих фильмах он убедительно играл людей со сложным характером или тяжелой судьбой, не без страха и не без упрека, потерянных интеллигентов, неловких чудаков, во многих смыслах неправильных и таких настоящих. «Хоффман жил ради большого искусства, нельзя сказать, что он умер не из-за него», — написал сегодня ночью в своей колонке кинокритик Ричард Броуди. Мир с ним был чуть лучше, а без него стал хуже — в первую очередь потому, что осталось меньше людей, способных обнажить на экране человеческие трещинки. В память об этом блестящем актере мы вспоминаем роли Филипа Сеймура Хоффмана, показавшие нам мужчин без прикрас и немного научившие жизни.
Ночи в стиле буги
Boogie Nights, 1997
«Гребаный идиот… Я — гребаный идиот», — плачет парень в красном костюме в новой гоночной машине. Только что он пытался поцеловать своего друга. В «Ночах в стиле буги» Хоффман сыграл неудачливого скрытого гея по имени Скотти Джей. При этом в кадре мы видим не ориентацию героя, а его несчастную душу. Именно так выглядит горький опыт безответной любви независимо от пола влюбленного.
Счастье
Happiness, 1998
Тодд Солондз заставил Хоффмана сыграть человека, который звонит звездной писательнице домой в поисках секса по телефону. По сюжету его герой вроде бы неприятный потный извращенец, однако он сам становится очевидцем еще более странной перверсии. В итоге нам даже жаль этого безобидного фрика.
Почти знаменит
ALMOST FAMOUS, 2000
Музыкальный критик (реальная, кстати, фигура), который делится самой сокровенной правдой жизни: каково это — быть лузером. Почему быть лузером лучше, чем быть мачо. И что любовь притворяется сексом, а секс — любовью.
Любовь, сбивающая с ног
Punch-Drunk Love, 2002
Еще один запоминающийся выход у Пола Томаса Андерсона. На этот раз Хоффман — босс, который должен заступиться за свою подчиненную. В телефонной дуэли с Адамом Сэндлером мы узнаем, как нужно выигрывать разговорные бои и побеждать невидимого соперника. «Заткнись, заткнись, заткнись, заткнись, мать твою», — орет в трубку Хоффман. И этот момент — настоящий мем.
Капоте
CAPOTE, 2005
Одна из ключевых главных ролей Хоффмана — байопик звезды «новой журналистики» Трумана Капоте: талантливого, амбициозного, беспринципного, манерного и, в общем, не слишком приятного — но явно неоднозначного, рефлексирующего и глубого травмированного человека. Помимо поразительного внешнего сходства Хоффмана и его героя, есть еще один жуткий нюанс — Капоте тоже преждевременно погубили наркотики.
Игры дьявола
Before the Devil Knows You're Dead, 2007
У Сидни Люмета Хоффман сыграл одного из братьев, которые спланировали идеальное ограбление. Ограбление магазина собственных родителей. Фильм начинается сценой откровенного секса в исполнении Филипа Сеймура. И это начало погружения в мир цинизма и жестокости.
Война Чарли Уилсона
Charlie Wilson's War, 2007
Сцена, в которой Хоффман ругается с Джоном Слэттери. Здесь он играет шпиона, а Слэттери — его начальник. После словесной перепалки последует показательное битье офисных окон. Агрессия мужчины, который уверен в своей правоте. На одной голой харизме Хоффмана выезжает практически весь фильм, скучная военно-политическая драма.
Нью-Йорк, Нью-Йорк
Synecdoche, New York, 2008
Мало кто может вытянуть роль у Чарли Кауфмана-сценариста, не то, что даже у режиссера. Хоффману же удалось сделать этот фильм шедевром, благодаря полному перевоплощению в роль театрального режиссера Кейдена Котара. Филип Сеймур с готовностью проживает чужой опыт гениального, наполовину потерявшего рассудок постановщика. Он объемлет все — боль одиночества, брошенного мужчины, нереализовавшегося отца и художника.
Мастер
The Master, 2012
Самая выдающаяся роль, и снова у Пола Томаса Андерсона. Хоффман играет главу секты — авторитарного манипулятора Ланкастера Додда, которому тоже не чужды сомнения. Это человек, перед которым трепещут и преклоняются все — как женщины, так и мужчины. Животный психологизм роли, разыгранный на пару с Хоакином Фениксом, безусловно, пик карьеры Хоффмана.
Божий карман
God's Pocket, 2014
Образ, который нам всем предстоит только увидеть. Премьера этого фильма состоялась пару недель назад на «Сандэнсе». В дебютной постановке Джона Слэттери Хоффман играет небогатого вора, который переживает смерть своего пасынка и должен смириться с реальностью. В одном из своих последних интервью Хоффман говорит, что эта роль хорошо срезонировала с его нынешним мироощущением, потому что она о кризисе среднего возраста.