ЖизньЦенные знания:
Девушки
о получении MBA
Как бизнес-образование окупается, лечит разбитое сердце и помогает открыть кулинарные курсы
Про бизнес-образование MBA существует много мнений: одни считают его непременным условием для успешной карьеры, другие — неоправданно дорогим билетом в закрытую тусовку или навороченной программой личностного роста. При этом MBA (Master's Degree in Business Administration) — это не высшее образование, а дополнительное. На него идут менеджеры, начальники и просто те, кто засиделся на одном рабочем месте и хочет энергичного рывка в карьере или знаний про то, как построить с нуля свой собственный бизнес.
Во время обучения студенты слушают лекции по маркетингу, аудиту, финансам и постоянно решают практические бизнес-задачи (кейсы) в группах. Первые MBA- программы появились в США, а затем и в Европе. Российскому MBA-образованию около 20 лет, и если на Западе MBA — это двухгодичная (США) или годичная (Европа) фулл-тайм учеба, то в России это в основном заочное или вечернее образование для очень занятых людей. Чтобы понять, как MBA меняет жизнь, wonderzine поговорил с пятью девушками о том, что изменилось в их жизни после прохождения MBA-программы.
саша шевелева
IE Business School
Мадрид
Основана в 1973 году. В рейтинге Financial Times IE Business School — третья в Европе, восьмая в мире.
Стоимость: 59 900 евро
Катерина Короткова,
фриланс-консультант
Школу для MBA я не выбирала, она cама выбрала меня. Я окончила факультет государственного управления МГУ и после обучения устроилась в отдел продаж крупной табачной компании, но скоро поняла, что мне хочется чего-то большего. Я наткнулась на конкурс, который организовала компания Procter & Gamble для девушек из Восточной Европы, — «Будь собой, будь звездой» совместно с испанской бизнес-школой Instituto de Empresa (IE Business School). Главным призом было обучение по программе International MBA в Мадриде. Нужно было предложить креативную идею, написать бизнес-план и сделать презентацию для жюри. Я вошла в десятку финалисток и стала победительницей. У каждой бизнес-школы своя специфика, и IE заточена на предпринимательство. Каждые полтора месяца нам давали задание: придумать новую бизнес-идею, написать бизнес-план, просчитать результаты инвестиций.
Мне было 23, и я была одной из самых молодых: средний возраст на программе — 29 лет. Поэтому учиться было непросто: каждый день я читала по 100 страниц бизнес-материалов, а в конце каждого семестра сдавала пять-шесть экзаменов. После окончания программы я вернулась в Москву, получив предложение работать в Johnson & Johnson. Там я провела замечательные три с половиной года, поработав в отделах маркетинга и стратегии, после чего уехала в Лондон. Сейчас я занимаюсь фриланс-консалтингом в области маркетинга и стратегии. Чем хорош западный MBA — он дает возможность делать международную карьеру, выталкивает тебя из зон комфорта, сразу появляется большое количество связей по всему миру. Конечно, если главное — финансовые возможности и быстрый карьерный рост, то Москва — это замечательное место. Но мне еще важен стиль жизни: выпить с утра кофе с круассаном, пройтись мимо Темзы на работу, встретиться вечером с друзьями — в Европе все как-то проще.
Академия народного хозяйства при президенте России
(РАНХиГС)
Москва
Программы РАНХ входят в топ рейтинга журнала «Секрет фирмы», некоторые программы MBA имеют
международную аккредитацию.
Стоимость: от 120 тысяч рублей в год, в зависимости от программы
Анна Волкова,
коммерческий директор «Весна FM»
и «Восток FM»
У меня был очень тяжелый период в жизни: я рассталась с близким человеком, с которым мы уже строили большие планы. И я понимала, что мне надо срочно что-то изменить в своей жизни, и решила пойти учиться. Я не говорю свободно по-английски, поэтому я искала российскую бизнес-школу с хорошей репутацией в Москве. Я опросила знакомых, которые получили MBА, и мне посоветовали Академию народного хозяйства. Тогда я работала менеджером по рекламе на радио «Семь на семи холмах» и хотела поучиться маркетингу и рекламе. У нас был поток — 60 человек, большинство — мужчины. Были и девушки, только что окончившие институт, которые признавались, что пришли искать себе мужа.
Мы учились по вечерам пять-шесть раз в неделю. Это было похоже на высшее образование, плюс большое количество работы в группах: придумывали бизнес-планы, запускали заводы-пароходы, развивали компании. Многое было построено на играх, тренингах, нас постоянно снимали на камеру, чтобы мы видели себя со стороны. Часть предметов у нас были общие для всего потока, а часть — по специализациям (финансы, маркетинг, менеджмент). Преподавали практики: например, генеральные директора крупных компаний и рекламных агентств. В 2006 году от делового партнера я получила предложение на запуск двух московских радиостанций, «Сити FM» и «Релакс FM», в качестве руководителя отдела рекламной службы. Через четыре года я возглавила управление радиорекламы в холдинге «Газпром-Медиа». Потом я уже не искала работу, а только получала предложения.
МИРБИС
Москва
Школа основана в 1988 году, все ее программы имеют международную аккредитацию AMBA.
