ЖизньЖенский коллектив:
Хорватские
арт-кураторы WHW
Сабина, Ана, Наташа и Ивет о трудовой этике, правых настроениях в Европе и искусстве постсоциалистических стран
Wonderzine запускает новую рубрику «Женский коллектив», где мы будем предоставлять слово музыкантам, художникам, спортсменам, архитекторам и другим профессионалам женского пола, нашедшим общий язык на рабочем месте.
Первые героини рубрики — женский коллектив кураторов из Хорватии WHW (What, How and for Whom) с безупречным портфолио и вдохновляющей трудовой этикой. За последние 13 лет четыре куратора из бывшей Югославии создали серьезную арт-платформу с фокусом на политике, истории и философии, которую многие считают не просто влиятельной, но порой и революционной. Сабина, Ана, Наташа и Ивет живут в Загребе и в Берлине, предпочитают высказываться коллективно и известны тем, что в 2009 году бросили вызов арт-сообществу, обнародовав бюджет Стамбульской биеннале, которую они курировали. В связи с открытием выставки «Любимое искусство» в лондонской галерее Calvert 22 Wonderzine поговорил с WHW об особенностях их кураторской практики, Югославии 1990-х, знакомстве с куратором Виктором Мизиано, самоорганизации и о статусе современного искусства в обществе.
Леся Мята
О коллективном высказывании
Мы предпочитаем работать коллективно, так как вместе мы можем сделать гораздо больше в области интервенции культурного пространства в политику. Темы, которые мы затрагиваем, часто вообще игнорируются, или просто нет каналов для их обсуждения. Нам часто задают вопрос, как мы работаем на практике, как происходит разделение труда и коммуникация на расстоянии. Нам кажется важным, что коллективу удается использовать сильные стороны всех его участников, не превращаясь при этом в сумму из четырех индивидов. Нам хочется верить, что благодаря совместной работе у всего, что мы делаем, появляется добавочная стоимость. Вопрос о коллективной работе тесно связан с условиями, в которых мы работаем. Мы все четверо фрилансеры, регулярно работаем сверхурочно и занимаемся так называемым «прекарным трудом».
О том, как все начиналось
Рабочий процесс начался очень органично и абсолютно неформально. Из бесконечных разговоров и размышлений в 1999 году родилась наша первая выставка, которая, собственно, и называлась «Что, Как и для Кого» и была посвящена 152-й годовщине Манифеста коммунистической партии. Выставка затрагивала, среди прочего, вопрос перехода экономики от социалистической к капиталистической и получила невероятный резонанс среди публики и критиков. Для нас было откровением, что с помощью именно выставки, а не только через активизм или какую-то академическую работу, можно достичь таких результатов. Мы решили продолжить.
Что ты делаешь, как ты это делаешь и для кого ты это делаешь — мы всегда пытаемся реагировать на контекст, в котором работаем. Мы сами вышли из достаточно маргинальной среды, в том числе и географически, и пытаемся найти «переключатель», с помощью которого можно соотнести то, что происходило в националистической, правой, автократичной, аутичной, болезненной Хорватии в 1990-е, с тем, что происходит в сегодняшнем мире. А проект, над которым мы работаем прямо сейчас, посвящен арабскому миру, но, опять же, вопрос не в арабском мире, а в том, как все это касается всего остального мира. Вот такие «культурные переводы», многие из которых основаны на нашем локальном контексте, определяют содержание нашей кураторской практики.
Об актуальности
Когда мы начали, насущными темами, с которыми мы работали, были конфликт, национализм, закрытость Хорватии. Потом эти темы отошли на второй план, но сейчас, с выходом из кризиса и с усилением экстремально правых настроений в Европе, они опять актуальны. За 13 лет изменился также формат нашей работы: мы начинали как неформальная группа, но со временем стали институализированы. Мы по-прежнему фрилансеры, но происходит некая формализация того, что мы делаем.
Как правило, многие наши выставки воспринимаются как попытка вторгнуться и нарушить существующий политический и социальный ландшафт. Мы очень любим искусство, мы им восхищаемся и считаем, что нам очень повезло, что мы общаемся с таким количеством людей и художников из разных точек мира, самых разных поколений, с фантастическими знаниями и с феноменальной щедростью. В 2001 году, когда мы только начали работать, нам было где-то по 25, у нас было очень мало опыта, но нам посчастливилось встретиться с такими уже сложившимися художниками, как Саня Ивекович, Младен Стилинович, Томислав Готовач... А в 2002 году мы пригласили Виктора Мизиано принять участие в лектории, который мы организовали в Загребе, и хотя в тот момент наша работа не была очень хорошо известна, он приехал познакомиться. Таких людей было много, и они были с нами щедры, и мы надеемся, что продолжаем делиться этой щедростью.
О выставке «Любимое искусство»
в Любляне
В 2011 году Музей современного искусства в Любляне пригласил нас сделать проект в его новом здании. В 1990-е этот музей был очень важной институцией. В момент, когда Югославия разрывалась в войне, он собрал прекрасную коллекцию работ художников из постсоциалистических стран, в том числе из бывшей Югославии, и делал фантастическую работу. Было большой честью посотрудничать с этим музеем, особенно в очень важный для нас период — после 10 лет совместной кураторской работы и в сильно изменившихся после экономического кризиса условиях. Это был идеальный момент, чтобы дать нашу критическую оценку ситуации, выразить накопившиеся сомнения и дискомфорт и посмотреть на новую перспективу отношений между искусством и политикой. А также оценить в очередной раз статус искусства, что является центральной темой нашей практики на протяжении всех выставок.
Мы очень быстро придумали название «Любимое искусство», позаимствовав его из письма хорватского концептуального художника Младена Стилиновича, которое он адресовал искусству в 1999 году. Выставка изучает то, как различные разногласия, неопределенность, желание обладать, оценка и наоборот — обесценивание, поддержка и солидарность — проявляются в современной арт-практике и как это соотносится с политической реальностью.
Сейчас мы делаем эту же выставку в Лондоне, и снова обратиться к ней — очень интересно. С одной стороны, у экспозиции есть темпоральность, и это очень красиво: что-то существует как опыт в определенный момент времени, и потом это что-то разбирается на части и исчезает. С другой стороны, было приятно возродить выставку вместе с прекрасной командой кураторов из Calvert 22, в новом пространстве, как физическом, так и ментальном. Мы говорим уже о лондонском контексте, где работы приобретают другое звучание, другую громкость и провоцируют новые диалоги. Это была прекрасная возможность для нас заново написать любовное письмо искусству.
Фотографии: Нат Уразметова