ЖизньЗачем нужны мусульманские хипстеры
Элина Чеббоча разбирается в очаровавшем соцсети феномене мипстеров
Элина Чеббоча
Вначале было видео. Юные мусульманские модницы на сумасшедших каблуках улыбались в камеру под аккомпанемент Jay Z «somewhereinamerica», катались на скейте и скутере, фехтовали, танцевали — в общем, были, как сейчас принято говорить, классными. Так о себе заявили мипстеры — новая поросль хипстеров-мусульман из США, которые по традиции создали сообщество в фейсбуке, аккаунт на тумблере и закрытую группу на Google для общения. Интернет после такого, кажется, сразу умер, еще не успев оправиться от Дженнифер Лоуренс и тверкинга Майли Сайрус.
Мипстеров шпыняли за все сразу. Слишком красивые мусульманки слишком красиво катаются. Ориентироваться на Запад с их идеалами и понятиями «нормальности» грешновато. Почему видео снимали мужчины? Почему в качестве саундтрека использовали Jay Z с пошлой песней? А задумывались ли вы над тем, как они носят хиджаб? Мусульманам не верят после 9/11, а попытки притереться, используя хипстеров, отвратительны. Они все одинаковые. Показывать ножки — стыдно. Быть хипстером — стыдно. Быть хипстером-мусульманином — позор. Но самое большое раздражение вызывал небольшой манифест мипстеров: «Мипстер — это тот, кто ищет вдохновение в исламской традиции божественных писаний, в объеме знаний, в мистических поэтах, смелых пророках, воодушевляющих политиках, в понятных лишь посвященным имамах, а также это наши собратья, ищущие трансцендентных состояний сознания. Мипстер — это ироничная личность, которая служит больше как вечный критик себя и общества». Если бы в интернете можно было расстреливать за пафос, мипстеров бы первыми приставили к стенке. Небольшая неоднозначность была и внутри мипстеров: некоторые из заснятых девушек утверждали, что понятия не имели, каким будет итоговый результат, а в процессе съемки полагали, что видео будет о любви и дружбе.
Положительные отзывы пришли от тех, кто не мог дать себе определения до этого: «Будучи мусульманином, которого когда-то назвали „юмми“ (юный городской мусульманин), мипстеры, как я полагаю, это самовыражение современного поколения, где у всего есть хэштег. Сам я этого не понимаю, но поддерживаю то, как они раздвигают границы и открывают диалог. Машалла и сил вам, сестры».
Хипстеры сами по себе вызывают огромное количество ненависти, а определения им, кажется, не нашли до сих пор
Силы сестрам, конечно, понадобятся. Хипстеры сами по себе вызывают огромное количество ненависти, а определения им, кажется, не нашли до сих пор. Сойдемся на том, что хипстер — это маленький уютный модник, немного светский, но не до аристократичности. А теперь определим, кто такой мипстер. Представьте, что вы ходили на митинг с друзьями-хипстерами. Вы слушаете одинаковую музыку, посещаете одинаковые вечеринки и более-менее всех видели голышом при странных обстоятельствах. Вы сливаетесь в одинаковом умилении или негодовании по основным хайповым вопросам, но стоит кому-то затронуть тему религии, национальности или военной политики России, один из тех, с кем вы еще вчера чекинились на Болотной, обязательно уходит в бан. Мипстеры не сильно отличаются от остальных хипстеров, просто у них все проходит с небольшим налетом паранджи. Первый открытый имам-гей порождает дискуссии в фейсбуке, комментарии в котором варьируются от «Почему вы, идиоты, продвигаете это дерьмо? Пора мне вас разлайкать, тупые мазафакеры» до «Мы должны поклоняться различиям между нами и осуждать себя, а не других». Вопрос о том, кто соберет больше лайков, не стоит, ведь ненависть с огоньком всегда привлекательнее унылых призывов к добру.
На повестке дня у мипстеров — все основные проблемы молодежи: мода, Сирия, шутки в духе «хипстер был мусульманином еще до того, как появился ислам» и, конечно, музыка. К примеру, мипстеры восхищаются Yuna, певицей из Малайзии, которая в хиджабе поет неплохие песни на идеальном английском про девичью печаль. Она гордится своими корнями, а носить хиджаб для нее так же естественно, как и сочинять музыку. Выделить какое-то одно музыкальное направление для мипстеров невозможно, а самым подходящим определением будет «музыкальный бомж»: одновременно мипстеры могут восхищаться и очень далеким от ислама Скриллексом, рэперами-немусульманинами, тоскующими The National и другими проявлениями современной поп-культуры.
Одна из очень модных девушек-мусульманок, лучшая в Москве по мехенди (росписи по телу хной), после просмотра видео сказала, что никак не может себя с ним ассоциировать. Что подобные ролики не смогут вызвать симпатию по отношению к исламу у людей, которым он не близок. Что девушка должна быть стильной, а не модной. Среди молодых такое мнение не единично. Современные городские мусульмане страдают от тех же проблем, что и другие вовлеченные во что-то люди, для них разве что нет сомнений по поводу того, что хорошо, а что плохо. В попытках найти себя мусульманская молодежь кидается в хипстерство (чтобы быть ближе к современникам), в моду (чтобы нравиться сверстникам и иметь площадку для знакомств), а поколение постарше смотрит на все со спокойствием аксакала и чешет бороду. Для них нет вопроса «Кто я?», все ответы они уже нашли в Коране, а мипстеры пусть будут: чем бы дитя ни тешилось.