Стоимость: от 380 тысяч рублей за программу
Ольга Петрусенко,
директор по работе с клиентами креативного агентства MILK, вице-президент
Всероссийской лиги MBA
Решение пойти учиться на программу МВА стало для меня взрослым осознанным шагом. Я работала директором по маркетингу в виноторговой компании и выбрала программу «Стратегический менеджмент и предпринимательство» в МИРБИСе, где я на тот момент получала второе высшее образование. Российский MBA очень отличается от западного: у нас это в основном вечернее образование для работающих людей, а не фулл-тайм учеба, поэтому невозможно требовать от людей научной работы и полного погружения. Поэтому если студент не будет применять знания на рабочем месте, ему будет казаться, что российский MBA ничего не дает.
Это та же самая учеба на кейсах, только на твоих собственных, когда ты понимаешь, что за каждым твоим решением стоит реальный бизнес и на тебе лежит полная ответственность. Моим дипломом было исследование рынка и вывод на рынок новой компании, которую я потом воплотила в жизнь. Конечно, западный MBA престижнее, но не все экспаты, которые приезжают сюда с западным образованием, способны решать элементарные управленческие задачи в России, у нас есть своя специфика бизнеса. Тем более не все могут бросить все и уехать на два года за границу: у меня здесь семья, дети и работа. Самое главное, что дал мне мой MBA, — это свобода выбора, уверенность в том, что я могу работать в любых областях бизнеса. Пять лет назад я сменила виноторговый бизнес на рекламный. Сейчас я возглавляю клиентский сервис креативного агентства MILK.
Kingston University
Москва, Лондон
Британская программа, которую Kingston Univerisity проводит в Москве на базе Академии народного хозяйства.
Программа аккредитована международной ассоциацией AMBA.
Стоимость: 850 тысяч рублей за программу
Елена Дугина,
основательница коммуникационного
агентства I-Consulting
Я задумалась о бизнес-образовании, когда перестала быть журналистом и начала работать медиаменеджером в крупном издательском доме. Я стала управлять группой брендов, и все вопросы ставили меня в тупик: как их продавать, как писать бизнес-планы? Мне хотелось получить западный MBA, причем в Москве — я не хотела никуда уезжать. Тогда я выбрала Kingston University, единственную западную MBA-программу с учебными модулями в Москве, Лондоне и Амстердаме. Обучение было дольное: на протяжении шести дней раз в два месяца нам преподавали британцы, а в перерывах — вечерние занятия с русскими преподавателями. Каждые три недели мы писали assignment на новую тему. Нам давали инструментарий, комплексное представление о бизнесе, концепты, модели, стратегии вывода на рынок новых проектов.
После получения MBA я поняла, на что я способна, чего я хочу и что я в состоянии этого достичь. Еще это новый круг контактов, клуб единомышленников. Конечно, MBA стоит дорого, кому-то оплачивает программу корпорация, а кто-то платит за себя сам. Стоимость образования должна представлять для человека значительную сумму, тогда он начинает в него по-настоящему вкладываться. Я окупила свой MBA буквально за полгода за счет роста зарплаты: сначала я росла внутри ИД, а потом меня перекупила крупная кинокомпания, где я отвечала за весь publishing. Затем я решила, что хочу работать на себя, и создала с товарищами PR-агентство I-Consulting. Сейчас я сама преподаю на MBA-программах в России и за рубежом, читаю коммуникации и стратегии развития бизнеса.
INSEAD
Фонтенбло, Сингапур, Абу-Даби
Одна из лучших бизнес-школ мира по версии Bloomberg Businessweek и Financial Times.
Стоимость программы: 59 500 евро
Мария Сорокина,
ведущая кулинарных мастер-классов
Pinch of Cinnamon
Закончив Высшую школу экономики и проработала два года в консалтинге, я начала понимать, что мне чего-то не хватает. А учеба на MBA в мире консалтинга - это возможность взять отпуск на год и вернуться. Я выбрала одну из старейших в Европе школ с предпринимательским уклоном - французскую INSEAD. У школы два кампуса: во Франции и в Сингапуре, и можно пожить в двух странах, причем преподавание ведется на английском языке. Школа очень придирчиво подбирает студентов. Когда я поступила, нас было 400 человек из 80 стран мира. INSEAD - довольно раздолбайская школа. Студенты не ходят на лекции в пиджаках и галстуках, могут что-то прогулять, много ходят на вечеринки. Мне это понравилось. На работе мне было сложнее всего именно в межличностном общении. Особенно, когда нужно было убедительно донести рекомендации клиентам, а они чаще всего были намного старше меня и намного более уверены в себе. Поэтому в INSEAD я ходила на психологические курсы, а на финансы и экономику тратила минимум времени.
Когда я еще готовилась к поступлению, я вспомнила, что люблю готовить, и моей лучшей работой в жизни была летняя подработка ассистентом повара в кулинарной школе «Гастронома». И вот в INSEAD я сделала студенческий кулинарный клуб. Мы устраивали вечеринки, на которые каждый приходил с блюдом из своей национальной кухни, ездили в Париж на экскурсии по самым известным кондитерским. Когда приехала в Москву, я вернулась к управленческому консалтингу, но через год начала устраивать по выходным кулинарные мастер-классы. Cкоро стало понятно, что именно этим я и хочу заниматься, и я уволилась. Cейчас я зарабатываю в разы меньше, но стала намного счастливее: у меня есть время на путешествия, танцы, встречи с друзьями. Получилось, что после MBA я не продвинулась в карьере, но для меня это был выход на другой уровень – я смогла начать принимать решения сама, не полагаясь на надежную компанию, которая скажет мне что делать. И именно моя школа, мои чудные профессора и друзья, с которыми мне посчастливилось познакомиться, помогли мне в этом.
Фотография: mba2u.org